Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:39, контрольная работа
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы
государства , которое социальную политику ставит во главу угла своей
деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и
инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и
т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной
поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,
психологической, организационной и другой помощи.
До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам
оказывалась в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-
социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и
отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения
жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства
делают дома- интернаты малопривлекательными для инвалидов, заставляя их “
не торопиться” с переездом в дом- интернат. Возможность как можно дольше
оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления
должности социального работника в системе учреждений социальной защиты.
Именно эти реальные лица стали оказывать социально- бытовые услуги
нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.
социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или
заболевания возможности. Инвалидность - не есть медицинская проблема.
Инвалидность- это проблема неравных возможностей.
Логичным в этом смысле является
использование термина “
ограниченными возможностями” вместо слова “инвалид”.Это не просто отказ от
устаревшего слова, означающего “больной, нетрудоспособный, бесполезный”.
Это отказ от медикализации проблемы инвалидности, ибо инвалид- “больной,
нетрудоспособный, бесполезный” нуждается в постоянной опеке и лечении, он
находится в зависимости от других. Если же мы посмотрим на инвалидность с
точки зрения ограничений в физических, зрительных, слуховых, речевых и
умственных возможностях, то мы увидим, что их можно компенсировать при
помощи нескольких служб, таких как “Центр независимой жизни”, службы
“Персональный ассистент” и транспортной службы.
“Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым- значит иметь
возможность жить как все; это не значит быть пассивными потребителями
поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы
принимать на себя ответственность за свою жизнь”.
“Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные
физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными,
законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему
инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни
семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам
людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой
жизнью”.
В 1992 году клуб инициировал
первый в России Центр
для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и
разработал инновационные модели и программы, в основе которых лежит именно
социально- политическая модель инвалидности.
Итак, о ходе работы клуба по трем инновационным моделям: Центр
независимой жизни,
“Выездной лицей”, и “Персональный
ассистент”.
Инновационная модель “Центр независимой жизни для детей с
ограниченными физическими
и /или умственными
Понятие “независимая жизнь” в концептуальном значении подразумевает
два взаимосвязанных момента. В социально- политическом значении независимая
жизнь- это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и
принимать активное участие в социальных, политических и экономических
процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным
зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и
образованию. Независимая жизнь- это возможность самому определять и
выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В социально-
политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности
человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам,
необходимым для его физического функционирования.
В философском понимании
психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений
с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб
поддержки и окружающей средой. Философия независимой жизни ориентирует
человека, имеющего инвалидность на то, что он ставит перед собой такие же
задачи, как и любой другой член общества.
Мы все зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который
выпекает хлеб, от обувщика и портного, от почтальона и телефонистки.
Обувщик или почтальон зависят от врача или учителя. Однако эта
взаимозависимость не лишает нас права выбора. Мы сами определяем, что, как,
когда принимать те или иные решения.
С точки зрения философии независимой жизни, инвалидность
рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть,
говорить или мыслить обычными категориями. Таким образом, человек, имеющий
инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных отношений между
членами общества. Для того, чтобы он мог сам принимать решения и определять
свои действия, создаются социальные службы, которые, также как мастерская
по ремонту автомобилей
или ателье, компенсирует его неумение
делать что-то.
Специальные социальные службы, которые создаются в рамках официальной
политики на основе медицинской модели, не позволяют человеку, имеющему
инвалидность, право выбора: за него решают, ему предлогают, его
патронируют. Социальные службы в том виде, в котором они существуют в
настоящее время, усугубляют сегрерующий характер социальной политики и
усиливают пассивно- иждивенческий характер в среде людей, имеющих
инвалидность.
В Москве есть много
которые также придерживаются идеологии независимой жизни, связывая ее, в
первую очередь,
с экономической
колясках стремятся заработать денег, чтобы не зависеть от пенсии. Ярким
примером являются инвалидные производства, организуемые с тем, чтобы
человек, имеющий инвалидность, мог зарабатывать деньги и жить полной
жизнью.
Однако экономическая
понятия. Надомная работа или инвалидное производство может дать приличный
доход человеку, имеющему инвалидность. Но право выбора и равные возможности
нельзя купить, какие бы ты деньги не имел. Сегрегация остается, также как и
остается недоступная окружающая среда.
Экономическая независимость одного человека не изменит
законодательства, окружающей среды и общественного сознания. Хорошо одетый,
гордый и сильный человек в инвалидной коляске, или, как говорят,
“упакованный”- это исключение, которое подтверждает правило: человек,
имеющий инвалидность, может жить как все; все, что ему нужно - это равные
возможности.
Включение в инфраструктуру
имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности,
сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим
решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству.
Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от
унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и
высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников)
для свободного труда на благо общества.
Центр независимой жизни - это
комплексная инновационная
социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства,
недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей,
имеющих инвалидность, общественного сознания, создают режим равных
возможностей для детей с особыми проблемами.
Основной задачей в реализации модели Центра независимой жизни является
обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. Ключевую
роль в модели играет служба “От родителя к родителю”. От родителя к
родителю передается знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы
детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей к
лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах.
Формы работы: беседы, семинары, мероприятия, творческие кружки,
исследования, создание служб. Два года назад активных родителей было очень
мало. Сейчас в Центре независимой жизни принимают участие, активное и
инициативное, 100-150 родителей. Мы привлекаем родителей не только
организацией мероприятий. Они у нас работают преподавателями, экспертами и
руководителями
служб.
Цель: Изменение среды, окружающей человека с ограниченными
возможностями, таким образом, чтобы стало возможным включение его во все
аспекты жизни общества; изменение самосознания человека, имеющего
инвалидность.
Задачи:
1. Создание моделей социальных
служб, помогающих
окружающей среды нуждам детей, имеющих инвалидность.
2. Создание экспертной службы для родителей, осуществляющей
мероприятия по обучению родителей основам независимой жизни и
представительство их интересов.
3. Создание системы
детей.
4. Налаживание мостов сотрудничества с Государством, Бизнесом,
Общественностью, Наукой.
5. Инициирование сетевой
Инновационная модель службы “Персональный ассистент”
Служба “Персональный ассистент” подразумевает помощь человеку,
имеющему инвалидность, в преодолении препятствий, мешающих ему на равных
принимать участие в жизни общества. “Персональный”- значит знающий
особенности каждого отдельного человека, имеющего инвалидность. Критерий
“потребителя”, введенный в данную социальную службу позволяет поручить найм
и обучение персональных ассистентов самим людям, которые в этих услугах
нуждаются. При помощи персонального ассистента, человек, имеющий
инвалидность, может учиться в открытом учебном заведении и работать на
обычном предприятии. Экономическая выгода государства при организации такой
социальной службы заключается в том, что: