Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:26, реферат
Как полагают исследователи техники живописи, первыми стали пользоваться именно византийские мастера желтковой темперой, работая этими красками включительно до XVI века, а в России они были распространены До конца XVII столетия. Темперными красками писали свои великие произведения выдающиеся итальянские мастера Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело, Тициан и другие. Однако некоторые итальянские живописцы пользовались и смешанной техникой, применяя и масляные краски, что известно по исследованиям картин, написанных еще до XVII века. Только в XVIII веке темперные краски и краски на клеевой основе вытесняются масляными. Темпера осталась лишь в иконописи, а клеевые краски - в декорационной живописи.
Введение 3
Виды темперы 4
ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА 4
МАСЛЯНО-КАЗЕИНОВАЯ ТЕМПЕРА 5
ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНАЯ ТЕМПЕРА 7
Темперная живопись 9
Кисти и палитры для темперы 11
ОСНОВАНИЯ И ГРУНТЫ ДЛЯ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ 11
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И НАНЕСЕНИЯ ЛЕВКАСНОГО ГРУНТА 12
ЛЕВКАСНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ТЕМПЕРЫ 12
Лаки 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4-5-процентный раствор технического желатина - 1 объемная часть
Первый
слой левкасного грунта наносится на
доску в виде жидкой суспензии (напоминающей
побелку), которая набеливается флейцевой
кистью на поверхность поволоки и
торцы доски. Первый слой грунта, будучи
жидким, проникает в поволоку и прочно
соединяется с основанием.
После высыхания первого (набеленного)
слоя грунта наносят последующие слои,
но уже в виде густой массы, напоминающей
густую сметану. Эту часть грунта наносят
эластичным шпателем.
Все последующие слои левкаса наносят на полностью высохший твердеющий слой, но обязательно смоченный водой, что предотвращает растрескивание грунта при его высыхании.
Растрескивание грунта объясняется тем, что ниже лежащие слои грунта, будучи сухими, поглощают воду из верхнего слоя и вызывают чрезмерно быстрое высыхание гипса. Каждый нанесенный слой левкасного грунта тщательно шлифуется, выравнивается наждачной шкуркой на деревянной колодочке.
Левкасный грунт должен быть идеально ровным. Чтобы приблизиться к идеально ровному живописному слою, необходимо наносить несколько слоев грунта с последующим шлифованием их.
Количество наносимых слоев грунта зависит от степени выравнивания поверхности каждого предыдущего слоя. Практически наносится не менее 2-3 слоев грунта. Нанесение каждого последующего слоя грунта является как бы исправлением тех дефектов - следов шпателя, которые образуются в процессе нанесения слоя левкаса.
Когда высохнет и будет окончательно выровнен последний слой грунта, его покрывают 4-5-процентным раствором желатина, что предотвращает гигроскопичность левкаса, и грунт перестает быть "тянущим". Это особенно важно в случае применения мела, который наиболее активно всасывает связующие водоэмульсионных красок, делая их непрочными и отстающими.
Технология приготовления левкасного грунта для живописи поливинилацетатной темперой по существу не отличается от обычного левкасного грунта и может использоваться и для масляно-казеиновой темперы.
Для приготовления
левкасного грунта применяется рыбий
клей и технический желатин.
В предварительно замоченный, набухший
клей заливают воду в соотношении 1 : 15
(на одну часть клея берется пятнадцать
частей воды).
В сваренный на водяной бане густой клей вливается 1 м. ч. натуральной олифы или льняного живописного масла, все тщательно перемешивается для получения клее масляной эмульсии. В полученную эмульсию постепенно вводится 6 м. ч. мела и 3 м. ч. цинковых белил (сухих).
На предварительно
проклеенную доску с наклеенной
поволокой (марля или канва) наносят
пятнадцать слоев левкасного грунта. При
этом каждый последующий слой левкаса
постепенно ослабляется добавлением воды
в приготовленный левкас. Перед нанесением
каждого нового слоя левкаса в него вливается
вода, из расчета 25 куб.см. на 100 г клея.
Каждый последующий слой наносится на
еще не полностью просохший (полусырой)
предыдущий слой, что улучшает связь между
слоями и не допускает образованию трещин
после высыхания левкаса. Грунт наносится
сапожной щеткой тонкими слоями (толщина
каждого слоя 1-1,5 мм). После полного высыхания
грунта его поверхность тщательно выравнивается
шлифовальной шкуркой и покрывается поливинилацетатной
эмульсией для предотвращения впитывания
связующего красок в грунт.
При работе на таком грунте поливинилацетатные краски разбавляются желтковой эмульсией, делающей их более насыщенными и звучными по цвету. Для приготовления эмульсии на 1 яичный желток берется 1/3 воды от объема желтка. Антисептиком служит 2-процентный раствор уксуса, которого берется на один желток примерно 10-15 капель.
Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность, что особенно характерно для темперных красок, но при этом лак несколько утемняет темперные краски. Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.
Лаковая
пленка играет не только чисто оптическую
роль, но и защищает красочный слой от
действия агрессивных реагентов, находящихся
в воздухе. К таким агрессивным реагентам
относятся сероводород и сернистые газы,
вызывающие резкое потемнение некоторых
красок.
Покрывают картину лаком не ранее чем
через год со дня окончания работы. В течение
всего-этого времени живопись должна предохраняться
от пыли, загрязнений, действия табачного
дыма и т. п.
Даже
при правильном выполнении живописи
краски темперы могут иметь
Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других -покрывных лаков.
Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи г более медленно, чем лака мастичного.
Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный.
Лучшим
покрывным лаком считается
Применяемый лак должен быть свежим, с
момента выпуска может пройти не более
трех месяцев, что проверяется по компостеру
на этикетке. Перед нанесением лака - картину
необходимо очистить от пыли и просушить.
Для нанесения
лака применяют широкие щетинные
флейцевые кисти при этом ширину
флейца подбирают в зависимости
от размера картины. Для картины
среднего размера обычно применяют флейц,
ширина полоса которого не менее- 100 мм,
а для картины небольших размеров - шириной
45-50 мм. Выбранная флейцевая кисть должна
быть с короткой, но нестриженой щетиной.
Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина
флейца, чтобы она "затянула" лак,
т. е. давала возможность наносить его
достаточно тонким слоем.
Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят
капроновым тампоном или даже просто рукой.
Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогрет том виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°. Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.
Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем - № 4) в соотношении 1 : 1. Соотношение между лаком и разбавителем можно изменять в зависимости от времени года, в холодное время разбавителя берут больше.
Чтобы лак сох медленнее в процессе работы, в него добавляют уайт-спирит (разбавитель - № 2), это дает возможность не спеша наносить лак на картину, но уайт-спирит обладает большей проницаемостью, чем пинен, и может вызвать так называемые провалы лака, который уходит через микротрещины в глубь живописного слоя, образуя мутные пятна. При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте.
Установив
источник света с правой стороны,
приступают к покрытию картины лаком.
Набрав на кисть небольшое количество
лака, плавно, широкими движениями ведут
флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром
движении флейца кисть захватывает воздух
и на лаковой пленке могут образовываться
пузырьки. Направление флейца должно быть
параллельным нижней стороне картины.
После нанесения лака его располировывают
уже сухим флейцем по полусырому лаку.
Располировку ведут до тех пор, пока флейц
не станет подлипать и задерживаться на
лаке.
Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины.
После
нанесения лака блеск картины
должен быть умеренным.
При повышенном блеске лаковой пленки,
что связано с чрезмерным нанесением лака,
этот недостаток исправляют путем удаления
части лаковой пленки; Для удаления излишнего
лака применяют флейцевую кисть, хорошо
смоченную в пинене. Размывание пленки
производят такими же движениями кисти,
как и при покрытии. Лак с кисти периодически
отжимают. Картину, покрытую лаком, следует
оберегать от действия влажности воздуха
и низких температур.
Техника письма темперными красками, актуальна и востребована по сей день, имея схожесть с масляным письмом и акрилом, имеет собственные особенности, не присущие ни одному другому виду живописи.
Гренберг Ю. И. Техника станковой живописи – М. 1982.
Комаров А. А. Технология материалов стенописи – М.1989.
Киплик Д. И. Техника живописи – М.1950.
Крестовский И. В. Скульптура – М. 1960.
Статьи сайта Мир Леонардо.
Информация о работе Особенности техник кроющих красок (темпера)