Культура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Прежде чем сесть за этот реферат, я долго думала, какую же тему мне взять. Перебрав все, я решила остановиться на культуре Киевской Руси. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат помог мне лучше узнать историю моей страны. Во-вторых, хотелось лишний раз попутно уяснить для себя, что все разговоры о превосходстве украинского народа над российским или наоборот – не более чем нелепица, так как корни общие! На мой взгляд, культуру можно поделить на материальную и духовную.

Содержание

Введение……………………………………………….......................................3
1. Понятие «культура»…………………………………………………………...4
2. Культура до принятия христианства на Руси:……………………………....5
2.1 Дохристианские славянские верования. Первая религиозная реформа………………………………………………………………………5
3. Введение христианства и его влияние на развитие культуры……………..6
3.1 "Выбор веры"…………………………………………………………6
3.2 История крещения Владимира (Корсунская легенда)…………….7
3.3 Распространение христианства на Руси…………………………….8
3.4 Значение принятия христианства……………………………………8
4. Просвещение. Научные знания……………………………………………..10
4.1 Меры длины на Руси………………………………………………….14
4.2 Меры площади на Руси………………………………………………15
4.3 Меры веса на Руси……………………………………………………15
5. Материальная культура……………………………………………………...19
5.1 Строительство и архитектура на Руси………………………………..21
5.2 Живопись……………………………………………………………….21
5.3 Ювелирное искусство…………………………………………………29
6. Духовная культура……………………………………………………………35
6.1 Музыка………………………………………………………………….35
6.2 Литература……………………………………………………………..36
Выводы………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 198.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Украины

Национальный  технический университет

«Харьковский  политехнический институт» 
 
 

Кафедра политической истории 
 
 
 
 

Реферат по истории Украины на тему:

«Культура Киевской Руси» 
 
 
 
 

Выполнила студентка  Клименко Светлана группы О-49а

Руководитель  Пономарев Роман Олегович 
 
 
 
 
 
 

Харьков 2010 

План

Введение……………………………………………….......................................3     

1. Понятие «культура»…………………………………………………………...4

2. Культура до  принятия христианства на Руси:……………………………....5

    2.1  Дохристианские славянские верования.  Первая религиозная реформа………………………………………………………………………5

3. Введение христианства  и его влияние на развитие  культуры……………..6

    3.1  "Выбор веры"…………………………………………………………6

    3.2  История крещения Владимира (Корсунская легенда)…………….7

    3.3  Распространение христианства на Руси…………………………….8

    3.4  Значение принятия христианства……………………………………8

4. Просвещение. Научные знания……………………………………………..10

        4.1 Меры длины на Руси………………………………………………….14

        4.2 Меры площади на Руси………………………………………………15

        4.3 Меры веса на Руси……………………………………………………15

5. Материальная  культура……………………………………………………...19

        5.1 Строительство и архитектура  на Руси………………………………..21

        5.2 Живопись……………………………………………………………….21

       5.3 Ювелирное искусство…………………………………………………29 

6. Духовная  культура……………………………………………………………35

        6.1 Музыка………………………………………………………………….35

        6.2 Литература……………………………………………………………..36

Выводы………………………………………………………………………….38

Список  использованной литературы………………………………………..39

 
 
 
 
 

Введение 

     Прежде  чем сесть за этот реферат, я долго  думала, какую же тему мне взять. Перебрав все, я решила остановиться на культуре Киевской Руси. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат помог мне лучше узнать историю моей страны. Во-вторых, хотелось лишний раз попутно уяснить для себя, что все разговоры о превосходстве украинского народа над российским или наоборот – не более чем нелепица, так как корни общие! На мой взгляд, культуру можно поделить на материальную и духовную. В качестве духовной культуры я рассказала о мифологии, богах, их представлении, праздниках Древней Руси. Материальную культуру я разделила на  строительство, архитектуру, живопись, литературу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие «культура»
 

         Для того, что бы начать разговор о культуре Киевской Руси необходимо сначала разобраться, что же такое культура. Понятие “культура” имеет около 1500 определений. Сам термин появился во 2ом веке до н.э. в древнем Риме, автор его Марк Порци Катон, считал, что термин “культура” переводится как обработка, возделывание. Ещё одно определение гласит, что культура это феномен, который охватывает все стороны жизни человека, начиная от быта и кончая религией.  В словаре С.И.Ожегова найдём следующее определение: Культура-это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.   Но, какому бы определению мы не следовали, культура народа являлась, является и всегда будет являться  частью его истории. Ее становление и последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

         Культура - совокупность созданных обществом  материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

         Развитие  древнерусской культуры проходило  в непосредственной связи с эволюцией  восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с  соседними странами.

         В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох. 

  1. Культура  до принятия христианства на Руси
      1. Дохристианские славянские верования. Первая религиозная реформа.

         В VII - X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:

  • Сварог бог неба
  • Дажьбог бог Солнца
  • Стрибог бог ветра
  • Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
  • Велес бог скота и покровитель пастухов
  • Ярила бог весны (или Солнца)
  • Купала бог лета
  • Мокошь богиня женского рукоделия

         З емледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.

        Как у любых язычников, у славаян  существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам.

        Однако  славянское язычество коренным образом  отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

        С объединением славян под властью  Киева, укреплением власти князя  потребовался главный бог. Как князь  являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.

        Первая  религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

  • Перун Хорс (солнечный конь)
  • Дажьбог Мокошь
  • Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

        Среди этих шести главным был бог  грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой  с золотыми усами.

         Первая  религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии. 

  1. Введение  христианства и его влияние на развитие культуры
      1. «Выбор веры»

         Летопись  рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили  представители всех религий. Ислам  был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.

         Отправленные  в другие страны послы Владимира  также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение  о крещении Руси по византийскому обряду.

         Скорее  всего, этот рассказ - легенда, цель которой  состоит в том, чтобы подчеркнуть  превосходство православия над  другими религиями. (Летопись создана  в XI - XII вв.)

         Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь. 

      1. История крещения Владимира (Корсунская легенда)

         Крещение  Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

         Византийские  императоры Константин и Василий  просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание.

         Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку.Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси. 

      1. Распространение христианства на Руси

         Крещение  остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения  в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

         Многие  древние славянские верования вошли  на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.

         Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником. 

      1. Значение  принятия христианства

         Принятие  христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

Информация о работе Культура Киевской Руси