Культура Київської Русі

Автор: M***********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 18:20, реферат

Описание работы

Происхождение государственных учреждений на Руси орга-нически связано с возникновением и ростом княжеской власти. Отсюда понятно, почему дореволюционные исследователи, разделявшие в массе своей мысль о том, что элемент политический, государственный представлял единственно живую сторону отечественной истории, а развитие государства составило ее национальное своеобразие, уделяли древнерусским князьям самое пристальное внимание. Классические труды С. М. Соловьева «Об отношениях Новгорода к великим князьям» и «История отношений между князьями Рюрикова дома», В. И. Сергеевича «Вече и князь», Н. И. Костомарова «Начало единодержавия в Древней Руси», А. Е. Преснякова «Княжое право в древней Руси» — наиболее заметные вехи в изучении данной темы. Что касается остальных научных сочинений, где специально или попутно шла речь о князьях, их взаимоотношениях, княжеской власти, то им «несть числа».

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.75 Кб (Скачать)

Случалось и такое, что слабый князь просил сильного «удержать под ним» его волость, изъявляя готовность принять вассальную зависимость, как это было, скажем, с Владимиром Галицким, который «посла ко Всеволоду, ко уеви своему, в Суждаль  и моляся ему, отче и господине, удержи Галичь подо мною, а яз Божий и  твои есмь со всим Галичемь, а во твоей воле есть всегда» .

За измену и непослушание вассал лишался волости . В Ипатьевской летописи под 1130 г. читаем: «В се же лето поточи Мьстислав Полотьскии князи с женами и с детми в Грекы, еже преступиша хрестьное челование» . Это несколько туманное известие проясняется в Московском летописном своде конца XV в. и в Воскресенской летописи, где рассказывается, что Мстислав Владимирович «поточи князи Полочскые Царюгороду и с женами я с детми, зане не бяху в воли его и не послушаху его, егда завяшеть и в Русскую землю собе в помочь. И разгневася на ня Мьстислав и хоте на них ити, но нелзе бяше тогда, Половци бо налегоша на Русскую землю... Егда же упразднися Мъстислав от рати, и помяну перьвыи гнев свои, послав по Кривъские князи, по Давида и по Ростислава и Святослава и по Рогъволодовича два, по Василья и по Иоана, и всажав их в лодии и поточи к Царюграду за ослушание их, а по городом их посажа мужи своя» . Этот рассказ, впрочем, содержится также в Ипатьевской летописи, но под 1140 г., когда «взидоста княжича два ис Царяграда», всвязи с чем летописец и вспоминает о Мстиславе, подвергшем опале «кривитьских» князей. Изяслав Мстиславич, заподозрив в измене Ростислава Юрьевича, отобрал у него города, которые ранее дал, арестовал его дружинников, отнял «товар» и, посадив в лодку с четырьмя «отроками», отправил домой к отцу. Брат Ростислава Андрей Боголюбский как-то говорил смоленским Ростиславичам: «Нарекли мя есте собе отцем, а хочю вы добра, а даю Романови, брату вашему, Киев» . Вскоре, однако, между сюзереном и вассалами возникли трения. Андрей требовал выдачи киевских бояр Григория Хотовича, Степанца и Олексу, уморивши будто бы Глеба Юрьевича, андреева брата. Ростиславичи не послушали Боголюбского и бояр не выдали. Тогда он, разгневавшись, «рече» Роману Ростиславичу: «Не ходиши в моей воли с братьею своею, а поиде с Киева, а Давыд ис Вышегорода, а Мьстислав из Балагорода, а то вы Смоленск, а тем ся поделите» 368. Роман ушел из Киева в Смоленск .

Итак, княжеский вассалитет на Руси второй половины XI — начала XIII в. вытекал из пожалования сюзеренами волостей. Дележ волостей — излюбленное  занятие князей. «Искать волости», «волоститься», «ладиться о волостях», «рядиться о волостях» — фразеология, отражавшая княжеские разделы, добровольные и насильственные .

Наделение вассалов волостями не имело поземельного характера, ибо мы знаем, что в  Киевской Руси не было верховной княжеской собственности на землю. Стало быть, пожалование волости надо понимать как передачу доходов с нее, как пожалование кормления. Отсюда заключаем, что вассальная зависимость князей в Древней Руси второй половины XI—XII вв. являла собой вассалитет без фьефов, или фьефы, состоящие преимущественно из кормлений. Перед нами дофеодальная система, хотя она и ближе к феодализму, чем та, которая господствовала в X столетии. Следовательно, эволюция княжеских вассальных отношений на Руси X—XII вв. шла от вассалитета, основанного главным образом на пожаловании даней, к вассалитету, основанному на пожаловании кормлений. Этим был сделан крупный шаг в сторону феодального вассалитета, поскольку центр тяжести с внешней эксплуатации в форме даней переместился на извлечение доходов внутри общества в виде кормлений. Но сам феодальный вассалитет был еще впереди 373.

Таковым представляется нам развитие княжеских вассальных отношений в Киевской Руси. Княжеский  вассалитет дополнялся вассалитетом боярским. История боярского вассалитета  есть в известном смысле история разложения дружинных связей. Вот почему необходимо взглянуть на вопрос о возникновении и росте вассалитета бояр более широко — в плане отношения князя и дружины. Да и характер княжеской власти нельзя правильно понять, абстрагируясь от дружины. К изучению некоторых ее важнейших сторон мы и приступаем.

 

Информация о работе Культура Київської Русі