Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:49, реферат
Прежде чем сесть за этот реферат, я долго думала, какую же тему мне взять. Перебрав все, я решила остановиться на культуре Киевской Руси. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат помог мне лучше узнать историю моей страны. Во-вторых, хотелось лишний раз попутно уяснить для себя, что все разговоры о превосходстве украинского народа над российским или наоборот – не более чем нелепица, так как корни общие! На мой взгляд, культуру можно поделить на материальную и духовную.
Введение……………………………………………….......................................3
1. Понятие «культура»…………………………………………………………...4
2. Культура до принятия христианства на Руси:……………………………....5
2.1 Дохристианские славянские верования. Первая религиозная реформа………………………………………………………………………5
3. Введение христианства и его влияние на развитие культуры……………..6
3.1 "Выбор веры"…………………………………………………………6
3.2 История крещения Владимира (Корсунская легенда)…………….7
3.3 Распространение христианства на Руси…………………………….8
3.4 Значение принятия христианства……………………………………8
4. Просвещение. Научные знания……………………………………………..10
4.1 Меры длины на Руси………………………………………………….14
4.2 Меры площади на Руси………………………………………………15
4.3 Меры веса на Руси……………………………………………………15
5. Материальная культура……………………………………………………...19
5.1 Строительство и архитектура на Руси………………………………..21
5.2 Живопись……………………………………………………………….21
5.3 Ювелирное искусство…………………………………………………29
6. Духовная культура……………………………………………………………35
6.1 Музыка………………………………………………………………….35
6.2 Литература……………………………………………………………..36
Выводы………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………..39
- многоглавие(13 глав софийского собора в Киеве)
-ступенчатое расположение сводов и отвечающих им, на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трёх сторон.
-ступенчато-пирамидальная
композиция ( картинка здесь соф
собора)
Все эти особенности, а также величавые пропорции, напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затенённых хорами боковых нефов к просторной и ярче освещённой подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряжённостью и вызывают богатство впечатлений. Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 века) исполнены приемущественно византийскими мастерами.Росписи в башнях-полные динимики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семья движение порой дишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передаётся посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлён прямо на зрителя. Это сообщает исключительную напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. В работах киевских мастеров очень часто встречалось сочетание мотивов славянской и античной мифологии с христианскими символами иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживающееся в народной сред. Так, например, в Печерском монастыре существовал шиферный рельеф «Геракл, борющийся со львом» (рисунок №9 таблицаVIII)
В 11 веке получает развитие
иконопись. Произведения
В
мозаиках и фресках Михайловского
Златоверхнего монастыря в
Художественная культура Киевской Руси получила дальнейшее развитие в период феодальной раздробленности в различных древнерусских княжествах. Возникает ряд школ (владимиро-суздальская церковь, новгородская школа), сохраняющих связь с культурой Киевской Руси.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове
Самый древний из дошедших до наших дней
в своём былом облике храмов
Киевской Руси находится не в Киеве, а
в Чернигове. Это Спасо-Преображенский
собор, заложенный по приказанию могущественного
князя Мстислава Владимировича в середине
XI в. Когда этот черниговский князь, сын
Владимира Святославича, задумал воздвигнуть
каменный собор в своей столице, за образец
он пожелал взять Десятинную церковь.
Учёные полагают, что собор строили константинопольские
мастера. По словам летописи, в год кончины
Мстислава, погребённого в ещё недостроенной
церкви в 1036 г., сидящий на коне всадник
мог рукой достать верх стены собора. Как
и все киевские храмы того времени, он
был возведён из плинфы и необработанного http://www.omsk.edu.ru/
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
В
XII-XIII вв., в Чернигове была построена
Пятницкая церковь. Она стала
наиболее ярким воплощением новых
веяний в русской архитектуре, которые
характеризуются смелостью конструкций
и оригинальностью композиционного решения.
Храм отличается высоко поднятой центральной
частью и высоким барабаном, который динамично
"взлетает" вверх. Невиданная ранее
ступенчатость композиции стала возможна
благодаря аркам под барабаном, размешенным
выше цилиндрических сводов, перекрывающих
остальное пространство храма. Поэтому
прямоугольное основание плавно переходит
к круглому барабану, который в свою очередь
опирается на возвышающиеся друг над другом
арки. Создаётся впечатление, что храм
вырастает как бы на глазах. Лёгкость и
устремлённость вверх подчёркивают тонкие
пучковые колонки в центре фасадов, продолговатые
формы окон и ниш, изящно украшенный барабан.
Особую нарядность внешнему облику храма
придают декоративные вставки и пояски
из кирпича. Сооружение одинаково органично
воспринимается со всех сторон, демонстрируя
редкое равновесие и стройность форм.
Совершенный облик храма даёт основания
предполагать, что его возводил известный
по летописям выдающийся русский зодчий
Пётр Милонег. http://www.omsk.edu.ru/
Русскому
искусству эпохи Средневековья
суждено было стать новым воплощением
христианского искусства, по своему
значению равного византийскому, насчитывавшего
к XI в. уже шестое столетие своей истории.
5.3 Ювелирное искусство
В
эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского
государства, восточные славянки любили
украшать себя множеством драгоценностей.
В мо-де были литые серебряные перстни
с орнаментом, витые браслеты из серебряной
проволоки, стеклянные браслеты и, конечно
же, бусы. Они были самые разнообразные:
из цветного стекла, горного хрусталя,
сердоликов и рубинов, крупных полых бусин
из литого золота. К ним привешивались
круглые или лунообразные бронзовые подвески
(лунницы), украшенные тонким орнаментом:
невиданными волшебными зверями в скандинавском
стиле, сложными плетёными конструкциями,
очень напоминающими изображения на арабских
дирхемах - монетах, которые в те времена
имели хождение как на Руси, так и в Европе.
Но самыми популярными украшениями были
височные кольца. Литые серебряные височные
кольца вплетались в женскую причёску
у висков или подвешивались к головным
уборам, их носили по одной или по нескольку
пар сразу. У каждого восточнославянского
племени, вошедшего в состав Киевской http://www.omsk.edu.ru/
В
1887 г. на территории древнего Михайловского
Златоверхого монастыря был найден
другой клад ювелирных украшений XI-XII
вв., в том числе пара золотых
колтов. Колты были украшены речным
жемчугом и изображениями фантастических
птиц с женскими головами. Цвета изображений
не потеряли яркости, а их сочетание на
редкость изысканно: белый, бирюзовый,
тёмно-синий и ярко-красный. Между тем
создавший это великолепие мастер умер
около восьми столетий назад. Михайловские
колты выполнены в виртуозной ювелирной
технике перегородчатой эмали, которая
была перенята у византийцев. http://www.omsk.edu.ru/
Были
как чисто христианские, так и
чисто языческие украшения, которые
являлись предметами религиозных культов.
Сохранилось множество
Гривна Владимира Мономаха
Отдельные
памятники древнерусского ювелирного
искусства получили огромную известность.
О них пи-шут статьи и книги, помещают их
фотографии в альбомы, посвященные культуре
домонгольской Руси. Более всего знаменита
"Черниговская гривна", или "гривна
Владимира Мономаха". Это чеканный золотой
медальон XI в., так называемый змеевик,
на одной стороне которого изображена
женская голова в клубке из восьми змей,
символизирующая дьявола, языческое божество
или злое http://www.omsk.edu.ru/
Абсолютное большинство
памятников ювелирного искусства Древней
Руси анонимны. Археологи, находя остатки
мастерских, принадлежавших древнерусским
умельцам золотого и серебряного дела,
извлекали из-под земли все необходимые
для ювелирного ремесла принадлежности.
Однако история не сохранила имён замечательных
мастеров, создавших "Черниговскую
гривну" или колты из Михайловского
клада. Порой лишь сами драгоценности
"проговаривались" о своих творцах.
Так, кратеры - драгоценные серебряные
чаши для святой воды, созданные в средневековом
Новгороде XII в., - несут на себе надписи,
в которых сообщаются имена мастеров Косты
и Братилы.
Знаменитая полоцкая просветительница
XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г.
заказала крест для вклада в основанный
ею Спасский монастырь. Шестиконечный
крест высотой около полуметра был сделан
из кипарисового дерева и сверху и снизу
закрыт золотыми пластинками, украшенными
драгоценными камнями. Уже к 20-м гг. XX в.
почти все камни были потеряны, но известно,
что их насчитывалось около двух десятков
и среди них были фанаты. Камни крепились
в гнёздах на http://www.omsk.edu.ru/
Судьба креста Святой Ефросиний Полоцкой,
который поочерёдно побывал в руках православных,
католиков, униатов, в казне московских
государей и тайнике французов, занявших
Полоцк в 1812 г., печальна. Он был утрачен
во время войны 1941 - 1945 гг., его искали журналисты,
писатели, учёные, политические деятели
и даже Интерпол (Международная организация
по борьбе с преступностью). История этих
поисков так же драматична и безрезультатна,
как, например, эпопея, связанная со знаменитой
Янтарной комнатой (стены и вся обстановка
которой были отделаны янтарём), похищенной
нацистами в годы той же войны и с тех пор
безуспешно разыскиваемой учёными. Описания
и рисунки, сделанные до пропажи креста
Святой Ефросинии, сохранили текст надписи,
которую оставил на поверхности креста
его создатель - полоцкий мастер Лазарь
Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии
- одна из главных духовных святынь Белоруссии
и признанный шедевр средневекового ювелирного
искусства.