Культура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Прежде чем сесть за этот реферат, я долго думала, какую же тему мне взять. Перебрав все, я решила остановиться на культуре Киевской Руси. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат помог мне лучше узнать историю моей страны. Во-вторых, хотелось лишний раз попутно уяснить для себя, что все разговоры о превосходстве украинского народа над российским или наоборот – не более чем нелепица, так как корни общие! На мой взгляд, культуру можно поделить на материальную и духовную.

Содержание

Введение……………………………………………….......................................3
1. Понятие «культура»…………………………………………………………...4
2. Культура до принятия христианства на Руси:……………………………....5
2.1 Дохристианские славянские верования. Первая религиозная реформа………………………………………………………………………5
3. Введение христианства и его влияние на развитие культуры……………..6
3.1 "Выбор веры"…………………………………………………………6
3.2 История крещения Владимира (Корсунская легенда)…………….7
3.3 Распространение христианства на Руси…………………………….8
3.4 Значение принятия христианства……………………………………8
4. Просвещение. Научные знания……………………………………………..10
4.1 Меры длины на Руси………………………………………………….14
4.2 Меры площади на Руси………………………………………………15
4.3 Меры веса на Руси……………………………………………………15
5. Материальная культура……………………………………………………...19
5.1 Строительство и архитектура на Руси………………………………..21
5.2 Живопись……………………………………………………………….21
5.3 Ювелирное искусство…………………………………………………29
6. Духовная культура……………………………………………………………35
6.1 Музыка………………………………………………………………….35
6.2 Литература……………………………………………………………..36
Выводы………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 198.50 Кб (Скачать)
  • тысяча тысяч - тьма
  • тьма тем - легион, или неведий
  • легион легионов - леодр
  • леодр леодров - ворон
  • 10 воронов - колодa

         О последнем из этих чисел, то есть о  колоде, говорилось: "И более сего несть человеческому уму разумевати".

         Единицы, десятки и сотни изображались славянскими буквами с поставленным над ними знаком ~ , называемым "титло", для отличия цифр от букв.

         Тьма, легион и леодр изображались теми же буквами, но для отличия от единиц, десятков, сотен и тысяч они  обводились кружками.

         При исчислении долей одного часа Кирик  ввел свою систему дробных единиц, причем пятую часть он называл вторым часом, двадцать пятую - третьим часом, сто двадцать пятую - четвертым часом и т. д.

         Самой малой долей у него были седьмые  часы, и он считал, что меньших  долей часов быть уже не может:

         "больше  сего не бывает, то есть не рождаются от седьмых дробных, которых в дне будет 987500".

         Делая расчеты, Кирик производил действия сложения и умножения, а деление, по всей вероятности, он осуществлял  путем подбора, рассматривая последовательно  кратные для данного делимого и делителя.

         Основные  хронологические расчеты Кирик  производил от даты, принимавшейся  в Древней Руси за дату сотворения мира. Исчисляя таким образом момент написания своей работы, Кирик (с  ошибкой в 24 месяца) утверждает, что  со дня сотворения мира протекло 79 728 месяцев, или 200 неведий и 90 неведий и 1 неведий и 652 часа. Такого же рода подсчетом Кирик определяет свой возраст, и мы узнаем, что он родился в 1110 г.

         Оперируя  с дробными часами, Кирик в сущности имел дело с геометрической прогрессией  со знаменателем 5.

         В сочинении Кирика уделено место  и вопросу о вычислениях пасхалий, столь важному для церковников  и являвшемуся одним из наиболее трудных арифметических вопросов, которые  приходилось решать служителям церкви.

         Если  Кирик и не дает общих методов подобного рода вычислений, то во всяком случае он показывает свое умение производить их.

         Рукописное  сочинение Кирика является единственным математическим документом, дошедшим до нас с тех далеких времен.

         Однако  это отнюдь не означает, что других математических сочинений в ту эпоху на Руси не существовало. Надо полагать, что многие рукописи утрачены для нас вследствие того, что они были затеряны в тревожные годы княжеских междоусобиц или погибли при пожарах, всегда сопровождавших набеги соседних народов на Русь.

         Возможно, что тщательные розыски в архивах  помогут восстановить некоторые  из подобных рукописей.

         Ужасное бедствие постигло Русь в начале XIII в., когда огромные полчища монголов надвинулись с востока, уничтожая  на своем пути все живое. Монголы, пользуясь разобщенностью и неорганизованностью военной силы гораздо более культурных народов Северного Китая и Средней Азии, покорили их, восприняли от них военную технику и с удвоенной силой обрушились на Русь. Такого мощного удара, какой пришлось выдержать Руси, история до тех пор еще не знала.

         Между тем Русь, раздираемая внутренними  междоусобицами, не смогла дать сокрушительного  отпора захватчикам, несмотря на проявленное  русским народом исключительное мужество. Как известно, большая  часть Руси попала под власть монголов, опустошавших русские земли в течение двух с половиной веков.

         Однако  упорное сопротивление Руси остановило дальнейшее продвижение монгольских  орд на Запад и тем спасло от гибели западную культуру.

         Русь  была завоевана, но русский народ не покорен.

         Опустошения, причиненные завоевателями, нанесли  страшный удар русской культуре в  период ее высокого подъема. Огнем и  мечом уничтожались памятники русской  культуры и письменности. Вместе с  тем на долгое время было приостановлено и экономическое развитие страны.

         Крупнейшие  города Южной и Восточной Руси подверглись почти полному разорению. Большинство городских ремесленников  было уведено в плен, и потому ремеслам был нанесен тяжкий урон. Многие ремесла на Руси возродились  лишь спустя несколько столетий. Так, была уничтожена высокоразвитая для этой эпохи русская промышленность, в то время как промышленность Запада имела возможность беспрепятственно развиваться.

         Естественно, что создавшиеся на Руси политико-экономические  условия временно привели к упадку знаний вообще, математических в частности.

  1. Материальная культура

         Изучение  материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических  источниках. Они свидетельствуют  о земледельческом характере  культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха,борона-суковатка.

         Наряду  с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались  ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.

    Оружие  нередко украшалось чернью или серебряным узором. Ювелирное производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.

         Исключительно тонкой работы требовало украшение  изделий сканным узором или зернью. Скань - изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. Зернь - узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку. На основе скани возникла и техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью.

      В Древней Руси умели изготовлять  и стеклянные украшения.

         Массовым  было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением  гончарного круга была очень разнообразна и использовалась повсеместно.

         Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Основными инструментами  древнерусского плотника были топор  и тесло, с помощью которых  возводились избы, крепостные стены  и церкви, украшенные затейливой резьбой.

         Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.

         Типичное  жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб. Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.

         Одежда  жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась  не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время - меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей - бархатной, простолюдин носил овчинный кожух, а княжеский шился из соболя или другого дорогого меха. Привилегией князей были длинные, до пят, плащи (корзно). 

         5.1 Строительство и  архитектура на  Руси

         С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм - Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.)

         Типичный  русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.

    Древнейшим  сохранившимся памятником древнерусского зодчества является огромный 13-купольный  кирпичный собор Св. Софии в  Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). Собор был богато украшен мозаиками и фресками, в том числе на бытовые темы.

         Несколько позднее был сооружен собор Св. Софии в Новгороде. Несмотря на очевидное  сходство композиции, этот храм существенно  отличается от киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора - фрески. Богатых мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская - сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетий.

    В XI в. в Киеве и Новгороде строились  и монастырские каменные церкви.

         Каменное  строительство велось и в других городах Руси: Полоцке, Чернигове.

         Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Вековой опыт восточно-славянсикх племён в области деревянного зодчества и сооружения укреплённых поселений, жилищ, святилищ, их высокоразвитые ремесленные навыки и традиции художественного творчества были усвоены искусством Киевской Руси. В быстром решении сложных идейно- художественных  задач, которые возникали в ходе установления феодальных отношений, огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Ближнего Востока) с развитием торговых и политических связей. В относительно краткий период расцвета Киевской Руси древнерусские мастера освоили новые для них приёмы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры. Типы родовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных брёвен ещё долго оставались теми же, что и у древних славян.Но уже в 9-начале 10 вв. в некоторых сёлах появились обширные дворы вотчинников, а в княжеских владениях - деревянные замки (Любеч). Из укреплённых посёлков развиваются города-крепостис жилыми домами внутри и схозяйственными постройками, примыкающими к оборонительному валу (Колодяжненское  и Райковецкое городища, оба в Житомировской области; города разрушены в 1241году).

         На  торговых путях у  слияния рек  или у речных излучин из крупных  поселений славян вырастали города и основывались новые. Они слагались  из крепости на холме ( детинец, кремль- резиденция князя и убежище для горожан при нападении на врагов, с оборонительным земляным валом, рубленой стеной на нём и со рвом извне, и из посада ( порой укреплённого). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных  районах замасками( Киев, Суздаль), а в лесных-бревенчатыми домами в один-два сруба с сенями(Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких свзанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню («повалушу»), наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Дворцы в кремлях  с середины 10 века имели 2-этажные каменные части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой дворцы вмещали залы площадью более двухсот квадратных метров (Киев). Общими для городов Киевской Руси было живописность их силуэта, где доминировал кремль с его с его красочными дворцами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с окружающим ландшафтом, возникавшая благодаря искусному использованию рельефа местности не только в стратегических, но и художественных целях. Начиная со второй половины 9 века летописи упоминают деревянные христианские храмы (киев, число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по  условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали 5 (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева1020-26,зодчий Миронег) и даже 13(деревянный Софийский собор в Новгороде,989) верхов. Первая в Киеве каменная Десятинная церковь(989-996,разрущшена в 1240) имела, возможно, 25 верхов. Она была сложена из  чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толченого кирпича с известью (цемянка). В той же технике кладки возводились появившиеся в 11 веке каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота  в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслава-Хмельницкий, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога-все конец 11-начала12 веков) и величественные трёхнефные(Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036года) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве), храмы с хорами вдоль трёх стен для князей и их близких. Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по-своему истолкованный древне-русскими зодчими, купола на высоких световых барабанах, плоские ниши 9возможно,с фресками) на фасадах., узоры из кирпича в виде крестов, меандра  указывают на связи зодчества Киевской Руси с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в этих храмах проявляются и своеобразные черты:

Информация о работе Культура Киевской Руси