Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:39, контрольная работа
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы
государства , которое социальную политику ставит во главу угла своей
деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и
инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и
т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной
поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,
психологической, организационной и другой помощи.
До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам
оказывалась в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-
социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и
отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения
жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства
делают дома- интернаты малопривлекательными для инвалидов, заставляя их “
не торопиться” с переездом в дом- интернат. Возможность как можно дольше
оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления
должности социального работника в системе учреждений социальной защиты.
Именно эти реальные лица стали оказывать социально- бытовые услуги
нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.
фактором и принципиально меняющей жизненный сценарий человека и, в какой-то
степени, его ближайшего окружения.
Одна из основных психологических проблем людей с ОВ- это проблема
маргинальности и аутоидентичности, то есть того, к какой группе относит
себя такой человек - к “ миру нормальных” или к “миру неполноценных”. Как
показывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможности
стараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих
частью мира “нормальных” людей. Если же это не удается, то человек с ОВ
либо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с
нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки и
сочувствия с их стороны. В этой связи основными психологическими условиями
социальной адаптации человека с ОВ могут являться осознание им реального
положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность,
адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной ниши
на ранке труда и занятости.
Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как “интерактивную
модель”, или “модель взаимодействия”) принадлежит главным образом самим
людям с ОВ. В фокусе этой модели находиться взаимосвязь между отдельным
человеком и окружающей его средой (в том числе обществом), причем
ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его
вина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но
ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношением
людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой,
социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря,
ограниченные возможности как проблема есть результат социального и
экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ОВ скорее можно
рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую.
В этой связи концепция
его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его
патологии, и ориентируется на устранение физических и психологических
барьеров в окружающей среде с помощью специальных служб, методов и средств.
Очевидно, что именно в сфере социальной работы, предполагающей, по
определению, профессиональную поддержку, защиту и помощь социально-уязвимым
категориям населения, должны быть предоставлены условия для социальной
реабилитации, адаптации и интеграции людей с ОВ.
С другой стороны, независимая жизнь представляет собой наличие
альтернатив и возможность выбора, который человек с ОВ может сделать с
помощью социальных служб, причем критерием независимости является не
степень его дееспособности и самостоятельности в условиях отсутствия
помощи, а качество жизни в условиях предоставляемой помощи. В свою очередь,
понятие помощь включает в себя ее характер, способ оказания, контроль и
результат. Иногда бывает трудно принимать помощь, но и не менее трудно ее
оказывать.
В связи с вышеизложенным важны не только содержание и технологии
социальной работы, но и ее психологическая окрашенность. Одним из самых
распространенных и, по-видимому, наиболее адекватных для “помогающих
профессий” (типа социальной работы и недирективной консультативной
психологии) является гуманистический подход (К.Роджерс и др.). Согласно
этому подходу, для нормального существования человека, предполагающего
формирование его высокой самоценности, необходимы активизация внутренних
ресурсов позитивного развития личности (“личностного роста”), гуманность и
возможность выбора. С другой стороны, с позиций экзистенциальной психологии
одним из важнейших стремлений личности является обретение смысла своего
существования, и для человека важнее не то, что с ним случилось, а свое
отношение к случившемуся (В.Франкл).
В этой связи весьма важной
задачей социального
перевод клиента из позиции объекта социального воздействия, предполагающего
пассивную общественную и личностную позицию, внешний локус контроля, отказ
от самостоятельного принятия решений и зависимость, стереотипичность
мышления и поведения и пр., в позицию способного к саморазвитию, активного
и креативного субъекта социального воздействия. В рамках двусторонних
отношений “социальный работник-клиент” последний должен быть стимулирован
на активный выбор в виде самостоятельного принятия решений, Возможно,
социальному работнику было бы гораздо легче принимать решения самому, но
это привело бы к возрастанию неуверенности клиента в своих силах и его
зависимости от социального работника. Так, например, в социальных
учреждениях интернатного типа нередко возникает “приобретенная
беспомощность”: убедившись в своей не способности влиять на решения,
которые касаются их судьбы, клиенты, не пытаясь воздействовать на ход
событии, впадают в депрессию, что может приводить к росту заболеваемости и
смертности. В этой связи социальные работники могут помочь клиентам
активнее участвовать в решении повседневных вопросов (например,
содействовать созданию советов клиентов и советов их семей как органов
коллективного мнения), а также сделать более проницаемыми границы между
интернатом ( или семьей) и обществом.
Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время
проблемных вопросов в жизни людей с ОВ является выбор профессии и
трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя
два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального
выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны
социального работника
с целью обоснованного и
В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ОВ в
профессиональном
самоопределении вызваны
в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной
оценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также
информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить
успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование
у человека с ОВ умения осознанно и самостоятельно планировать свой личный
профессиональный маршрут и определять пути его реализации.
В принципе настоящая независимость предполагает независимость не
только физическую, сколько психологическую, не взирая на наличие аномалии и
степень ее тяжести. Естественно, социальный работник не в состоянии решить
все психологические проблемы клиента, но может этому содействовать,
применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс-
психологической помощи, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя,
фактически, психосоциальную работу, что особенно важно в условиях
существующего в стране дефицита практических психологов.
Одним из важнейших факторов успешности медико-социально-
психологической реабилитации является ближайшее микросоциальное окружение
людей с ОВ. В частности, их семьи по прежнему остаются основными
источниками помощи, обычно сопряженной с физическим и эмоциональным
стрессами, а перечень разного рода проблем (медицинских, материально-
бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и др.),
возникающих в семье в связи с частичной или полной недееспособности какого-
либо из ее членов, бесконечен. С психологической точки зрения очень важно
нейтрализовать две часто встречающиеся в семьях крайности в отношении к
человеку с ОВ: либо его воспринимают как обузу, усложняющую существование и
затрудняющую личное “выживание”, либо на нем сосредотачивается внимание
всей семьи и он подвергается гиперопеке. Выступая в различных ролях
(консультанта, защитника интересов, помощника и др.), социальный работник
может способствовать разрешению возникающих проблем, формированию
правильного отношения к недееспособному родственнику и в целом -
нормализацией внутрисемейных отношений. Помимо индивидуальной работы с
семьей, целесообразно проводить групповые занятия и содействовать
объединению семей (и клиентов) со сходными проблемами.
Таким образом, социальная
физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с
методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с
учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия,
согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь
людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимо
бороться с негативными установками, рутинными правилами, “ступенями и
узкими дверьми” и предоставить для всех людей равные возможности
полноценного участия
во всех сферах жизни и видах социальной
активности.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
1. Философия независимой жизни.
( На примере Московского клуба инвалидов “ Контакты-1”).
Клуб “Контакты-1” строит свою работу с детьми, имеющими инвалидность,
и их родителями по программам, в основе которых лежит социально-
политическая модель инвалидности, суть которой сводится к следующему:
человек, имеющий инвалидность, имеет равные права на участие во всех
аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой