Автор: M***********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 18:20, реферат
Происхождение государственных учреждений на Руси орга-нически связано с возникновением и ростом княжеской власти. Отсюда понятно, почему дореволюционные исследователи, разделявшие в массе своей мысль о том, что элемент политический, государственный представлял единственно живую сторону отечественной истории, а развитие государства составило ее национальное своеобразие, уделяли древнерусским князьям самое пристальное внимание. Классические труды С. М. Соловьева «Об отношениях Новгорода к великим князьям» и «История отношений между князьями Рюрикова дома», В. И. Сергеевича «Вече и князь», Н. И. Костомарова «Начало единодержавия в Древней Руси», А. Е. Преснякова «Княжое право в древней Руси» — наиболее заметные вехи в изучении данной темы. Что касается остальных научных сочинений, где специально или попутно шла речь о князьях, их взаимоотношениях, княжеской власти, то им «несть числа».
Нам представляется весьма сомнительной законодательная практика Ольги и Владимира в том виде, в каком ее изображаот Л. В. Черепнин и А. А. Зимин. Правотворчество этих «пра-вителей», по нашему убеждению, не шло дальше выработки от-дельных казусов, дополнявших обычное право.
Значительно отчетливее (сравнительно
с законодательством) в
Говоря о княжеском суде в X в., мы не должны забывать о значительной его условности, определявшейся большой самодеятельностью народных общин в отправлении судопроизводства. Ценной иллюстрацией здесь служит свидетельство, содержащееся в «Саге об Олаве Трюгвасоне». Мальчик Олав убил на новгородском торгу некоего Клеркона и укрылся в доме княгини. «В Хольмграде,— рассказывает сага,— был такой великий мир,что по законам следовало убить всякого, кто убьет неосужден-ного человека; бросились все люди по обычаю своему и закону искать, куда скрылся мальчик. Говорили, что он во дворе кня-гини и что там отряд людей в полном вооружении; тогда ска-зали конунгу. Он пошел туда со своей дружиной и не хотел, чтобы они дрались; он устроил мир, а затем соглашение; назначил конунг виру, и княгиня заплатила» . Любопытно, что люди «по обычаю и закону своему» разыскивают преступника, чтобы воздать ему должное. Не менее интересно и то, что княгиня платит виру, не имея, следовательно, никаких преимуществ перед лицом закона.
Князь не только судил, но и рядил, иначе — управлял. Как правитель он не являлся полным антиподом народным массам, поскольку в условиях разложения родоплеменного строя, на-блюдавшегося в X в., ощущалась острая потребность в князе — регуляторе общественных отношений. Это становится очевидным., если распад первобытности понимать как «процесс деструкции замкнутых родовых ячеек, высвобождавший то изгоев, потерпевших поражение в борьбе с сородичами, то крестьянские семьи, вырвавшиеся из принудительного родового сообщества и ищущие опоры вне своих старых связей» . При таких обстоятельствах правительственная роль князя возрастала. И недаром в Повести временных лет князь Владимир изображен думающим «о строи земленем, и о ратех, и о уставе земленем» , т. е. занятым вопросами государственного строительства и управления .
Итак, к концу X в. функции киевского князя заметно ум-ножились и усложнились, а власть — усилилась, что явилось прямым результатом распада родового строя?) Нельзя признать правильным стремление некоторых историков представить кня-жескую власть в примитивном виде. Н. И. Костомаров, например, думал, что целью княжеской власти были добыча, «а сред-ством для достижения цели — дружина, пестрая шайка удальцов,набранных отовсюду» . Подобное упрощенное мнение о княжеской власти на Руси X в. не соответствует фактам, в част-ности приведенным выше.
Отмечая усложнение
и усиление княжеской власти
в ука¬занное время, мы не
хотим сказать, что князь
О чьих интересах радел русский князь X в.? По Н. И. Косто-марову, он усерднее заботился о своих ближайших выгодах, нежели о порядке в земле и о спокойствии ее жителей . Согласно Б. Д. Грекову, князь «осуществлял прежде всего интересы растущего класса бояр» . Такого рода характеристики страда-ют односторонностью. Нельзя, конечно, отказать князю в преследовании собственных целей. Надо признать и то, что князь выражал интересы дружинной и родо-племенной знати, ибо в обществах, переживающих процесс разложения родовых связей, социальная верхушка пользовалась большим общественно-политическим влиянием. Но мы слишком упростим картину, если не учтем роли князя как выразителя интересов свободного люда в целом, о чем речь у нас уже шла выше. Следовательно, княжеская власть на Руси X в. была многозначной, и подвести под нее монолитный фундамент — значит пренебречь сложностью социальной конъюнктуры, сложившейся к исходу X сто¬летия .
Конец X —начало XI в.—важная веха в развитии княжеской власти на Руси. Это время неудержимого разложения родовых отношений, перехода от вервирода к вервиобщине, «от коллективного родового земледелия к более прогрессивному тогда — индивидуальному» 148. Родо-племенные связи вытесняются территориальными. Место племенных союзов заступают союзы общин — волости, земли, по терминологии летописцев, состоящие из главных городов, пригородов и прилегающих к тем и другим сельских округ. К сожалению, начальная история образования городовых волостей не нашла отражения в источниках, которыми располагает современная наука. Но в конце XI столетия и особенно в XII в. мы уже видим городовые волости с достаточно устойчивыми конститутивными признаками. Какое положение занял князь в новой социальной системе? Какова его роль? А. Е. Пресняков был прав, когда писал, что князь в городовой волости — «вождь и организатор народного ополчения, глава общего управления земли, охранитель внешней безопасности и внутреннего мира, внутреннего „наряда"» . Рассмотрим подробнее занятия князя XI — XII вв.
Следует с самого
начала подчеркнуть, что князь на
Руси XI—XII вв. являлся необходимым
элементом социально-
Владимирский летописец, рассказывая о соперничестве родового города Владимира со «старыми» городами Ростовом и Суздалем, многозначительно замечает, что владимирцы семь недель «безо князя будуще в Володимери граде, толико възложыпе всю свою надежю и упованье к святей Богородице и на свою правду» . Следовательно, Владимир, будучи без князя, можно сказать, чудом устоял в борьбе с врагами. Несколько раньше владимирцы, ростовцы, суздальцы и переяславцы, съехавшиеся во Владимир, чтобы обсудить положение, создавшееся в результате убийства Андрея Боголюбского, рассуждали так: «Нам суть князи Муромъскые и Рязаньскыи близ в суседех, боимся льсти их, еда пойду вънезапа ратью на нас, князю не сущю у нас».
Довольно примечательна запись под 1154 г., касающаяся Киева: «Тогды же тяжько бысть Кыяном.не остал бо сябяшеть у них никаков князь, и послаша Кыяне епископа Демьяна Каневьскаго по Изяслава по Давыдовича, рекутце: „пойди к Кыеву, ать не возмуть нас Половци". Изяслав же вниде в Кыев»160. С князем киевляне чувствовали себя спокойнее. Когда Изяслав Мстиславич, отлучившийся из Киева на несколько месяцев в Новгород и Смоленск, вернулся обратно, «ради быша людье» 161.
В ЮгоЗападной Руси встречаем то же самое. В 1206 г. галичане, «убояшася полков Рускых, еда възвратятся на нь опять, а князя у них нету, здумавше послашася по Володимера»162.
Привлеченные летописные
факты свидетельствуют об острой
потребности в князьях, испытываемой
городовыми волостями. Они говорят
о том, что в князьях волостные
общины нуждались прежде всего как
в военных специалистах, призванных
обеспечить внешнюю безопасность. Князь
вооруженной рукой должен был
оберегать землю, где княжил. Эта
военная функция князя в
В князе XI—XII вв., боевом командире и организаторе, нема-ло еще от военного вождя и предводителя старых времен. Это выражалось в том, что ему приходилось принимать в битвах непосредственное участие в качестве передового бойца увлекающего своим мужеством дружину и воев: «Въеха переже всих в противныя и дружина его по нем ехаша»; «Андреи же Дюргевич взъмя копье и еха на перед и съехася переже всих и изломи копье свое» ; «перед всеми полкы въеха Изяслав один в полкы ратных и копье свое изломи» ; «и потече сам князь преди всех ко граду; видевши же его воя вси устремишася ко граду». Отсутствие князя иногда роковым образом сказывалось на исходе военных действий. В 1152г. люди князя Изяслава не смогли удержать днепровский брод, «зане не бяше ту князя, а боярина не вси слушають». Князья прекрасно сознавали, сколь важно и необходимо быть им при войске, как нужен их вдохновляющий пример: «Князи же здумавши вси, не крепко бьются дружина и Половци, оже с ними не ездим сами» 176.
Чтобы поднять боевой дух воинов, князья действовали не только делом, но и словом, произнося по древней традиции зажигательные речи накануне битвы. В Ипатьевской летописи под 1152г. читаем: «Изяслав же рече дружине своей: „Братья и дружино! Бог всегда Рускы земле и Руских сынов в бещестьи не положил есть, на всих местех честь свою взимали суть, ныне же, братье, ревнуимы тому вси, у сих землях и перед чюжими языки дай ны Бог честь свою взяти". И то рек Изяслав дружине своей, потьче всими своими полкы...» Другую подобную речь донесла до нас Лаврентьевская летопись: «И нача же Мстислав с Володимером укрепляти Новгородцы и Смолняны: „Братие, се вошли есмя в землю силную, а позря на Бога, станем крепко, не озпраимся назад, побегше не уйти, а забудем, братье, домов, жен и дети, а кому не умирати..."»
Цель такого витийства, как видим, заключалась в том, чтобы укрепить воев и дружину или, по выражению южного летописца, «подать дерзость воям своим» .
В понятиях людей XI—XII вв. дельный князь тот, кто сам занимается военным «нарядом». Не случайно Владимир Мономах в своем педагогическом трактате, поучая собственных детей, писал: «На войну вышед, не ленитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни еденью не лагодите, ни спанью; и стороже сами наряживайте, и ночь, отовсюду нарядивше, около вой тоже лязите, а рано встанете» .
Храбрость князя «на рати» высоко ценилась в древнерусском обществе XI—XII вв.181. Трусость, напротив, осуждалась. Большим позором и даже провинностью являлось бегство князя первым с поля боя. Вот почему новгородцы, изгоняя Всеволода, поставили ему в вину и то, что уехал он «с пълку переди всех», т. е. бежал с поля битвы на Ждане горе .