Культура Киевской Руси IX-XII вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:39, реферат

Описание работы

Русское средневековье охватывает длительный период – со времени образования Киевской Руси (IX в.) до XVII в., когда в условиях господства феодальных производственных отношений началось становление капиталистического рынка. Истоки же средневековой культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода. Конечно, за столь длительный промежуток времени культура претерпела немало изменений. Если к тому же учесть местные особенности развития различных территорий, населенных восточными славянами, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от этой эпохи. И все же в них есть нечто общее. К числу наиболее характерных черт средневековой культуры вообще и русской в частности относится исключительно сильное влияние религии на все ее сферы. Причем в условиях длительной борьбы двух укладов, патриархального и феодального, имела место и борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского (период так называемого двоеверия), что налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру на протяжений веков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Культура Киевской Руси

1.1. Особенности культуры Русского Средневековья………………5

ГЛАВА 2. Основные направления русской культуры

2.1. Фольклор ………………………………………………………….7

2.2. Письменность и просвещение……………………………………8

2.3. Общественно-политическая мысль и литература……………….9

2.4. Архитектура……………………………………………………...13

2.5. Живопись…………………………………………………………17

2.6. Пение и музыка…………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный  аграрный университет

Юридический факультет

Кафедра истории и политологии 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Культура  Киевской Руси IX-XII вв. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнила: 

                                                    Курс 1

                                                            Группа 713

                                                                                  Факультет юридический 

                                               Проверила: Акопьянц А.С.

                                                 Дата

                                                      Оценка

                                                        Подпись 
 
 

                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2008 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 

ГЛАВА 1. Культура Киевской Руси

1.1.  Особенности  культуры Русского Средневековья………………5 

ГЛАВА 2. Основные направления русской культуры

2.1. Фольклор  ………………………………………………………….7

2.2. Письменность  и просвещение……………………………………8

2.3. Общественно-политическая мысль и литература……………….9

2.4. Архитектура……………………………………………………...13

2.5. Живопись…………………………………………………………17

2.6. Пение и  музыка…………………………………………………..20 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….23 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………25

 

ВВЕДЕНИЕ

Слово культура принадлежит к числу  наиболее часто встречающихся. Оно  существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, причем часто в различных  контекстах. Споры среди ученых вокруг понятия «культура» ведутся уже не одно столетие, но особенно они активизировались в последние десятилетие. И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науки не выработано единого определения этого феномена, все же наметилось некоторое сближение позиций - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного, многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека. По существу, в понятие «культура» включают все, создаваемое трудом и творческой энергии человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литературу; религиозный или атеистические представления, нормы морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей и т.п. Однако культура – это не только система ценностей, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в ее сознательной деятельности в определенном историческом контексте. Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди различных социальных слоев.

Таким образом, культура – это исторически  развивающаяся, многоликая, многослойная, система созданных человеком  материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.

Культурное  бытие человека неотделимо от его  природного и общественного бытия. Иногда соответственно двум основным сторонам человеческой деятельности вводятся понятия материальной и духовной культуры, хотя деление это весьма условно. Возникшая на самых ранних стадиях развития общества культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносили и вносят лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетая традиции и новаторство, порождая богатство и многообразие этого социального феномена. Вместе с тем культура прошлого органически входит в жизнь современного человека. Таким образом, культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.

История культуры, понимаемая как целостная  система, предполагает комплексное  изучение различных ее областей (науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др.) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса (искусство ведение, филология, этнология и др.). Предметом истории русской культуры - одной из составных частей мировой культуры - является изучение общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторических условиях. Но история культуры, в отличие от теоретических наук (философий, социологий), изучает явления культуры в их конкретности – не только закономерные, но и случайные, наряду с высочайшими взлетами творческого гения – повседневную жизнь обычного человека и т.п.

   
 
 
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

   Русское средневековье охватывает  длительный период – со времени  образования Киевской Руси (IX в.) до XVII в., когда в условиях господства феодальных производственных отношений началось становление капиталистического рынка. Истоки же средневековой культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода. Конечно, за столь длительный промежуток времени культура претерпела немало изменений. Если к тому же учесть местные особенности развития различных территорий, населенных восточными славянами, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от этой эпохи. И все же в них есть нечто общее. К числу наиболее характерных черт средневековой культуры вообще и русской в частности относится исключительно сильное влияние религии на все ее сферы. Причем в условиях длительной борьбы  двух укладов, патриархального и феодального, имела место и борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского (период так называемого двоеверия), что налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру на протяжений веков. Не менее существенными особенностями средневековой  культуры являлись традиционализм и локальность (замкнутость), которые вполне соответствовали господству консервативных форм хозяйствования основной массы населения Руси и разобщённости людей и земель, существовавшей в условиях натурального хозяйства. Наконец, авторитарность мышления средневекового общества – черта, столь живучая в России и выходящая за хронологические рамки средневековья, в значительной мере может быть связана с длительным господством внеэкономического принуждения (прежде всего в виде крепостного права ) в отношений основной массы населения, Существенными чертами средневекового искусства, в основном обслуживавшего религиозные потребности общества, были преимущественное следование канону и имперсональность.

         Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу 1 тыс.н.э. К VI – VIII вв. в условиях нараставшей внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских (поляне, древляне,  северяне, кривичи, вятичи и др.) и некоторых неславянских племен (весь, меря, мурома, чудь), завершившийся образованием Древнерусского государства – Киевская Русь (IX в.). Формируясь на основе культурных традиций восточного славянства, древнерусская культура в то же время активно взаимодействовала с культурами других стран и народов.

  Будучи одним из крупнейших государств средневековой Европы, оно простиралось с севера на юг – от побережья Ледовитого океана до Черного моря, с запада на восток – от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русь исторически представляла собой контактную зону  между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. Византийское влияние не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца X в. до середины XII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения. Особенно сильно это влияние проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Но взаимодействие культур не сводилось к рабскому подражанию или механическому соединению разнородных элементов. Обладавшая собственным культурным потенциалом, дохристианская Русь творчески усваивала влияние извне, что обеспечило ее органичное  вхождение  в общеевропейский историко-культурный ландшафт и породило «вселенскость»1  как характернейшую черту русской культуры. В результате объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью трех братских народов – русского, украинского и белорусского

ФОЛЬКЛОР

Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п. Несмотря на официальное неприятие дохристианской культуры, именно взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовало «обрусению»  византийских художественных норм и таким образом созданию самобытной культуры средневековой Руси.

   С незапамятных времен развивалась  устная народная поэзия древних  славян. Заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие следы древних магических представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризах. С далеким языческим прошлым связано и происхождение сказок.

    Значение исторических жанров  фольклора все более возрастает  с образованием государства и  с началом складывания древнерусской  народности. На протяжении многих  поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной и послужила одним из ее основных источников.

Особое  место в устном народном творчестве занимали «старины» - былинный эпос. Былины не создавались единой волей, единым творцом, это искусство коллективное. Переходя из уст в уста, они подвергались все новым способам восприятия, понимание и даже перетолкованиям. на многовековом  пути их существования путем устной передачи неизбежны потери и смысловые разрывы, искажения и случайные наслоения. Поэтому существуют весьма не равноценные в художественном отношении варианты былин.

  Былины  киевского цикла, связанные с  Киевом, с Днепром Славутичем, с  князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в X-XI вв. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни. При этом следует иметь в виду, что соотношение персонажей и степень исторической документальности бытовых элементов былин определяются той ролью, какую они выполняют в контексте повествования: имеют ли они существенную роль в построении сюжета или являются принадлежностью стиля, средством поэтической выразительности.

   Устное народное творчество явилось  не только самоценным явлением  культуры, но и неисчерпаемым  источником образов и сюжетов,  веками питающим русскую словесность. 
 

    ПИСЬМЕННОСТЬ  И ПРОСВЕЩЕНИЕ

    Становление новой культуры началось с перевода Священного писания и богословской литературы с греческого языка «на словеньско письмо», как сообщает «Повесть временных лет», имея в виду кириллицу. Между тем письменность у восточных славян возникла значительно раньше – в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности.

Информация о работе Культура Киевской Руси IX-XII вв.