Монголо-татарское нашествие, его влияние на предпринимательство на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- оценить влияние монголо-татарского нашествия на предпринимательство Руси, на социальные, экономические и политические устои. А так же проследить историю российского предпринимательства после монголо-татарского ига.
Задачи работы:
1.дать оценку ущербу, нанесенному Руси монголо-татарами.
2.проанализировать какие изменения монголо-татары привнесли в предпринимательство и социальную жизнь Руси
3. проследить специфику развития предпринимательства и торговли после нашествия монголо-татар на Русь. дать оценку нанесенному ущербу

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.50 Кб (Скачать)

Наряду  с возрождением ремесел после  1240 г. шло быстрое восстановление нарушенных торговых связей русских земель. Этому способствовала, в частности, и заинтересованность в этом правителей Золотой Орды, получавших значительные дополнительные доходы от взимания таможенных пошлин. Наряду с Новгородом Великим, Псковом и Смоленском оживленными центрами внутренней и внешней торговли в XIV-XV вв. стали Москва, Нижний Новгород, Тверь. Вокруг них и других крупных городов формировались областные рынки, налаживались межобластные связи. Больше всего сохранилось свидетельств о торговле зерном, солью, пушниной, льном, рыбой.

Наиболее  массовой фигурой в предпринимательстве  оставался крестьянин, который вывозил  на рынок продукты, чтобы заплатить  налог. Местную торговлю вели главным  образом мелкие торговцы, покупавшие и продававшие небольшие партии товаров. Понятно, что такая торговля не могла обеспечить накопление в  руках купечества сколько-нибудь значительных капиталов.

В условиях, когда основной хозяйственной единицей оставался Княжеский двор и он же выступал в качестве основного потребителя товаров, накопление купеческих капиталов было связано с развитием внешней торговли, тем более, что Москва была расположена на перекрестке важнейших торговых как водных, так и сухопутных путей.27 

Основными во внешней торговле были южное (донское) направление и проходивший через Новгород торговый путь в Западную Европу.

Что касается возрождения предпринимательства, то в известной степени оно  было связано с ремеслом и сельским хозяйством углубление специализации  и упрощение технологий ремесленного производства способствовали удешевлению  изделий массового спроса, предназначенных для сбыта на рынке, и были немаловажными в связи с низким платежеспособным спросом населения. В городах ремесленники занимались изготовлением изделий в основном на заказ и редко выносили их на рынок. В условиях сохранения ордынского ига и нестабильности жизни выручку, полученную от продажи изделий, в оборот не пускали, а прятали в «кубышки» – специально изготовленные сосуды сферической формы, что, естественно, не способствовало расширению производства. Поскольку основными заказчиками были государство в лице князя и церковь, наибольшее развитие получили такие отрасли ремесленного производства, как изготовление оружия, монет, колоколов и различной церковной утвари.

Наибольший  простор для развития предпринимательства  по-прежнему предоставляла торговля. Самым значительным был всплеск  предпринимательской активности в  относительно наиболее выгодной и сравнительно независимой внешней торговле. Здесь  же концентрировались и наиболее крупные капиталы. Высшую группу купечества составляли «гости нарочитые» (назначенные), которые еще именовались «купцами великими». Среди них с середины XIV в. выделялась особо привилегированная корпорация «гостей-сурожан», которые пользовались привилегиями и по общественному положению приближались к боярству. Не последнюю роль в их возвышении сыграло выполнение ими торговых поручений московских великих князей и родовитых бояр, заинтересованных в сбыте своих товаров в обмен на дорогие заморские.

Шелк, красители, ковры, пряности и прочие экзотические товары привозили в основном из Сурожа (современный Судак) на Черном море, а также из Кафы (Феодосия). В целом южная торговля «сурожан» XIV-XV вв. представляла собой торговое посредничество между Севером (откуда поступала пушнина) и Югом (Черноземьем) и не имела опоры в местном производстве. Торговая прибыль «сурожан» определялась удаленностью рынков сбыта товаров от мест их производства, порождавшей возможность продажи товаров значительно выше их себестоимости. Из Сурожа купцы везли только дорогие товары, так как дешевые не оправдывали себя: прибыль была невелика ввиду крайней узости потребительского рынка.

В торговле с Западной Европой ведущую роль играла еще одна привилегированная  группа купцов – «суконники». Известные в Москве по летописи с 1382 г. и нередко упоминавшиеся в источниках XIV-XV вв. вместе с «сурожанами», они, однако, стояли на более низкой ступени в иерархии средневекового московского купечества, поскольку в их отношении не употреблялся термин «гости». Главным предметом торговых операций "суконников" являлось западноевропейское (чаще всего немецкое, английское, бельгийское) сукно, которое обычно закупалось на рынках Новгорода, Пскова, городов Ливонии, Литвы, Польши. Помимо сукна с Запада ввозилось серебро, столь необходимое для чеканки денег, изготовления дорогих украшений и парадной великокняжеской утвари, а также для выплаты дани. Что касается торговли рабами, то этот вид предпринимательства к XV в. сошел на нет, более того, появилась тенденция к выкупу русскими купцами своих соотечественников.

Купцы нередко  кредитовали князей – отдавали им привезенные товары в долг. Так, в составленной около 1481 г. духовной грамоте удельный князь Андрей Васильевич завещал наследникам вернуть 300 руб. долга купцу Гавриле Салареву. Владимир Ховрин оказывал финансовую поддержку великому князю Василию II Темному в его борьбе с соперниками. «Сурожанин» Андрей Шихов был кредитором удельного князя Юрия Васильевича, отдавшего в залог за 30 руб. серебром рулон заморского сукна.

Пополнение  московского купечества на протяжении XIV-XV вв. шло преимущественно двумя путями. Во-первых, в ряды торговцев переходили отдельные ремесленники, удачно реализовавшие на рынке изделия собственного производства и накапливавшие необходимые средства для торговых оборотов. Во-вторых, в результате присоединения одного за другим удельных княжеств в Москву стекались вслед за знатью и купчие люди.

Таким образом, в рассматриваемый период основной сферой предпринимательства оставалась торговля, а основным предпринимателем являлся русский купец. Главными сдерживающими факторами для  развития предпринимательской деятельности на Руси были однородность элементов  ее экономической жизни, натуральное  княжеское хозяйство и традиции общины. Представители купечества, подобно другим сословиям, рассматривались  московскими властями как государевы слуги, обязанные выполнять любые  поручения и беспрекословно подчиняться  великокняжеским указам. Освобождаясь от этих пут по мере централизации государства и собирания земель, представители делового мира в дальнейшем попадали под гнет налогов военно-бюрократического и чиновничьего государства.

6. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного

 

Новым этапом в развитии предпринимательства  становится XVI в., который ассоциируется с правлением Ивана IV (1533-1585 гг.). Именно в рамках этого периода начинается процесс формирования централизованного государства. Внешнеполитические успехи российского государства – аннексирование у Литвы Брянских земель (1500-1503 гг.) и Смоленска (1514 г.), присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств – привели к тому, что под его контролем оказался Волжский путь на всем его протяжении; это благоприятствовало оживлению торговли через Каспийское море с восточными странами. Именно в XVI в. началось освоение Сибири, что способствовало расширению внутреннего рынка.

В этот период вызревают условия, в целом благоприятствующие зарождению русского торгового предпринимательства. Это находит проявление в развертывании  трех взаимосвязанных процессов.

Во-первых, наблюдается рост числа городов, которые из городов-крепостей постепенно трансформируются в торгово-промышленные центры. Если в начале XVI в. их насчитывалось около 140, то к концу столетия – уже свыше 230. Городами становились крепости, промысловые села и слободы, монастырские посады, сельские торгово-ремесленные рядки. Процесс градообразования сопровождался ростом численности торгово-ремесленного населения.

Во-вторых, в рассматриваемый период намечаются и со временем становятся все более  устойчивыми рыночные связи между  регионами Русского государства. Этому  способствует зарождающаяся специализация  ремесленников отдельных городов и областей на производстве той или иной продукции.

В-третьих, страна постепенно покрывается сетью  больших или малых рыночных центров  сельской и городской торговли –  рядков, торжков, ярмарок.

Тем не менее, Россия продолжала оставаться страной  с низкой плотностью населения. К  1550 г. она насчитывала чуть более шести миллионов человек, большинство из которых проживало в Москве и центре страны. Самыми редконаселенными были северные области страны, где проживало, в среднем, не более двух человек на квадратный километр. В подавляющем большинстве население страны было крестьянским, а крестьянское хозяйство – натуральным. Важнейшими исключениями были соль и металлические изделия. Это свидетельствовало о том, что экономических условий для централизации государства еще не существовало28.

Централизация России происходила в основном с  использованием политических средств, а часто и с применением  насилия. Реформы середины XVI в., направленные на укрепление власти царя, одновременно вели к закреплению крестьян, уничтожению среднего, наиболее способного к предпринимательству, слоя населения. Были ликвидированы свободные слободы – их приписали к посадскому населению. Произошло слияние купечества с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства главные повинности – отбывать казенную службу и платить подати. Все это не могло не сказываться на предпринимательской деятельности наиболее активных слоев населения.

Новым явлением в организации торговли в XVI в. явилось появление в городах гостиных дворов, в которых торговали в основном иностранные и иногородние купцы. Это явилось показателем более интенсивного, чем прежде, развития хозяйственных связей между различными регионами Русского государства.

Гостиные  дворы в рассматриваемый период можно было обнаружить практически  в каждом русском городе. Они принадлежали казне и представляли собой комплексы  построек, где купцы из других русских  городов, а также иностранцы могли  за определенную плату остановиться на ночлег, обязаны были складировать свой товар и совершать сделки. Гостиные дворы, как правило, состояли из деревянной или каменной станы вокруг обширного внутреннего двора, где располагались различные амбары и склады, которые прилегали к внутренним сторонам стены. Так, например, на территории Архангельского гостиного двора располагалось от 80 до 100 построек, в которых купцы хранили свой товар. На гостином дворе располагалась также таможенная изба, где торговцы уплачивали пошлину. Здесь же за определенную плату можно было получить ночлег и питание в специально отведенных для этого избах.

В 1535 г. центром московской торговли стал Китай-город. Вдоль Красной площади перед Кремлем протянулись ряды, в каждом из которых торговали каким-нибудь одним товаром. Оптовая торговля велась в гостиных дворах, куда обязаны были свозить свои товары иногородние и иноземные купцы. К этому времени в Москве существовали уже Устюжский, Английский, Армянский и Литовский гостиные дворы. Посещавшие Москву иностранные путешественники отмечали значительные масштабы торговли в Москве, не уступавшей ведущим торговым центрам Европы.

Постоянный  торг (или ярмарка) был в Белоозере – перевалочном торговом пункте между Новгородом и Северо-Востоком России. Сюда съезжались купцы из Твери, Новгорода и других городов, а также из окрестных монастырей, имевших в то время значительные обороты.

В первой половине XVI в. продолжал удерживать свои позиции г. Дмитров. Находившийся к северо-востоку от Москвы, этот город открывал важный путь к Волге и являлся средоточием соляной, рыбной и хлебной торговли. Здесь проживало много богатых купцов, привозивших Каспийским морем и Волгой восточные товары.

Из городов  Волжского бассейна крупнейшими  торговыми центрами в первой половине XVI в. были Ярославль, Нижний Новгород и Балахна. В Ярославле широко торговали салом, хлебом, воском и кожами. Позиции Нижнего Новгорода в регионе резко усилились после того, как Василий III, стремясь подорвать торговое значение Казани, велел организовать ярмарку в Нижнем и под страхом тяжелого наказания запретил московским купцам ездить на казанскую ярмарку, которая ежегодно привлекала купцов из России, Средней Азии, Ирана и Закавказья.

В Россию везли золото, серебро, серебряную посуду, олово, ювелирные изделия, жемчуг, разное сукно, сахар, муку, лекарственные препараты, пряности и т.д., а вывозились пенька, канаты, смола, деготь, воск, пушнина, кожа, лен, мед и т.п. Огромным спросом пользовались также треска, семга, сало и кожа морских животных. Одной из центральных ярмарок была Архангельская.

Все больший  интерес и значение для Русского государства и его купечества приобретало западноевропейское направление  торговли. До середины XVI в. контакты с западными торговыми центрами осуществлялись русскими купцами через балтийские порты не принадлежавшие Москве, что не способствовало активному деловому партнерству, а после поражения России в Ливонской войне (1558-1583 гг.) и ослабления значения Новгорода, это направление торговли фактически стало недоступным.

В XVI в. в составе купечества и характере его торговой деятельности происходят существенные качественные сдвиги.

Во-первых, в Москве складывается относительно мощный (сравнительно с другими городами) слой торговых людей, располагающих  значительными капиталами, что явилось  результатом принудительного переселения (свода) в Москву состоятельных новгородских, псковских, смоленских, вятских купцов. Этот процесс продолжается до конца XVI в. Так, в 1569 г. в столицу были переведены 145 семей из Великого Новгорода. В том же году в Москву было взято 500 человек из Пскова и 470 из Переяславля Залесского. Имели место переводы и из Великого Устюга, Вязьмы, Твери, Старицы, Ржева. Переселенцы создавали в Москве целые слободы, такие как Новгородская сотня, или кварталы псковичей в районе Сретенки и в Замоскворечье. Осевшие в столице «сведенцы» в правовом положении от коренных москвичей ничем не отличались.

Во-вторых, идет встречный процесс, вызванный  политическими соображениями центральной  власти, – перевод московских торговых людей на жительство в центры бывших самостоятельных княжеств, прежде всего, в Новгород и Псков.

В-третьих, ряды русского купечества начинают пополняться  новым элементом – торговыми  крестьянами (преимущественно в  северных районах страны), которые  постепенно выделяются из состава сельского  населения.

В-четвертых, из среды городских и сельских торговых людей выделяется и становится заметной новая фигура скупщика, первоначально  сельскохозяйственных товаров, для  их последующей перепродажи. Это, прежде всего «прасолы»

В-пятых, возникают новые более сложные  формы торгового предпринимательства, в частности более развитая форма  «складничества». Формируется новый тип купца, возглавляющего обширное торговое предприятие и ведущего торговлю через многочисленных агентов-приказчиков (примером может служить деятельность торгового дома Строгановых, которые торговали солью и железом по всей стране и за рубежом). Можно говорить, что именно в эту историческую эпоху начинают зарождаться династии.

Информация о работе Монголо-татарское нашествие, его влияние на предпринимательство на Руси