Основы гуманистической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы

государства , которое социальную политику ставит во главу угла своей

деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и

инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и

т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной

поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,

психологической, организационной и другой помощи.

До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам

оказывалась в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-

социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и

отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения

жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства

делают дома- интернаты малопривлекательными для инвалидов, заставляя их “

не торопиться” с переездом в дом- интернат. Возможность как можно дольше

оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления

должности социального работника в системе учреждений социальной защиты.

Именно эти реальные лица стали оказывать социально- бытовые услуги

нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

создания оплачиваемых мест воспитателей (в  международной  практике  принято

соотношение - для  каждых трех ребят - инвалидов - один наставник).

      Да и вряд ли дети, воспитанные  в специализированных  условиях,  смогут

адаптироваться в обычной жизни.Более реальной будет  постепенная  интеграция

ребенка  с  аномалиями  в  развитии  в  социум  семейной   жизни,   детского

дошкольного   учреждения,   школы   и   т.п.   с   активным   использованием

реабилитационного потенциала семьи. 

      Основные цели и задачи

      Основные задачи Реабилитационного  центра и создаваемых им клубов  можно

объединить блоками.

      Информационно-методический блок

      Создание благоприятной  информационно-методической  среды  обеспечения

выживания, защиты и развития детей-инвалидов и их семей:

      - создание  достоверной  системы   учета  детей-инвалидов,  позволяющей

получать информацию об уровне детской инвалидности, ее  динамику,  проблемы,

потребности и  интересы детей и их семей;

      - создание пункта сети или использование существующей электронной сети

информационного обмена по проблемам детской инвалидности;

      - освоение  новых  информационных  и  диагностических  технологий  при

работе с детьми-инвалидами.

      Для конкретной реализации блока этих задач центр:

      - разрабатывает анкеты, тесты, программы  и методики работы  с  детьми-

инвалидами;

      -  проводит  работу    по   оснащению   телекоммуникационной   системы

(компьютер, модем,  программное обеспечение);

      - проводит техническое оснащение современными средствами  тестирования

и диагностики  детей, информационной технологии обучения.

      Учебно - педагогический блок

      Блок, изначально ориентированный  на тезис аномального ребенка:  “Помоги

мне сделать все  самому”. Пусть любой маленький человек сделает немногое,  но

сам. Это:

      - реализация Принципа детерминированной  динамической Среды,  создающей

условия  воспитания   и  развивающего  обучения  детей-инвалидов  на  основе

методик Марии  Монтессори и Рудольфа Штайнера, Толстого  Л.Н.,  Циолковского

К.Э. и Ушинского  К.Д.

      Для  реализации  поставленных  задач  центр   осуществляет   следующую

деятельность:

      - проводит интеграционную, педагогическую  работу на  экспериментальных

площадках по инновационным  направлениям работы с детьми-инвалидами;

      - решает вопросы обеспечения   дидактическими  материалами,  Монтессори

материалами,  методиками   и   программами   учебно-педагогической   работы,

компьютерными программами  и т.п.

      Блок прагматической школы

      По существу, это подготовка ребенка-инвалида к независимой жизни:  -

предпрофессиональное  обучение  по  конкурентным  специальностям,   обучение

надомному   труду   и   создание   фонда   техноваций    надомного    труда,

преимущественно в  области  народных  и  декоративно-прикладных  искусств  и

информационной, компьютерной области.

      Центр в своей работе:

      - способствует  созданию  и   расширению  сети  учебно-производственных

мастерских, подсобных  хозяйств,  с  помощью  которых  дети  могут  получить

необходимые навыки  и  специальность,  оказывает  помощь  в  технологическом

оснащении надомного  труда.

      Инженерный блок

      Создан  из-за  существенного   возрастания  насыщенности   современного

информационно ориентированного  учебного процесса,  использования сложного

диагностического  и коррекционного оборудования. Это:

      - расширение  потенциальных  возможностей  детей-инвалидов  с  помощью

реабилитационных  технических средств.

      Центр:

      -   решает   вопросы   обеспечения   необходимым   оборудованием   для

конструирования   и   изготовления    в    местных    условиях    устройств,

приспособлений,  тренажеров,  систем,   расширяющих   возможности   ребенка-

инвалида.

      Блок медицинского оздоровления

      Естественное  желание   родителей,  имеющих  детей  с   аномалиями   в

развитии, это:

      -   медицинское   оздоровление   детей-инвалидов,   направленное    на

восстановление  и компенсацию нарушенных или  утраченных функций организма.

      Центр:

      - проводит работы по созданию оздоровительных кабинетов нетрадиционной

медицины,  разрабатывает  системы  и  методики   медицинского   оздоровления

аномальных детей.

      Блок духовного развития это:

      - помощь в духовном развитии, воспитание детей-инвалидов в  духе добра,

порядочности,  чести  и  достоинства;  -   организация   культурно-досуговой

деятельности детей  и их семей в атмосфере любви,понимания  и заботы.

      Кроме этого центр оказывает:

      - гуманитарную помощь семьям, имеющим  детей-инвалидов;

      - способствует осуществлению внешних контактов, включая зарубежные, по

вопросам детской  инвалидной тематики;

      - разрабатывает законодательные,  экологические, научные, инновационные

и др. инициативы, соответствующие целям и задачам  центра;

      -  способствует  повышению  реабилитационной  культуры   родителей   и

заинтересованных  лиц по компонентам  интегрированного  подхода  к  проблемам

детской инвалидности:

      1. основам общей психологии и  педагогики;

      2. основам практической психологии  и коррекционной педагогики;

      3. основам прамедицинских знаний;

      4. основам экологии, гелиоэкологии  и валеологии;

      5.  основам  организации   культурно-досуговой  деятельности  детей   с

ограниченными возможностями;

      6. другим.

      Положительный эффект, полученный в результате  проводимой  внешкольной

работы,  содействующей   саморазвитию   личности,   реализации   творческого

потенциала ребенка  с недостатками в умственном  и  физическом  развитии  при

отсутствиии какой-либо существенной помощи педагогам,  так  как  вся  работа

проводится  безвозмездно,  не  считая  незначительной  оплаты  за  кружковую

работу, требует  расширения поля деятельности: создания  распределенной  сети

надомных производств  и кабинетов  индивидуального  оздоровления  для  семей,

имеющих детей-инвалидов  и наиболее  незащищенных  категорий  населения.  Это

позволяет  создать  систему  ранней  трудовой  реабилитации   в  сенситивный

период развития ребенка, имеющего нарушения  в  психофизическом  развитии  и

создать рабочие места семьям с этими детьми. 

      Программа создания сети надомных  производств

      Программа состоит из двух  частей - образовательной и организационной.

      Образовательная  часть  программы   базируется  на   четырех   основных

принципах:

      -  борьба  с замкнутостью  и одиночеством  детей с недостатками  в

психофизическом развитии, что впоследствии ведет  к различным  отклонениям  в

нравственном,   физическом    становлении    личности,    к    эмоциональной

напряженности;

      - содействие саморазвитию личности,  ее  активная  социальная  защита,

способствующая  раскрытию субъектной позиции каждого  ребенка  с  недостатками

в  умственном  или   физическом   развитии,   реализацию   его   творческого

потенциала;

      - взгляд на семью как первооснову социального воспитания, как главное

условие реализации  задатков  и  способностей  человека,  приобщение  его  к

культуре;

      - использование огромного воспитательного  влияния природы на  развитие

ребенка, экологического и декоративно- прикладного искусства.

      Отдельные элементы образовательной  части программы уже  отрабатывались

в течение ряда лет Реабилитационным центром “ИВМА” при проведении занятий  с

детьми - инвалидами в клубе самодеятельных  художников.

      В задачи образовательной части программы входит:

      1) формирование у  детей  -  инвалидов  основ  целостной   эстетической

культуры через  развитие исторической  памяти,  развитие  их  способностей  и

задатков;

      2) развитие наблюдательности у  детей, способности живо откликаться  на

события окружающей действительности;

      3) выработка осознанного отношения  к учебе и  к  труду,  нравственное,

интеллектуальное  и физическое развитие личности;

      4) воспитание потребности в труде,  уважения к  мастерам  своего  дела,

заботливого и бережного отношения к природе;

      5) формирование общих и начальных  профессиональных  умений  и   знаний,

необходимых для  обустройства личного хозяйства,  включая  подсобный  садовый

(дачный) участок;

      6)  развитие  творческих  способностей   в   процессе   художественной

деятельности, включающей основы научно-исследовательской;

      7) побуждение к сознательному  выбора одной из профессий,  связанных  с

народным    и    декоративно-прикладным    искусством    или    современными

информационными технологиями;

      8) обучение  Основам  безопасности  жизнедеятельности  (ОБЖ)  по  двум

разделам: “Выживание в природе” и “Безопасность в  городе (социуме)”;

      9)  использование  новейших  информационных  технологий   развивающего

художественно- эстетического образования, включая мультимедийные средства  и

компьютерную анимацию;

      10)   включение   в   муниципальные,   региональные,   федеральные   и

международные гуманитарные программы.

      К  особенностям  образовательной   части  программы   следует   отнести

практическую (прагматическую) направленность обучения детей-инвалидов  и  их

семей.   Применение   основных   принципов   художественно-    эстетического

Информация о работе Основы гуманистической психологии