Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:39, контрольная работа
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы
государства , которое социальную политику ставит во главу угла своей
деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и
инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и
т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной
поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,
психологической, организационной и другой помощи.
До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам
оказывалась в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-
социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и
отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения
жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства
делают дома- интернаты малопривлекательными для инвалидов, заставляя их “
не торопиться” с переездом в дом- интернат. Возможность как можно дольше
оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления
должности социального работника в системе учреждений социальной защиты.
Именно эти реальные лица стали оказывать социально- бытовые услуги
нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.
активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых
инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих
настроений и гиперопеки.
Для реализации идеи
трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность,
спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга,
обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне должен осуществляться
только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был
ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся
молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение
методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-
интернатов. С учетом таких задач, социальный работник должен знать
функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он
должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это
для создания терапевтической среды.
Для создания положительной
необходимы знания не только психолого- педагогического плана. Нередко
приходится решать вопросы и юридические ( гражданского права, трудового
регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих
вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации
взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.
При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из
контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное
влияние через них на группу способствует формированию общих целей,
сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.
Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в
ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых
инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом- интернат,
не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно
ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.
Степень социально-
интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни.
Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к
заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в
появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе
от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального
работника как психотерапевта, который использует различные методы
отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает
кого на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.
Роль социального работника
интересов, личностно- характерологических особенностей обеих категорий
проживающих, организовать социально- бытовую и социально- психологическую
адаптацию молодых инвалидов.
Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение
является одной из важных функций участия социального работника в
реабилитации этой категории лиц.
Важным разделом деятельности социального работника является
трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с
рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного
производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных
условиях.
При этом социальный работник
должен руководствоваться
актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и
оказывать им действенную помощь.
При осуществлении
более живущих одиноко, важную роль приобретает морально- психологическая
поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье,
лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального
положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут
дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться
фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль
социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность
психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить
воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник
должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и
владеть основами психотерапии.
Таким образом, участие
носит многоаспектный характер, который предполагает не только
разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и
наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду
доверительно относиться
к этой категории работников.
РАЗДЕЛ II .ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И
РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ.
Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми и инвалидами
является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким,
каким он есть.
Профессиональная компетентность социального работника заключается,
безусловно, в знаниях геронтологических и психологических особенностей
возраста, учете, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе.
Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение,
жилищно- бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов- это, и многое
другое, находится в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно,
дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно
определить проблему и пути ее решения. Как говорят зарубежные технологи,
необходимо открыть “ три ящика стола”: Что случилось? (В чем проблема?).
Почему? ( Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?). Данный
прием помогает социальным работникам, психологам, медикам оказать
содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным и
непростым условиям внешнего и внутреннего мира.
У пожилых людей и людей
с ограниченными
сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым. Для
этого используются различные приемы: выявив проблему, сделать все, чтобы
реализовать хотя бы некоторые потребности: помочь установить контакт с
родственниками, оформить необходимые запросы и т.д. И, конечно, очень важна
конкретная помощь действием: навести порядок в комнате слабослышащей
старушки, может быть, доставить ей на дом парикмахера, чтобы доказать, что
“возраст - это всего лишь состояние души”, добыть новый слуховой аппарат;
повысить, с подключением различных инстанций, мизерную пенсию; пригласить
поучаствовать в выставке, в конкурсе творческих работ, подтвердив истину,
что “мир не без добрых людей”, и др.
Существенной стороной общения социального работника с клиентом
выступает перцепция, то есть восприятие друг друга в качестве партнера по
отношениям и установление на этой основе взаимопонимания.
Доминантный субъект общения
главенствует в диалоге,
инициативой в беседе; в обращении с просьбами и требованиями, его не
беспокоит их умственность и целесообразность. Такой его настрой можно
уловить по осанке, мимике, жестам, взглядам, репликам. Порою он бывает
напорист в общении, многократно повторяет одно и то же. Социальному
работнику необходимо дать такому клиенту возможность выявить свою
доминантность.
Недоминантный субъект общения - человек( клиент), постоянно
чувствующий себя просителем, очень чувствительный к состоянию партнера-
социального работника. Он излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется
их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать,
предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои
просьбы.
Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои
оценки, свои законы. Помочь инвалиду - это прежде всего воспринять и понять
его мир, мир человека
нуждающегося во внимательном и сердечном
отношении.
Психологические аспекты социальной работы с людьми с ограниченными
возможностями.
Необходимость интеграции технологий социальной работы и методов
прикладной психологии в первую очередь определяется спецификой людей с
ограниченными возможностями( ОВ ) как объектов “ социальной терапии”.
Среди проблем людей с ОВ, особенно молодых, чаще всего фигурируют
одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе,
депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих
недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное
самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность
обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы
сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с
противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к
деторождению.
Можно предположить, что острота физических, социально- экономических
и, главное, психологических проблем гораздо выше в случае не врожденной, а
приобретенной аномалии( инвалидности), становящейся сильным стрессогенным