Культура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Прежде чем сесть за этот реферат, я долго думала, какую же тему мне взять. Перебрав все, я решила остановиться на культуре Киевской Руси. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат помог мне лучше узнать историю моей страны. Во-вторых, хотелось лишний раз попутно уяснить для себя, что все разговоры о превосходстве украинского народа над российским или наоборот – не более чем нелепица, так как корни общие! На мой взгляд, культуру можно поделить на материальную и духовную.

Содержание

Введение……………………………………………….......................................3
1. Понятие «культура»…………………………………………………………...4
2. Культура до принятия христианства на Руси:……………………………....5
2.1 Дохристианские славянские верования. Первая религиозная реформа………………………………………………………………………5
3. Введение христианства и его влияние на развитие культуры……………..6
3.1 "Выбор веры"…………………………………………………………6
3.2 История крещения Владимира (Корсунская легенда)…………….7
3.3 Распространение христианства на Руси…………………………….8
3.4 Значение принятия христианства……………………………………8
4. Просвещение. Научные знания……………………………………………..10
4.1 Меры длины на Руси………………………………………………….14
4.2 Меры площади на Руси………………………………………………15
4.3 Меры веса на Руси……………………………………………………15
5. Материальная культура……………………………………………………...19
5.1 Строительство и архитектура на Руси………………………………..21
5.2 Живопись……………………………………………………………….21
5.3 Ювелирное искусство…………………………………………………29
6. Духовная культура……………………………………………………………35
6.1 Музыка………………………………………………………………….35
6.2 Литература……………………………………………………………..36
Выводы………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

     - многоглавие(13 глав софийского собора  в Киеве)

    -ступенчатое  расположение сводов и отвечающих  им, на фасадах рядов  полукружий-закомар, паперти-галереи с трёх сторон.

     -ступенчато-пирамидальная композиция   ( картинка здесь соф собора) 

         Все эти особенности, а также величавые  пропорции, напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затенённых хорами боковых нефов к просторной и ярче освещённой подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряжённостью и вызывают богатство впечатлений. Наиболее  полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 века) исполнены приемущественно византийскими мастерами.Росписи в башнях-полные динимики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семья движение порой дишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передаётся посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлён прямо на зрителя. Это сообщает исключительную напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. В работах  киевских мастеров очень часто встречалось сочетание мотивов славянской и античной мифологии с христианскими символами иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживающееся в народной сред. Так, например, в Печерском монастыре существовал шиферный рельеф «Геракл, борющийся со львом» (рисунок №9  таблицаVIII)

           В 11 веке получает развитие  иконопись. Произведения киевских  мастеров пользовались широким  признанием, особенно иконы работы  Алимпия,  которые вплоть до  монголо-татарского нашествия служили  образцами для иконописцев   всех древне-русских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых  к культуре Киевской Руси, не сохранилось. Во второй половине 11 века на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское. В своих крепостях и загородных владениях князья сооружают лишь небольшие церкви (Михаиловская божница в Острее,1098,сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125).

         В мозаиках  и фресках Михайловского  Златоверхнего монастыря в Киеве,выполненных  византийскими и древне-русскими художниками свободней становится композиция , изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик отдельных святых. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешевой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, которые в своих работах всё больше отходят от канонов византийского искусства и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начала.

         Художественная  культура Киевской Руси получила дальнейшее развитие в период феодальной раздробленности  в различных древнерусских княжествах. Возникает ряд школ (владимиро-суздальская церковь, новгородская школа), сохраняющих связь с культурой Киевской Руси.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

        Самый древний из дошедших до наших дней в своём былом облике храмов       Киевской Руси находится не в Киеве, а в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середине XI в. Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор строили константинопольские мастера. По словам летописи, в год кончины Мстислава, погребённого в ещё недостроенной церкви в 1036 г., сидящий на коне всадник мог рукой достать верх стены собора. Как и все киевские храмы того времени, он был возведён из плинфы и необработанного http://www.omsk.edu.ru/schools/sch062/history/images/pic/archit/ch_p2.jpgкамня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Слой раствора скрывал ряды плинфы, чуть сдвинутые в глубь стены. Эти так называемые "утопленные ряды" чередовались с обычными. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орнамент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добавленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость. Кирпичный орнамент изящно огибал оконные проёмы, стелился по стене крестами или поясами меандра. На стенах апсид мастера выкладывали высокие полукруглые плоские ниши (тремя и двумя ярусами, соответственно на центральной и боковых апсидах). В своей основе это был пятиглавый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нартексам - притвором, помещением с западной стороны храма. Из-за него храм получался вытянутым, прямоугольным. Нартекс обязательно отделялся от наоса - центральной части храма - стеной, но с арочными проёмами, ведущими соответственно в каждый из нефов. Один из самых красивых элементов архитектуры Спасо-Преображенского собора - тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного пространства. 

    Церковь Параскевы  Пятницы в Чернигове

         В XII-XIII вв., в Чернигове была построена  Пятницкая церковь. Она стала  наиболее ярким воплощением новых  веяний в русской архитектуре, которые характеризуются смелостью конструкций и оригинальностью композиционного решения. Храм отличается высоко поднятой центральной частью и высоким барабаном, который динамично "взлетает" вверх. Невиданная ранее ступенчатость композиции стала возможна благодаря аркам под барабаном, размешенным выше цилиндрических сводов, перекрывающих остальное пространство храма. Поэтому прямоугольное основание плавно переходит к круглому барабану, который в свою очередь опирается на возвышающиеся друг над другом арки. Создаётся впечатление, что храм вырастает как бы на глазах. Лёгкость и устремлённость вверх подчёркивают тонкие пучковые колонки в центре фасадов, продолговатые формы окон и ниш, изящно украшенный барабан. Особую нарядность внешнему облику храма придают декоративные вставки и пояски из кирпича. Сооружение одинаково органично воспринимается со всех сторон, демонстрируя редкое равновесие и стройность форм. Совершенный облик храма даёт основания предполагать, что его возводил известный по летописям выдающийся русский зодчий Пётр Милонег. http://www.omsk.edu.ru/schools/sch062/history/images/pic/archit/ch_s.jpgК началу XX в. внешний вид храма изменили многочисленные перестройки. Выдающийся архитектурный памятник домонгольской эпохи в годы Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен прямым попаданием авиабомбы. Однако послевоенная реставрация вернула церкви Параскевы Пятницы облик, близкий к первоначальному. искусства, по своему значению равного византийскому, насчитывавшего к XI в. уже шестое столетие своей истории. Нигде больше на русской земле не сохранятся храмы, украшенные мозаиками, выложенными из кусочков специально сваренного цветного непрозрачного стекла - смальты и природного камня. Это останется только на киевской земле как отблеск Византийской империи, подарившей Руси умение строить храмы и писать иконы. Архитектура древнего Киева впитывала в себя лучшее, что создавали в то время архитектурная мысль Византии и её столичная школа. Но несмотря на это нельзя сказать, что Русь слепо перенимает  или копирует это искусство.

         Русскому  искусству эпохи Средневековья  суждено было стать новым воплощением  христианского искусства, по своему значению равного византийскому, насчитывавшего к XI в. уже шестое столетие своей истории.  

         5.3 Ювелирное искусство

         В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В мо-де были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах - монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.  
           Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской
    http://www.omsk.edu.ru/schools/sch062/history/images/pic/yuv/y_tex3.jpgдержавы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей. Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, на-поминающую завиток или сплющенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями. На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей. Горожанки XI-XIII вв. больше всего любили колты - парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы. В 1876 г. близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII - начала XIII в. Они представляют http://www.omsk.edu.ru/schools/sch062/history/images/pic/yuv/y_tex.jpgсобой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры.

         В 1887 г. на территории древнего Михайловского  Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых  колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. http://www.omsk.edu.ru/schools/sch062/history/images/pic/yuv/y_tex1.jpgЭто забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дорогие, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями бога-того княжеского убора.Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесенная на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых http://www.omsk.edu.ru/schools/sch062/history/images/pic/yuv/y_tex2.jpgбраслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств.

         Были  как чисто христианские, так и  чисто языческие украшения, которые  являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных  крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто археологи находят языческие амулеты - предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепятся "бубенчики", выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.

     Гривна  Владимира Мономаха

 
 
 
 

         Отдельные памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. О них пи-шут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвященные культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита "Черниговская гривна", или "гривна Владимира Мономаха". Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое http://www.omsk.edu.ru/schools/sch062/history/images/pic/yuv/y_mon.jpgначало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне - архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: "Господи, помоги рабу своему Василию". Это был настоящий христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; в до-монгольское время украшения подобного рода не были редкостью. "Черниговская гривна" выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне, скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 г. недалеко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества. Надпись, указывающая на личность владельца - Василий, - подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (1053- 1125), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известнейший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил "Поучение" детям, написанное в форме мемуаров. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донесшую до потомков работу искусных киевских мастеров.  
     
     
     

         Абсолютное большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принадлежности. Однако история не сохранила имён замечательных мастеров, создавших "Черниговскую гривну" или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности "проговаривались" о своих творцах. Так, кратеры - драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII в., - несут на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.  
            Знаменитая полоцкая просветительница XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г. заказала крест для вклада в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями. Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков и среди них были фанаты. Камни крепились в гнёздах на
    http://www.omsk.edu.ru/schools/sch062/history/images/pic/yuv/y_na.jpgзолотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя каждого святого прочеканено рядом с изображением. Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром.  
            Судьба креста Святой Ефросиний Полоцкой, который поочерёдно побывал в руках православных, католиков, униатов, в казне московских государей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 г., печальна. Он был утрачен во время войны 1941 - 1945 гг., его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью). История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпопея, связанная со знаменитой Янтарной комнатой (стены и вся обстановка которой были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы той же войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными. Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, которую оставил на поверхности креста его создатель - полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии - одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства.

Информация о работе Культура Киевской Руси