Монголо-татарское нашествие, его влияние на предпринимательство на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- оценить влияние монголо-татарского нашествия на предпринимательство Руси, на социальные, экономические и политические устои. А так же проследить историю российского предпринимательства после монголо-татарского ига.
Задачи работы:
1.дать оценку ущербу, нанесенному Руси монголо-татарами.
2.проанализировать какие изменения монголо-татары привнесли в предпринимательство и социальную жизнь Руси
3. проследить специфику развития предпринимательства и торговли после нашествия монголо-татар на Русь. дать оценку нанесенному ущербу

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.50 Кб (Скачать)

Кроме того, на Руси на зиму были заготовлены запасы продуктов и корм для скота. Тем  самым завоеватели уже до нападения  были обеспечены фуражом для своей  конницы.

       Итоги монгольского завоевания для русских земель были исключительно тяжёлыми. По своим масштабам разрушения и жертвы, понесённые в результате нашествия, не шли ни в какое сравнение с ущербом, который приносили набеги кочевников и княжеские междоусобицы. Прежде всего, вторжение нанесло огромный  ущерб всем землям одновременно. Согласно данным археологов, из 74 городов, существовавших на Руси в домонгольский период, 49 были полностью разрушены ордами Батыя. При этом треть из них обезлюдела навсегда и больше не восстанавливалась, а 15 бывших городов стали сёлами. Не пострадали лишь Великий Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк и Турово-Пинское княжество, прежде всего из-за того, что монгольские полчища их обошли стороной. Резко сократилось и население русских земель. Большинство горожан либо погибли в сражениях, либо было уведено завоевателями в полон .Особенно пострадало ремесленное производство. После нашествия на Руси исчезли некоторые ремесленные производства и специальности, остановилось каменное строительство, были утрачены секреты изготовления стеклянной посуды, перегородчатой эмали, многоцветной керамики и др. Огромные потери понесли профессиональные русские воины—княжеские дружинники, да и многие князья, погибшие в битвах с врагом.. Лишь через полстолетия на Руси начинает восстанавливаться служивое сословие, а соответственно заново воссоздаваться структура вотчинного и только зарождающегося помещичьего хозяйства.  

Однако главным  последствием монгольского вторжения  на Русь и установления ордынского владычества с середины ХIII века стало резкое усиление обособленности русских земель, исчезновение старой политико-правовой системы и организации структуры власти, некогда характерной для Древнерусского государства. Для Руси IХ-ХIII вв., расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую она повернётся сторону—на Восток или на Запад. Киевская Русь сумела сохранить нейтральное положение между ними, она была открыта и Западу и Востоку.  

Но новая  политическая обстановка ХIII  века, нашествие монголов и крестовый поход европейских католических рыцарей, поставивших под вопрос дальнейшее существование Руси, её православной культуры, заставляли политическую элиту Руси сделать определённый выбор. От этого выбора зависела судьба страны на многие столетия, включая современность20.  

Распад политического  единства Древней Руси знаменовал собой  и начало исчезновения древнерусской  народности, ставшей прародительницей  трёх ныне существующих восточнославянских народов. С ХIV века на северо-востоке и северо-западе Руси формируется русская (великорусская) народность; на землях, вошедших в состав Литвы и Польши—украинская и белорусская народности21.        

 

1.4.Культурные  и экономические преобразования  на  Руси.  

После Батыева нашествия над Русью устанавливается так называемое монголо-татарское иго—комплекс экономических и политических методов, обеспечивавших господство Золотой Орды22 над той частью территории Руси, которая оказалась под её контролем. Появляется Золотая Орда государство, образованное в 1242-1243гг. Монголами, вернувшимися из западных походов в Нижнее Поволжье, со столицей Сарай (Сарай-берке), первым ханом которого был всё тот же Батый23.

Основными среди  этих методов были взимание различных  даней и повинностей—« поплужное», «тамга»,« почестье» и др. Самым тяжёлым из них был «ордынский выход», а с 1257 года по приказу хана Берке, монголы произвели перепись (I перепись в истории страны) населения Северо-Восточной Руси («запись в число»), установив фиксированные размеры взиманий. От уплаты «выхода» было освобождено только духовенство (до принятия Ордой ислама в начале ХIV века монголы-язычники, как и все язычники отличались веротерпимостью).   

Для контроля за сбором дани на Русь направлялись представители  хана—баскаки. Дань собирали откупщики— «бесермены» (среднеазиатские купцы). К концу ХIII—началу ХIV века институт баскачества в связи с активным противодействием населения был отменён. Сбором ордынской дани с этого времени стали заниматься сами русские князья. В случае неповиновения следовали карательные походы. По мере упрочения господства Золотой Орды карательные экспедиции сменяются репрессиями против отдельных князей.  

Попавшие  в зависимость от Орды русские  княжества утратили свой суверенитет. Получение ими княжеского стола  зависело от воли хана, который выдавал  им ярлыки. Мерой, закрепившей господство Золотой Орды над Русью, стала  выдача ярлыков на великое княжение владимирское.  

Получивший  такой ярлык прибавлял Владимирское княжество к своим владениям  и становился самым сильным среди  русских князей, чтобы поддерживать порядок, прекращать усобицы и обеспечивать бесперебойное поступление дани. Ордынские ханы не допускали сколько-нибудь значительного усиления кого-либо из князей и долгого пребывания на великокняжеском  престоле. Кроме того, отобрав ярлык  у очередного великого князя, они  отдавали его князю-сопернику, что  вызывало княжеские распри и борьбу за получение владимирского княжения при ханском дворе.

Продуманная система мер обеспечила Золотой  Орде прочный контроль над русскими землями.

Политические  и культурные последствия монгольского ига.

Последствия монгольского ига для русской  культуры и истории были очень  тяжёлыми. Особый ущерб монголами  был нанесён городам, которые  в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов.   

В русских  же городах, как отмечалось ранее, на век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения, и в особенности количество квалифицированных ремесленников. Исчез ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелирном деле: производство перегородчатой эмали, стеклянных бус, зерни, черни, скани. Был уничтожен оплот городской демократии—веча, были нарушены торговые связи с Западной Европой, русская торговля повернулась лицом на восток.  

Замедлилось развитие сельского хозяйства. Неуверенность  в завтрашнем дне и возросший  спрос на меха способствовали повышению  роли охоты в ущерб земледелию. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы оставались главной силой в собственных  хозяйствах князей и бояр вплоть до начала ХVI века. Застойным было состояние земледелия и форм собственности. В Западной Европе всё большую роль играет частная собственность. Её защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть-собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. Термин «государственная власть-собственность» означает, что земля не является, как правило, объектом свободной купли-продажи, не находится в чьей-то полной частной собственности, владение землёй неразрывно связано с осуществлением государственных функций (военной, административной, законодательной, судебной), а государственная власть не может быть чьим-то частным делом24.  

Промежуточное положение Древней Руси между  Западом и Востоком постепенно сменяется  ориентацией на Восток. При посредстве монголов русские усваивают ценности  политической культуры Китая и арабского мира. Если правящая элита Запада в Х-ХIII вв. в результате крестовых походов знакомилась с культурой Востока как победители, то Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала сильное влияние Востока в условиях деморализации и кризиса традиционных ценностей.   

В Золотой  Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси формы политического  общения («бить челом», т.е. лбом). Понятие  абсолютной, деспотической власти, с которым русские были знакомы  лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере власти ордынского хана. Ослабление городов создавало возможность  для князей самим претендовать на такую же власть и подобное выражение  чувств подданных.  

Под влиянием специфически азиатских правовых норм и способов наказания у русских  размывалось традиционное, ещё родоплеменное  представление о карающей власти общества («поток и разграбление», «кровная месть») и ограниченности княжеского права наказывать людей (предпочтение «виры», штрафы). Карающей силой стало  не общество, а государство в виде палача. Именно в это время Русь узнала «китайские казни»--  кнут («торговую казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с Х веком, временем Владимира Святославовича.  

В условиях ига исчезло представление о  необходимости баланса прав и  обязанностей. Обязанности пот отношению  к монголам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось  с сословной моралью Запада, усвоенной  Киевской Русью, где  обязанности были следствием определённых прав, предоставленных человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность права (до сих пор мы это наблюдаем!). Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства.  

В это же время происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый  культ женщины, рыцарский обычай поклоняться некоей Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие  терема, оберегали от общения с  мужчинами, замужние женщины должны были определённым образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту.   

Вместе с  тем русский народ остро чувствовал несправедливость всего происходящего. Агрессия с Востока и Запада, заставляла винить во всём иностранцев «нехристей». У русских в условиях ордынского ига и неприязненного отношения католического Запада развивалась национальная ограниченность, ощущение только  себя истинным христианским, православным народом. Церковь оставалась единственным общенациональным общественным  институтом. Поэтому единство нации основывалось на  осознании принадлежности к единой вере, идее богоизбранности русского народа. В последующем это проявится в теории «Москва-третий Рим».  

Зависимость от монголов, широкие торговые и  политические связи с Золотой  Ордой и другими восточными дворами  приводили к бракам русских князей с « татарскими царевнами», стремлению подражать обычаям ханского двора. Всё это порождало заимствование  восточных обычаев, распространявшихся от верхов общества до низов.  

Постепенно  русские земли не только в политическом, но до определённой степени и в  культурном отношении становились  частью Великой Степи. По крайней  мере у европейцев, вновь познакомившихся  с бытом Руси в ХV-ХVII веках, было много оснований именовать эту землю «Татарией». Из-за разницы в темпе и направлении общественного развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в Х-ХIIвеках сходные формы, к ХIV-ХV векам возникли качественные различия.  

Выбор Востока  в качестве объекта взаимодействия для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам государства, общества, культуры в ХIII-ХV веках, но и в направлении экспансии централизованного государства русского в ХVI-ХVII веках. Даже в ХVIII веке, когда, главным стало взаимодействие России и Запада, Европы, европейцы отмечали склонность России давать восточные  «ответы» на «вопросы» Запада, что сказалось в усилении самодержавия и крепостничества как основ европеизации страны25

5. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия.

 

Опустошительное монгольское нашествие нарушило устои и постепенно ускорявшийся ход экономической жизни большинства  русский земель. Самый тяжелый  урон оно нанесло городам северо-восточной  и южной Руси: на время приостановились  традиционные торговые связи, погибли  или попали в плен многие ремесленники, огнем пожаров были уничтожены мастерские с инструментами с запасами сырья. Установившееся почти на два с половиной столетия ордынское иго, сопровождавшееся уплатой огромной дани, выполнением других повинностей в пользу Орды и набегами ее отрядов, намного замедлило экономическое развитие русских земель, задушило уже имевшиеся ростки предпринимательства.

Однако  полнокровная торгово-ремесленная  жизнь продолжалась в ведущих  центрах северо-западной Руси (Новгороде, Пскове, Смоленске), избежавших монгольских  погромов. А уже со второй половины XIII в. стала постепенно возрождаться городская экономика и в наиболее пострадавших областях, особенно на северо-востоке, куда устремились переселенцы (в том числе торговцы и ремесленники) из южных районов. В XIV в. Москва, Нижний Новгород, Тверь, бывшие когда-то незначительными периферийными пунктами Владимиро-Суздальского княжества, превратились в крупные центры ремесла и торговли.

Центром объединения русских земель стала  Москва. Ее возвышение началось с XIV в. – времени правления Ивана Калиты и, несмотря на сложность и длительность этого процесса, к середине XV в., по выражению В.О. Ключевского, «в северной Руси привыкли смотреть на Московского князя, как на образцового хозяина, а на Московское княжество – как на самый благоустроенный удел»26.

Первый  условный период развития предпринимательства  в Московском княжестве охватывает XIV-XV вв. Это время постепенного и достаточно последовательного, несмотря на наличие междоусобных конфликтов и опустошительных набегов внешних врагов, возвышения Москвы, что благотворно сказывалось и на положении купечества.

Основными хозяйственными единицами в это  время являлись крупные и мелкие княжеские хозяйства, а также  хозяйства удельных феодалов и вотчинников. Все они были однотипными, носили замкнутый, по сути, натуральный характер, все произведенные в них продукты в основном шли на прокорм княжеского двора. Основным земельным собственником  был князь

Информация о работе Монголо-татарское нашествие, его влияние на предпринимательство на Руси