Основы гуманистической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы

государства , которое социальную политику ставит во главу угла своей

деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и

инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и

т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной

поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,

психологической, организационной и другой помощи.

До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам

оказывалась в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-

социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и

отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения

жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства

делают дома- интернаты малопривлекательными для инвалидов, заставляя их “

не торопиться” с переездом в дом- интернат. Возможность как можно дольше

оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления

должности социального работника в системе учреждений социальной защиты.

Именно эти реальные лица стали оказывать социально- бытовые услуги

нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

                                   ВВЕДЕНИЕ 

      Нетрудоспособные граждане в  каждой стране  составляют  предмет   заботы

государства ,  которое  социальную  политику  ставит  во  главу  угла  своей

деятельности. Основной заботой государства по отношению  к  пожилым людям и

инвалидам является их материальная  поддержка  (пенсии,  пособия,  льготы  и

т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не  только  в  материальной

поддержке.  Важную  роль  играет   оказание   им   действенной   физической,

психологической, организационной и другой помощи.

      До 80-х годов в России наиболее  очевидная социальная помощь  инвалидам

оказывалась в  домах- интернатах. Эта сложившаяся  традиционная форма  медико-

социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо  положительных  имеет  и

отрицательные  стороны  (монотонный  образ  жизни,  необходимость  изменения

жизненного стереотипа для  пожилого  человека  и  др.).  Эти  обстоятельства

делают дома- интернаты  малопривлекательными для инвалидов,  заставляя  их  “

не торопиться” с переездом в дом- интернат.  Возможность  как  можно  дольше

оставаться в  привычных домашних условиях представилась  со времени  появления

должности социального  работника  в  системе  учреждений  социальной  защиты.

Именно  эти  реальные  лица  стали  оказывать  социально-   бытовые   услуги

нетрудоспособным  гражданам, в которых они постоянно  нуждались.

      На первых этапах развития  социальной помощи нетрудоспособным  гражданам

акцент был сделан на надомное обслуживание. С  учетом  этого  обстоятельства

была  разработана  квалификационная  характеристика  социального  работника,

определены его  должностные обязанности. Вместе с  тем в  реальной  социальной

помощи нуждаются  и инвалиды, находящиеся в домах- интернатах. До  последнего

времени организация медико- социальной помощи в этих  учреждениях  возложена

преимущественно на  медицинских  работников,  которые  в  ущерб  организации

медицинского  обслуживания  осуществляют  несвойственные   им   функции   по

социально-  бытовой,  социально-  психологической  и   социально-   средовой

адаптации лиц, находящихся  в домах- интернатах.

      В связи с указанными обстоятельствами  возникла необходимость  очертить

круг обязанностей социальных работников в домах- интернатах и  на  основании

этого  показать  целесообразность  введения  этой  категории  работников   в

стационарных учреждениях  Минсоцзащиты России.

      На данном этапе развития социальной  помощи нетрудоспособным  гражданам

,  проживающим   вне   стационарных   учреждений,   деятельность   социальных

работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг.  Между  тем  функции

их гораздо  шире.  По  мере  создания  института  социальных  работников  со

специальным    образованием   нетрудоспособные   граждане   получат    более

квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку. 
 
 

        РАЗДЕЛ I.РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ  В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ. 

      Инвалиды  как  социальная  категория   людей,  находятся   в  окружении

здоровых по сравнению  с ними и нуждаются  в  большей  степени  в  социальной

защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи  определены  законодательством  ,

соответствующими  нормативными  актами,   инструкциями   и   рекомендациями,

известен механизм их реализации. Следует отметить, что  все нормативные  акты

касаются льгот, пособий, пенсий и других  форм  социальной  помощи,  которая

направлена  на  поддержание  жизнедеятельности,  на  пассивное   потребление

материальных затрат.  Вместе  с  тем,  инвалидам  необходима  такая  помощь,

которая могла  бы стимулировать и активизировать  инвалидов  и  подавляла  бы

развитие иждивенческих  тенденций. Известно, что  для  полноценной,  активной

жизни  инвалидов  необходимо   вовлечение   их   в   общественно-   полезную

деятельность,  развитие  и  поддержание   связей   инвалидов   со   здоровым

окружением,    государственными    учреждениями     различного      профиля,

общественными организациями  и  управленческими  структурами.  По  существу,

речь идет о  социальной  интеграции  инвалидов,  которая  является  конечной

целью реабилитации.

      По месту проживания ( пребывания) всех инвалидов можно разделить  на  2

категории:

      - находящихся в домах- интернатах;

      - проживающих в семьях.

      Указанный критерий - место проживания-  не  следует  воспринимать  как

формальный.  Он  теснейшим  образом  связан  с   морально-   психологическим

фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

      Известно,  что  в  домах-  интернатах  находятся  наиболее  тяжелые  в

соматическом  отношении  инвалиды.  В  зависимости  от  характера  патологии

взрослые  инвалиды  содержаться  в  домах-   интернатах   общего   типа,   в

психоневрологических  интернатах, дети- в  домах-  интернатах  для  умственно

отсталых и с  физическими недостатками.

      Деятельность  социального  работника  также определяется   характером

патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным  потенциалом.  Для

осуществления  адекватной  деятельности  социального  работника   в   домах-

интернатах  необходимо  знание  особенностей  структуры   и   функций   этих

учреждений.

      Дома- интернаты общего  типа  предназначены  для  медико-  социального

обслуживания инвалидов. В  них  принимаются  граждане  (женщины  с  55  лет,

мужчины с 60 лет) и  инвалиды  1  и  2  групп  старше  18  лет,  не  имеющие

трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

      Задачами этого дома- интерната  являются:

      - создание благоприятных условий  жизни, приближенных к домашним;

      - организация ухода за проживающими, оказание им  медицинской помощи и

организация содержательного  досуга;

      - организация трудовой занятости  инвалидов.

      В соответствии с основными  задачами дом- интернат осуществляет:

      - активное содействие в адаптации  инвалидов к новым  условиям;

      - бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем,

инвентарем и  мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

      - организацию питания с учетом  возраста и состояния здоровья;

      - диспансеризацию и  лечение   инвалидов,  организацию  консультативной

медицинской  помощи,  а  также   госпитализацию   нуждающихся   в   лечебные

учреждения;

      -  обеспечение  нуждающихся   слуховым  аппаратами,  очками,  протезно-

ортопедическими изделиями и кресло- колясками;

      - в соответствии с медицинскими  рекомендациями  организацию  трудовой

занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.

      В домах- интернатах общего  типа находятся инвалиды молодого  возраста(

от 18 до 44 лет).Они  составляют около  10%  всего  контингента  проживающих.

Более половины из них -  инвалиды  с  детства,  27,3%  -  вследствии  общего

заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние  их

отличается  значительной  тяжестью.  Об  этом  свидетельствует  преобладание

инвалидов 1 группы (67,0%).

      Наибольшую  группу  (83,3%)  составляют   инвалиды   с   последствиями

поражения  центральной  нервной   системы   (остаточные   явления   детского

церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы  спинного  мозга  и

др.), 5,5% - инвалиды вследствии патологии внутренних органов.

      Следствием различной степени  нарушений функции  опорно-  двигательного

аппарата является ограничение  двигательной активности инвалидов. В связи  с

этим 8,1% нуждаются  в  постороннем  уходе,  50,4%  передвигаются  с  помощью

костылей или  кресло- колясок и только 41,5% - самостоятельно.

      Характер патологи сказывается  и на  способности  молодых   инвалидов  к

самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя  обслужить,  33,4%  обслуживают

себя частично, 55,7% - полностью.

      Как видно из приведенной характеристики  молодых инвалидов, несмотря на

тяжесть состояния  здоровья, значительная часть из  них  подлежит  социальной

адаптации в самих  учреждениях, а в ряде случаев  и интеграции в  общество.  В

связи с этим, важное значение приобретают факторы,  влияющие  на  социальную

адаптацию  молодых  инвалидов.   Адаптация   предлагает   наличие   условий,

способствующих  реализации  имеющихся  и   формированию   новых   социальных

потребностей с  учетом резервных возможностей инвалида.

      В отличие от пожилых людей  с относительно ограниченными  потребностями,

среди которых  преобладают  витальные  и  связанные  с  продлением  активного

образа жизни, молодые  инвалиды имеют потребности в  получении  образования  и

трудоустройстве, в реализации желаний в области  развлекательного  досуга  и

спорта, в создании семьи и др.

      В  условиях   дома-  интерната   при  отсутствии  в  штате   специальных

работников, которые  могли бы изучить потребности  молодых  инвалидов,  и  при

отсутствии  условий  для  их  реабилитации  возникает  ситуация   социальной

напряженности, неудовлетворенности  желаний. Молодые  инвалиды,  по  существу

находятся  в  условиях  социальной  депривации,  они  постоянно   испытывают

дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить  свое  образование

хотели бы только 3,9% , а  получить  профессию  -  8,6%  молодых  инвалидов.

Среди пожеланий  доминируют запросы в отношении  культурно- массовой  работы(у

418% молодых инвалидов).

      Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в

доме -  интернате  и  особенно  в  тех  отделениях,  где  проживают  молодые

инвалиды. Терапия  средой занимает ведущее место в  организации  образа  жизни

инвалидов  молодого  возраста.  Основным  направлением   является   создание

Информация о работе Основы гуманистической психологии