Основы гуманистической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы

государства , которое социальную политику ставит во главу угла своей

деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и

инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и

т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной

поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,

психологической, организационной и другой помощи.

До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам

оказывалась в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-

социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и

отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения

жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства

делают дома- интернаты малопривлекательными для инвалидов, заставляя их “

не торопиться” с переездом в дом- интернат. Возможность как можно дольше

оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления

должности социального работника в системе учреждений социальной защиты.

Именно эти реальные лица стали оказывать социально- бытовые услуги

нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

фактором и принципиально  меняющей жизненный сценарий человека и, в  какой-то

степени, его ближайшего окружения.

      Одна из основных психологических проблем  людей  с  ОВ-  это  проблема

маргинальности  и аутоидентичности, то есть  того,  к  какой  группе  относит

себя такой человек - к “ миру нормальных” или  к  “миру  неполноценных”.  Как

показывает  практика,  в  большинстве  случаев люди  по  мере   возможности

стараются скрывать свои недостатки,  чтобы  предстать  в  глазах  окружающих

частью мира “нормальных” людей. Если же это не  удается,  то  человек  с  ОВ

либо уходит в  социальную  самоизоляцию,  либо  в  процессе  коммуникации  с

нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным  из-за  гиперопеки  и

сочувствия с  их стороны. В этой связи основными  психологическими  условиями

социальной адаптации  человека с ОВ могут  являться  осознание  им  реального

положения дел и адекватная  самооценка,  эмоциональная уравновешенность,

адекватные межличностные  отношения и нахождение своей  профессиональной  ниши

на ранке труда  и занятости.

      Авторство социальной модели (иногда  ее обозначают  как  “интерактивную

модель”, или “модель взаимодействия”)  принадлежит главным образом самим

людям с ОВ. В  фокусе этой  модели  находиться  взаимосвязь  между  отдельным

человеком  и  окружающей  его  средой  (в  том  числе   обществом),   причем

ограниченные возможности  не рассматриваются как часть  человека  и  как  его

вина:  человек  может  стараться  ослабить  последствия  своего  недуга,  но

ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а  отношением

людей  и  барьерами,  существующими  в   окружающей   среде   (архитектурой,

социальной организацией, психологическим  климатом  и  пр.).  Иначе  говоря,

ограниченные  возможности  как  проблема  есть   результат   социального   и

экономического  притеснения внутри общества, поэтому  людей с ОВ скорее  можно

рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую.

      В этой связи концепция независимой  жизни рассматривает человека  с ОВ и

его проблемы в  свете  его  гражданских  прав,  а  не  с  точки  зрения  его

патологии,  и  ориентируется  на  устранение  физических  и психологических

барьеров в окружающей среде с помощью специальных  служб, методов и  средств.

Очевидно,  что  именно  в  сфере  социальной  работы,   предполагающей,   по

определению, профессиональную поддержку, защиту и помощь социально-уязвимым

категориям населения,  должны  быть  предоставлены  условия  для  социальной

реабилитации, адаптации  и интеграции людей с ОВ.

      С  другой  стороны,  независимая   жизнь  представляет  собой   наличие

альтернатив и  возможность выбора, который человек с ОВ  может сделать   с

помощью  социальных  служб,  причем  критерием  независимости  является   не

степень  его  дееспособности  и  самостоятельности  в  условиях   отсутствия

помощи, а качество жизни в условиях предоставляемой  помощи. В свою  очередь,

понятие помощь включает в себя ее  характер,  способ  оказания,  контроль  и

результат. Иногда бывает трудно принимать помощь, но и не  менее  трудно  ее

оказывать.

      В связи с вышеизложенным  важны   не  только  содержание  и   технологии

социальной работы, но и ее  психологическая  окрашенность.  Одним  из  самых

распространенных  и,  по-видимому,  наиболее  адекватных   для   “помогающих

профессий”  (типа  социальной   работы   и   недирективной   консультативной

психологии) является гуманистический подход  (К.Роджерс и др.).  Согласно

этому  подходу,  для  нормального  существования  человека,  предполагающего

формирование его  высокой  самоценности,  необходимы  активизация  внутренних

ресурсов позитивного  развития личности (“личностного роста”),  гуманность  и

возможность выбора. С другой стороны, с позиций экзистенциальной  психологии

одним из важнейших  стремлений  личности  является  обретение  смысла  своего

существования, и  для человека важнее не то, что  с  ним  случилось,  а  свое

отношение к случившемуся (В.Франкл).

      В этой связи весьма  важной  задачей  социального  работника   является

перевод клиента  из позиции объекта социального  воздействия,  предполагающего

пассивную общественную и личностную позицию, внешний локус  контроля,  отказ

от  самостоятельного  принятия  решений  и   зависимость,   стереотипичность

мышления и поведения  и пр., в позицию способного к  саморазвитию,  активного

и  креативного  субъекта  социального  воздействия.  В  рамках  двусторонних

отношений “социальный работник-клиент” последний  должен  быть  стимулирован

на активный  выбор  в  виде  самостоятельного  принятия  решений,  Возможно,

социальному работнику  было бы гораздо легче  принимать  решения  самому,  но

это привело бы к возрастанию неуверенности  клиента  в  своих  силах  и  его

зависимости  от  социального  работника.   Так,   например,   в   социальных

учреждениях   интернатного    типа    нередко    возникает    “приобретенная

беспомощность”:  убедившись  в  своей  не  способности  влиять  на  решения,

которые касаются их  судьбы,  клиенты,  не  пытаясь  воздействовать  на  ход

событии, впадают  в депрессию, что может приводить  к росту  заболеваемости  и

смертности.  В  этой  связи  социальные  работники  могут  помочь   клиентам

активнее   участвовать   в   решении   повседневных   вопросов    (например,

содействовать созданию советов клиентов  и  советов  их  семей  как  органов

коллективного мнения), а также  сделать  более  проницаемыми  границы  между

интернатом ( или  семьей) и обществом.

      Как показывает практика, одним  из наиболее важных  и  в   то  же  время

проблемных  вопросов  в  жизни  людей  с  ОВ  является  выбор  профессии   и

трудоустройство. Профессиональное самоопределение  должно  включать  в  себя

два принципиально  важных  условия:  активность  субъекта  профессионального

выбора  и  обеспечение  квалифицированной  развивающей  помощи  со   стороны

социального работника  с целью обоснованного и адекватного  выбора  профессии.

В  часто  встречающихся  случаях,  когда  затруднения человека   с   ОВ   в

профессиональном  самоопределении вызваны нерешительностью  и  неуверенностью

в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании  и  правильной

оценке своих  особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также

информация о  профессиях, в которых именно такие  качества  могут  обеспечить

успешность деятельности. Идеальным результатом  представляется  формирование

у человека с ОВ умения осознанно и самостоятельно  планировать  свой  личный

профессиональный маршрут и определять пути его реализации.

      В  принципе  настоящая  независимость   предполагает  независимость   не

только физическую, сколько психологическую, не взирая на наличие аномалии  и

степень ее тяжести. Естественно, социальный работник не в  состоянии решить

все  психологические  проблемы  клиента,  но  может   этому   содействовать,

применяя  методы  психологического  консультирования,   оказания   экспресс-

психологической помощи, работы с посттравматическим стрессом и  осуществляя,

фактически,  психосоциальную  работу,  что   особенно   важно   в   условиях

существующего в  стране дефицита практических психологов.

      Одним   из    важнейших    факторов    успешности    медико-социально-

психологической реабилитации является  ближайшее  микросоциальное  окружение

людей  с  ОВ.  В  частности,  их  семьи  по  прежнему   остаются   основными

источниками  помощи,  обычно  сопряженной  с  физическим   и   эмоциональным

стрессами,  а  перечень  разного  рода  проблем  (медицинских,  материально-

бытовых,   психологических,   педагогических,   профессиональных   и   др.),

возникающих в  семье в связи с частичной  или полной недееспособности  какого-

либо из ее членов, бесконечен. С психологической точки  зрения  очень  важно

нейтрализовать  две часто встречающиеся в  семьях  крайности  в  отношении  к

человеку с ОВ: либо его воспринимают как обузу, усложняющую существование  и

затрудняющую личное “выживание”,  либо  на  нем  сосредотачивается  внимание

всей  семьи  и  он  подвергается  гиперопеке.  Выступая  в  различных  ролях

(консультанта, защитника  интересов, помощника и  др.),  социальный  работник

может   способствовать   разрешению   возникающих   проблем,    формированию

правильного  отношения  к  недееспособному  родственнику   и   в   целом   -

нормализацией  внутрисемейных  отношений.  Помимо  индивидуальной  работы  с

семьей,  целесообразно   проводить   групповые   занятия   и   содействовать

объединению семей (и клиентов) со сходными проблемами.

      Таким образом, социальная работа  с людьми с ОВ своей  целью  имеет  их

физическое и,  главное,  социальное  и  психологическое  благополучие,  а  с

методологической  точки зрения представляет собой  психосоциальный  подход  с

учетом особенностей  личности  и  конкретной  ситуации.  Конкретные усилия,

согласно социальной модели, должны  быть  направлены  не  только  на  помощь

людям в борьбе с их недугами, но  и  на  изменения  в  обществе:  необходимо

бороться  с  негативными  установками,  рутинными  правилами,  “ступенями  и

узкими  дверьми”  и предоставить  для   всех   людей   равные   возможности

полноценного участия  во всех сферах жизни и видах социальной активности. 
 
 

      РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДНОСТИ.

      1. Философия независимой жизни.

      ( На примере Московского клуба инвалидов “ Контакты-1”).

      Клуб “Контакты-1” строит свою  работу с детьми, имеющими  инвалидность,

и  их  родителями  по  программам,  в  основе   которых   лежит   социально-

политическая  модель  инвалидности,  суть  которой  сводится  к  следующему:

человек, имеющий  инвалидность,  имеет  равные  права  на  участие  во  всех

аспектах жизни  общества;  равные  права  должны  быть  обеспечены  системой

Информация о работе Основы гуманистической психологии