Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:39, реферат
Русское средневековье охватывает длительный период – со времени образования Киевской Руси (IX в.) до XVII в., когда в условиях господства феодальных производственных отношений началось становление капиталистического рынка. Истоки же средневековой культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода. Конечно, за столь длительный промежуток времени культура претерпела немало изменений. Если к тому же учесть местные особенности развития различных территорий, населенных восточными славянами, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от этой эпохи. И все же в них есть нечто общее. К числу наиболее характерных черт средневековой культуры вообще и русской в частности относится исключительно сильное влияние религии на все ее сферы. Причем в условиях длительной борьбы двух укладов, патриархального и феодального, имела место и борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского (период так называемого двоеверия), что налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру на протяжений веков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Культура Киевской Руси
1.1. Особенности культуры Русского Средневековья………………5
ГЛАВА 2. Основные направления русской культуры
2.1. Фольклор ………………………………………………………….7
2.2. Письменность и просвещение……………………………………8
2.3. Общественно-политическая мысль и литература……………….9
2.4. Архитектура……………………………………………………...13
2.5. Живопись…………………………………………………………17
2.6. Пение и музыка…………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………25
Новосибирский государственный аграрный университет
Юридический факультет
Кафедра
истории и политологии
РЕФЕРАТ
Культура
Киевской Руси IX-XII вв.
Новосибирск
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Культура Киевской Руси
1.1. Особенности
культуры Русского
ГЛАВА 2. Основные направления русской культуры
2.1. Фольклор ………………………………………………………….7
2.2. Письменность и просвещение……………………………………8
2.3. Общественно-политическая мысль и литература……………….9
2.4. Архитектура…………………………………………………
2.5. Живопись…………………………………………………………
2.6. Пение и
музыка…………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Слово культура принадлежит к числу наиболее часто встречающихся. Оно существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, причем часто в различных контекстах. Споры среди ученых вокруг понятия «культура» ведутся уже не одно столетие, но особенно они активизировались в последние десятилетие. И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науки не выработано единого определения этого феномена, все же наметилось некоторое сближение позиций - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного, многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека. По существу, в понятие «культура» включают все, создаваемое трудом и творческой энергии человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литературу; религиозный или атеистические представления, нормы морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей и т.п. Однако культура – это не только система ценностей, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в ее сознательной деятельности в определенном историческом контексте. Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди различных социальных слоев.
Таким образом, культура – это исторически развивающаяся, многоликая, многослойная, система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.
Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Иногда соответственно двум основным сторонам человеческой деятельности вводятся понятия материальной и духовной культуры, хотя деление это весьма условно. Возникшая на самых ранних стадиях развития общества культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносили и вносят лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетая традиции и новаторство, порождая богатство и многообразие этого социального феномена. Вместе с тем культура прошлого органически входит в жизнь современного человека. Таким образом, культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.
История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей (науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др.) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса (искусство ведение, филология, этнология и др.). Предметом истории русской культуры - одной из составных частей мировой культуры - является изучение общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторических условиях. Но история культуры, в отличие от теоретических наук (философий, социологий), изучает явления культуры в их конкретности – не только закономерные, но и случайные, наряду с высочайшими взлетами творческого гения – повседневную жизнь обычного человека и т.п.
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Русское средневековье
Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу 1 тыс.н.э. К VI – VIII вв. в условиях нараставшей внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских (поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и др.) и некоторых неславянских племен (весь, меря, мурома, чудь), завершившийся образованием Древнерусского государства – Киевская Русь (IX в.). Формируясь на основе культурных традиций восточного славянства, древнерусская культура в то же время активно взаимодействовала с культурами других стран и народов.
Будучи одним из крупнейших государств средневековой Европы, оно простиралось с севера на юг – от побережья Ледовитого океана до Черного моря, с запада на восток – от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. Византийское влияние не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца X в. до середины XII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения. Особенно сильно это влияние проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Но взаимодействие культур не сводилось к рабскому подражанию или механическому соединению разнородных элементов. Обладавшая собственным культурным потенциалом, дохристианская Русь творчески усваивала влияние извне, что обеспечило ее органичное вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт и породило «вселенскость»1 как характернейшую черту русской культуры. В результате объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью трех братских народов – русского, украинского и белорусского
ФОЛЬКЛОР
Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п. Несмотря на официальное неприятие дохристианской культуры, именно взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовало «обрусению» византийских художественных норм и таким образом созданию самобытной культуры средневековой Руси.
С незапамятных времен
Значение исторических жанров
фольклора все более
Особое место в устном народном творчестве занимали «старины» - былинный эпос. Былины не создавались единой волей, единым творцом, это искусство коллективное. Переходя из уст в уста, они подвергались все новым способам восприятия, понимание и даже перетолкованиям. на многовековом пути их существования путем устной передачи неизбежны потери и смысловые разрывы, искажения и случайные наслоения. Поэтому существуют весьма не равноценные в художественном отношении варианты былин.
Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в X-XI вв. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни. При этом следует иметь в виду, что соотношение персонажей и степень исторической документальности бытовых элементов былин определяются той ролью, какую они выполняют в контексте повествования: имеют ли они существенную роль в построении сюжета или являются принадлежностью стиля, средством поэтической выразительности.
Устное народное творчество
ПИСЬМЕННОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Становление новой культуры началось с перевода Священного писания и богословской литературы с греческого языка «на словеньско письмо», как сообщает «Повесть временных лет», имея в виду кириллицу. Между тем письменность у восточных славян возникла значительно раньше – в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности.