Особенности техник кроющих красок (темпера)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:26, реферат

Описание работы

Как полагают исследователи техники живописи, первыми стали пользоваться именно византийские мастера желтковой темперой, работая этими красками включительно до XVI века, а в России они были распространены До конца XVII столетия. Темперными красками писали свои великие произведения выдающиеся итальянские мастера Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело, Тициан и другие. Однако некоторые итальянские живописцы пользовались и смешанной техникой, применяя и масляные краски, что известно по исследованиям картин, написанных еще до XVII века. Только в XVIII веке темперные краски и краски на клеевой основе вытесняются масляными. Темпера осталась лишь в иконописи, а клеевые краски - в декорационной живописи.

Содержание

Введение 3
Виды темперы 4
ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА 4
МАСЛЯНО-КАЗЕИНОВАЯ ТЕМПЕРА 5
ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНАЯ ТЕМПЕРА 7
Темперная живопись 9
Кисти и палитры для темперы 11
ОСНОВАНИЯ И ГРУНТЫ ДЛЯ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ 11
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И НАНЕСЕНИЯ ЛЕВКАСНОГО ГРУНТА 12
ЛЕВКАСНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ТЕМПЕРЫ 12
Лаки 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Элементы и процессы 3.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

«КӨКШЕ» АКАДЕМИЯСЫ

АКАДЕМИЯ  «КОКШЕ» 

«ДИЗАЙН» кафедра

КАФЕДРА «ДИЗАЙН» 

  Допущен к защите

"____" ________2011г

Зав. кафедрой

Мугжанова Г.С.

____________________

      (подпись) 

Специальность 050421 «Дизайн» 

Дисциплина: Живопись-2 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

    на  тему: «Особенности техник кроющих красок (темпера)» 
     
     
     

                                                                                    Выполнил: Бахтерёв  Владимир

                                                                                              группа Д-22

                                                                                            Руководитель: ст.пр.Корнева О.С. 
 
 
 
 
 

Кокшетау 2010-2011 уч.год.

Содержание

 

Введение 3

Виды  темперы 4

     ЯИЧНАЯ  ТЕМПЕРА 4

     МАСЛЯНО-КАЗЕИНОВАЯ ТЕМПЕРА 5

     ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНАЯ ТЕМПЕРА 7

Темперная живопись 9

Кисти и палитры для  темперы  11

ОСНОВАНИЯ И ГРУНТЫ ДЛЯ ТЕМПЕРНОЙ  ЖИВОПИСИ 11

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРИГОТОВЛЕНИЯ И  НАНЕСЕНИЯ ЛЕВКАСНОГО ГРУНТА 12

ЛЕВКАСНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ТЕМПЕРЫ  12

Лаки 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Темперная живопись берет свое начало от фаюмских портретов, написанных восковыми энкаустическими  красками. Ее развитию и распространению  весьма способствовала иконопись. Темперной  в основном была станковая живопись византийских мастеров.   

 Как  полагают исследователи техники  живописи, первыми стали пользоваться   именно византийские   мастера  желтковой темперой, работая этими  красками включительно до XVI века, а в России они были распространены До конца XVII столетия. Темперными красками писали свои великие произведения выдающиеся итальянские мастера Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело, Тициан и другие. Однако некоторые итальянские живописцы пользовались и смешанной техникой, применяя и масляные краски, что известно по исследованиям картин, написанных еще до XVII века.    Только в XVIII веке темперные краски и краски на клеевой основе вытесняются масляными.   Темпера осталась лишь в иконописи, а клеевые краски - в декорационной живописи.

В технике  работы темперными красками Ю. И. Гренберг пишет следующее: "Темперная живопись старых мастеров была многослойной. Поэтому  художественный замысел живописца  мог быть воплощен целиком лишь в  том случае, если были выполнены  с начала до конца все строго предусмотренные правилами операции. На подготовленную под живопись доску в пределах контура рисунка мастер наносил краску, покрывая ровным слоем отдельные участки в границах каждого тона. Этот процесс происходил в определенной последовательности, сначала писали фон и окружающую обстановку - пейзаж, архитектуру, одежды, а затем обнаженные части тела. Темпера несовместима с пастозным письмом, так как нижние слои легко расплываются, если они не просохли. Поэтому при работе темперой каждый последующий слой наносился лишь после того, как хорошо просыхал предыдущий. Дело упрощалось благодаря тому, что нанесенные тонким слоем темперные краски быстро сохли, а последовательная расколеровка поверхности позволяла практически не прерывать работу".   

 Нанесение  красок в зависимости от работы  над различными деталями картины  производилось в определенной  последовательности и неопределенными  колерами, диктуемыми живописным  каноном. Например, рекомендовалось  писать рот следующим образом:  «Губы рисуй составом из белил и киновари, а уста одною киноварью; для последней же отделки их смешивай киноварь с темным колером, а неосвещенные части черной краской или черной умброй».

Виды  темперы

ЯИЧНАЯ  ТЕМПЕРА

Яичная  темпера получила особенное распространение  в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи. Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов.

Существует  несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое  широкое распространение получила темпера из желтка. Яичный желток, являясь  естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, альбумин и ветел ин, яичное масло, лецитин, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способен эмульгировать с маслами, лаками и водой.

Яичное  масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок.

Лицетин является эмульгатором и пластификатором  в темперных красках, он окрашивает желток, придавая ему желтый цвет.

Альбумин  придает желтку клеящие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красок.

Яичная  темпера может быть водно-желтковой, желтково-лаковой, желтково-масляной, казеиново-масляной, восковой и др.

Наиболее  распространенной яичной темперой является водно-желтковая, а также лаково-желтковая, широко применяемая художниками Палеха для живописи миниатюр.

Яйцо  разбивают с тупого конца (со стороны  пуги - воздушного мешка). Отверстие  скорлупы выравнивают и из нее  выкатывают мешочек с желтком  на руку, а скорлупу промывают водой от оставшегося на ней белке. Мешочек с желтком перекатывают с ладони на ладонь и этим очищают его от остатков белка. Затем прокалывают мешочек и выливают желток в промытую скорлупу, в которую до края наливают двухпроцентный раствор уксусной кислоты - с таким расчетом, чтобы количество ее было равно объёму желтка. Эту операцию можно делать и в стакане, наливая также равное количество уксусной кислоты. 
    Для приготовления эмульсии древние живописцы пользовались вместо раствора уксуса хлебным квасом в тех же пропорциях. Они считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся "мягче" и по высыхании становятся более "звучными".

После добавления к желтку раствора уксусной кислоты состав размешивается деревянной лопаточкой или специальным венчиком на стержне (мутовкой). 
В приготовленную эмульсию добавляют пигмент и стирают ее с пигментом. Стирают эмульсию с пигментом в блюдцах или в пластмассовых стаканчиках.

МАСЛЯНО-КАЗЕИНОВАЯ ТЕМПЕРА

Масляно-казеиновая темпера представляет собой водо-растворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пигментов, смешанных с эмульсией, составленной из отбеленного льняного масла в водном растворе казеина, являющегося связующим пигмента, ализаринового 
масла, служащего эмульгатором, и антисептика - фенола, предохраняющего краску от плесени и разрушения спорами различных грибков. 
    Масляно-казеиновая темпера – краска, предназначенная для работы на специально грунтованном холсте, бумаге, а также на картоне и дереве. 
Из-за хрупкости темперных красок рекомендуется предварительно холст наклеивать на жесткое основание - картон, фанеру и пр. Приклеивают холст казеиновым клеем. Но нередко темперными красками работают на холсте, натянутом на подрамник, что требует при хранении живописи достаточно аккуратного обращения. Грунт для темперных красок приготовляется из следующих компонентов: предварительно холст проклеивается, проклейка состоит из 7 м. ч. казеина, растворенного в 100 см3 воды, 9 м. ч. 3-процентного раствора буры, улучшающего клеевые свойства казеина.

После просыхания проклейки наносится  эмульсионный грунт следующего состава:

казеина - 20 м. ч.

буры - 9м. ч. 

льняного  масла - 10 м. ч.

цинковых  белил - 50-80 м. ч.

глицерина - 5 м. ч.

фенола - 0,1 м. Ч.

воды - 300 мл.

Белила  во избежании комкования предварительно замачиваются в части воды до получения сметанообразной массы. В остальную часть воды вводятся, все остальные компоненты, затем все соединяется. Грунт для темперных красок не должен быть "тянущим", так как темпера, будучи водоэмульсионной краской может быстро потерять связующие (эмульсию), и краска будет не только не прочно держаться на поверхности холста, но и просто осыпаться. 
  Технические приемы живописи темперными красками не допускают корпусных мазков, аналогичных мазкам в масляной живописи, так как чрезмерная толщина их может вызвать растрескивание красочного слоя и даже его отслаивание. 
При работе темперными красками следует не механически смешивать краску, а применять оптическое смешение, как совокупность просвечивающих слоев. 
Вторичную прописку живописи можно производить лишь по достаточно просохшему слою, примерно через 1-2 дня.

Наиболее  удачным разбавителем темперных  красок является снятое и немного  разбавленное молоко. Молоко содержит 2-3% казеина, что дополняет эмульсию темперных красок. Применение воды как разбавителя красок обычно вызывает растрескивание, отслаивание и меление красок.

Специфической особенностью темперных красок является изменение их тона по мере высыхания.

Незначительно высветляются: окись хрома, кобальт  зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски. Сильнее высветляются: кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая. Значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зеленая. Резко темнеют, а затем высветляются: сиена натуральная и жженая, марс коричневый светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин. Последующее высветление у различных красок происходит в различной степени.

Темнеют: ганза желтая, литоль оранжевая и ярко-зеленая. 
Таким образом, остаются без изменений лишь: белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго. 
Художнику необходимо знать такие особенности краски.  
В случае необходимости внесения каких-либо исправлений в темперной живописи рекомендуется исправляемые места смачивать водой для получения первоначального тона.

Для получения  цветовой насыщенности темперных красок живопись покрывают лаком, и краски приобретают глубину и прозрачность. При этом различные краски приобретают различную цветовую интенсивность и глубину. Готовую работу покрывают лаком не ранее чем через 20-30 дней. Перед нанесением лака рекомендуется темперную живопись предварительно покрыть 4-процентным раствором желатинового клея. Лак не только создает однородную плотность живописного слоя, но и предохраняет его от проникновения пинена, что дает возможность при внесении исправлений, дописок растворить лак пиненом без воздействия на красочный слой.

Для покрытия живописи пользуются одним из покрывных  живописных лаков, например: даммарным, акрилфисташковым и др. При этом лак должен быть разведен пиненом  примерно наполовину для получения  приемлемого лакового блеска, не нарушающего восприятия живописного произведения.

Часто затруднения при работе, масляно-казеиновой темперой у художников возникают  из-за того, что используются краски с пропущенным гарантийным сроком. Срок использования масляно-казеиновой темперы составляет всего 6 месяцев. По истечении гарантийного срока происходит расслоение эмульсии и коагуляция пигмента. Такая темпера непригодна для работы: красочный слой, нанесенный такой краской, может шелушиться, мелиться и распыляться. При этом замечено, что одни краски отслаиваются в большей, а другие в меньшей степени. Очень заметно отслаивание, например, цинковых белил, кобальтов, окиси хрома и др.

Информация о работе Особенности техник кроющих красок (темпера)