Основы гуманистической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы

государства , которое социальную политику ставит во главу угла своей

деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и

инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и

т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной

поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,

психологической, организационной и другой помощи.

До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам

оказывалась в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-

социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и

отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения

жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства

делают дома- интернаты малопривлекательными для инвалидов, заставляя их “

не торопиться” с переездом в дом- интернат. Возможность как можно дольше

оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления

должности социального работника в системе учреждений социальной защиты.

Именно эти реальные лица стали оказывать социально- бытовые услуги

нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

социальных  служб,  выравнивающих  ограниченные  в  результате  травмы   или

заболевания  возможности.  Инвалидность  -  не  есть  медицинская  проблема.

Инвалидность- это  проблема неравных возможностей.

      Логичным в этом  смысле  является  использование  термина  “человек  с

ограниченными возможностями” вместо слова “инвалид”.Это не просто  отказ  от

устаревшего слова,  означающего  “больной,  нетрудоспособный,  бесполезный”.

Это отказ от медикализации  проблемы  инвалидности,  ибо  инвалид-  “больной,

нетрудоспособный, бесполезный” нуждается в постоянной опеке  и  лечении,  он

находится в зависимости  от других. Если же мы посмотрим  на  инвалидность  с

точки зрения ограничений  в  физических,  зрительных,  слуховых,  речевых  и

умственных возможностях, то мы  увидим,  что  их  можно  компенсировать  при

помощи  нескольких  служб,  таких как “Центр  независимой жизни”,  службы

“Персональный ассистент” и транспортной службы.

      “Для людей,  имеющих  инвалидность,  быть  независимым-  значит  иметь

возможность жить как  все;  это  не  значит  быть  пассивными  потребителями

поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то,  чтобы

принимать на себя ответственность за свою жизнь”.

      “Инвалидность  -  это  ограничения   в   возможностях,   обусловленные

физическими,   психологическими,   сенсорными,   социальными,   культурными,

законодательными  и иными барьерами, которые не позволяют человеку,  имеющему

инвалидность, быть интегрированным в общество и  принимать  участие  в  жизни

семьи или общества на таких же основаниях,  как  и  другие  члены  общества.

Общество обязано  адаптировать существующие в нем  стандарты к  особым  нуждам

людей, имеющим  инвалидность, для того,  чтобы  они  могли  жить  независимой

жизнью”. 

      В 1992 году клуб инициировал  первый в России Центр  независимой  жизни

для  детей  с  ограниченными  физическими  и  умственными  возможностями   и

разработал инновационные  модели и программы, в основе которых  лежит  именно

социально- политическая модель инвалидности.

      Итак, о  ходе  работы  клуба   по  трем  инновационным  моделям:  Центр

независимой жизни, “Выездной лицей”, и “Персональный  ассистент”. 
 
 

      Инновационная  модель   “Центр   независимой   жизни   для   детей   с

ограниченными физическими  и /или умственными возможностями”.

      Понятие “независимая жизнь” в  концептуальном  значении  подразумевает

два взаимосвязанных  момента. В социально- политическом значении  независимая

жизнь-  это  право  человека  быть  неотъемлемой  частью  жизни  общества  и

принимать  активное  участие  в  социальных,  политических  и  экономических

процессах, это  свобода выбора и  свобода  доступа  к  жилым  и  общественным

зданиям,  транспорту,   средствам   коммуникации,   страхованию,   труду   и

образованию.  Независимая  жизнь-  это  возможность  самому   определять   и

выбирать, принимать  решения и управлять жизненными ситуациями. В  социально-

политическом  значении  независимая  жизнь  не  зависит   от   вынужденности

человека прибегать  к  посторонней  помощи  или  вспомогательным  средствам,

необходимым для  его физического функционирования.

      В философском понимании независимая  жизнь - это способ  мышления,  это

психологическая ориентация личности, которая зависит  от  ее  взаимоотношений

с  другими  личностями,  ее  физическими   возможностями,   системой   служб

поддержки и  окружающей  средой.  Философия  независимой  жизни  ориентирует

человека, имеющего инвалидность на то, что он ставит перед  собой  такие  же

задачи, как и  любой другой член общества.

      Мы все зависим  друг  от  друга.  Мы  зависим  от  булочника,  который

выпекает хлеб,  от  обувщика  и  портного,  от  почтальона  и  телефонистки.

Обувщик  или  почтальон  зависят  от   врача   или   учителя.   Однако   эта

взаимозависимость не лишает нас права выбора. Мы сами определяем, что,  как,

когда принимать  те или иные решения.

      С   точки   зрения   философии   независимой    жизни,    инвалидность

рассматривается  с  позиций  неумения  человека  ходить,  слышать,   видеть,

говорить или  мыслить обычными категориями. Таким  образом,  человек,  имеющий

инвалидность,  попадает  в  ту  же  сферу  взаимосвязанных  отношений  между

членами общества. Для того, чтобы он мог сам принимать  решения и  определять

свои действия, создаются социальные службы, которые,  также как мастерская

по ремонту автомобилей  или ателье, компенсирует его неумение делать  что-то. 

      Специальные социальные службы, которые создаются в рамках  официальной

политики на основе  медицинской  модели,  не  позволяют  человеку,  имеющему

инвалидность,  право  выбора:  за   него   решают,   ему   предлогают,   его

патронируют. Социальные службы в  том  виде,  в  котором  они  существуют  в

настоящее время,  усугубляют  сегрерующий  характер  социальной  политики  и

усиливают  пассивно-  иждивенческий  характер   в   среде   людей,   имеющих

инвалидность.

      В  Москве есть много инициативных  групп людей,  имеющих  инвалидность,

которые также  придерживаются идеологии независимой  жизни,  связывая  ее,  в

первую очередь, с экономической независимостью. Молодые ребята в  инвалидных

колясках стремятся  заработать денег, чтобы  не  зависеть  от  пенсии.  Ярким

примером  являются  инвалидные  производства,  организуемые  с  тем,   чтобы

человек,  имеющий  инвалидность,  мог  зарабатывать  деньги  и  жить  полной

жизнью.

      Однако экономическая независимость  и независимая жизнь  -  это   разные

понятия. Надомная работа или инвалидное производство  может  дать  приличный

доход человеку, имеющему инвалидность. Но право выбора и равные  возможности

нельзя купить, какие бы ты деньги не имел. Сегрегация остается, также как  и

остается недоступная  окружающая среда.

      Экономическая    независимость    одного    человека    не     изменит

законодательства, окружающей среды и общественного сознания. Хорошо  одетый,

гордый  и  сильный  человек  в  инвалидной  коляске,   или,   как   говорят,

“упакованный”-  это  исключение,  которое  подтверждает  правило:   человек,

имеющий инвалидность, может жить как все; все, что ему нужно  -  это  равные

возможности.

      Включение в инфраструктуру системы  социальных служб, которыми человек,

имеющий инвалидность, мог бы  делегировать  свои  ограниченные  возможности,

сделало бы его  равноправным  членом  общества,  самостоятельно  принимающим

решения и ответственность  за свои поступки, приносящим  пользу  государству.

Именно такие  службы  освободили  бы  человека,  имеющего  инвалидность,  от

унижающей  человеческое  достоинство  зависимости  от  окружающей  среды,  и

высвободили бы бесценные человеческие ресурсы  (родителей  и  родственников)

для свободного труда  на благо общества.

      Центр независимой жизни - это  комплексная инновационная модель  системы

социальных служб, которые  в  условиях  дискриминирующего  законодательства,

недоступной  архитектурной  среды  и  консервативного  в  отношении   людей,

имеющих  инвалидность,  общественного   сознания,   создают   режим   равных

возможностей для  детей с особыми проблемами.

      Основной задачей в реализации  модели Центра независимой жизни является

обучение детей  и родителей умениям и  навыкам  независимой  жизни.  Ключевую

роль в модели  играет  служба  “От  родителя  к  родителю”.  От  родителя  к

родителю передается знания о социальных  проблемах,  затрагивающих  интересы

детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей  к

лучшему через  активное  участие  самих  родителей  в  социальных  процессах.

Формы   работы:   беседы,   семинары,   мероприятия,   творческие    кружки,

исследования, создание служб. Два года назад активных родителей  было  очень

мало. Сейчас в  Центре  независимой  жизни  принимают  участие,  активное  и

инициативное,  100-150  родителей.  Мы  привлекаем   родителей   не   только

организацией мероприятий. Они у нас работают преподавателями,  экспертами  и

руководителями  служб. 

      Цель:   Изменение   среды,   окружающей   человека   с   ограниченными

возможностями, таким  образом, чтобы стало возможным  включение  его  во  все

аспекты  жизни   общества;   изменение   самосознания   человека,   имеющего

инвалидность. 

      Задачи:

      1. Создание моделей социальных  служб, помогающих адаптировать  условия

окружающей среды  нуждам детей, имеющих инвалидность.

      2.  Создание   экспертной   службы   для   родителей,   осуществляющей

мероприятия   по   обучению   родителей   основам   независимой   жизни    и

представительство их интересов.

      3. Создание системы  волонтерской  помощи  родителям,  имеющих   особых

детей.

      4.  Налаживание  мостов  сотрудничества  с   Государством,   Бизнесом,

Общественностью, Наукой.

      5. Инициирование сетевой структуры  Центров независимой жизни в  России.

      Инновационная модель службы  “Персональный ассистент”

      Служба  “Персональный  ассистент”   подразумевает   помощь   человеку,

имеющему инвалидность, в преодолении препятствий,  мешающих  ему  на  равных

принимать  участие  в  жизни  общества.   “Персональный”-   значит   знающий

особенности каждого  отдельного  человека,  имеющего  инвалидность.  Критерий

“потребителя”, введенный в данную социальную службу позволяет поручить  найм

и обучение персональных ассистентов самим  людям,  которые  в  этих  услугах

нуждаются.   При   помощи   персонального   ассистента,   человек,   имеющий

инвалидность, может  учиться в  открытом  учебном  заведении и работать  на

обычном предприятии. Экономическая выгода государства  при организации  такой

социальной службы заключается в том, что:

Информация о работе Основы гуманистической психологии