Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:39, контрольная работа
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы
государства , которое социальную политику ставит во главу угла своей
деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и
инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и
т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной
поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,
психологической, организационной и другой помощи.
До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам
оказывалась в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-
социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и
отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения
жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства
делают дома- интернаты малопривлекательными для инвалидов, заставляя их “
не торопиться” с переездом в дом- интернат. Возможность как можно дольше
оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления
должности социального работника в системе учреждений социальной защиты.
Именно эти реальные лица стали оказывать социально- бытовые услуги
нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы
государства , которое социальную политику ставит во главу угла своей
деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и
инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и
т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной
поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,
психологической, организационной и другой помощи.
До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам
оказывалась в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-
социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и
отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения
жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства
делают дома- интернаты малопривлекательными для инвалидов, заставляя их “
не торопиться” с переездом в дом- интернат. Возможность как можно дольше
оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления
должности социального работника в системе учреждений социальной защиты.
Именно эти реальные лица стали оказывать социально- бытовые услуги
нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.
На первых этапах развития
социальной помощи
акцент был сделан на надомное обслуживание. С учетом этого обстоятельства
была разработана квалификационная характеристика социального работника,
определены его должностные обязанности. Вместе с тем в реальной социальной
помощи нуждаются и инвалиды, находящиеся в домах- интернатах. До последнего
времени организация медико- социальной помощи в этих учреждениях возложена
преимущественно на медицинских работников, которые в ущерб организации
медицинского обслуживания осуществляют несвойственные им функции по
социально- бытовой, социально- психологической и социально- средовой
адаптации лиц, находящихся в домах- интернатах.
В связи с указанными
круг обязанностей социальных работников в домах- интернатах и на основании
этого показать целесообразность введения этой категории работников в
стационарных учреждениях Минсоцзащиты России.
На данном этапе развития
, проживающим вне стационарных учреждений, деятельность социальных
работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем функции
их гораздо шире. По мере создания института социальных работников со
специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более
квалифицированную
и разнообразную социальную помощь
и поддержку.
РАЗДЕЛ I.РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ.
Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении
здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной
защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством ,
соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями,
известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты
касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая
направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление
материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь,
которая могла
бы стимулировать и
развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной
жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную
деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым
окружением, государственными учреждениями различного профиля,
общественными организациями и управленческими структурами. По существу,
речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной
целью реабилитации.
По месту проживания ( пребывания)
всех инвалидов можно
категории:
- находящихся в домах-
- проживающих в семьях.
Указанный критерий - место проживания- не следует воспринимать как
формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим
фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.
Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в
соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии
взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в
психоневрологических интернатах, дети- в домах- интернатах для умственно
отсталых и с физическими недостатками.
Деятельность социального работника также определяется характером
патологии у инвалида
и соотносится с его
осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-
интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих
учреждений.
Дома- интернаты общего типа предназначены для медико- социального
обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет,
мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие
трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
Задачами этого дома- интерната являются:
- создание благоприятных
- организация ухода за
организация содержательного досуга;
- организация трудовой
В соответствии с основными
задачами дом- интернат
- активное содействие в
- бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем,
инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;
- организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;
- диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной
медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные
учреждения;
- обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно-
ортопедическими изделиями и кресло- колясками;
- в соответствии с медицинскими рекомендациями организацию трудовой
занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.
В домах- интернатах общего
типа находятся инвалиды
от 18 до 44 лет).Они составляют около 10% всего контингента проживающих.
Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствии общего
заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их
отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание
инвалидов 1 группы (67,0%).
Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями
поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского
церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и
др.), 5,5% - инвалиды вследствии патологии внутренних органов.
Следствием различной степени нарушений функции опорно- двигательного
аппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи с
этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью
костылей или кресло- колясок и только 41,5% - самостоятельно.
Характер патологи сказывается и на способности молодых инвалидов к
самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают
себя частично, 55,7% - полностью.
Как видно из приведенной
тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной
адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В
связи с этим, важное значение приобретают факторы, влияющие на социальную
адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий,
способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных
потребностей с учетом резервных возможностей инвалида.
В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями,
среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного
образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и
трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и
спорта, в создании семьи и др.
В условиях дома- интерната при отсутствии в штате специальных
работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при
отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной
напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу
находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают
дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование
хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов.
Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой работы(у
418% молодых инвалидов).
Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в
доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые
инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни
инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание