Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:49, реферат
Прежде чем сесть за этот реферат, я долго думала, какую же тему мне взять. Перебрав все, я решила остановиться на культуре Киевской Руси. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат помог мне лучше узнать историю моей страны. Во-вторых, хотелось лишний раз попутно уяснить для себя, что все разговоры о превосходстве украинского народа над российским или наоборот – не более чем нелепица, так как корни общие! На мой взгляд, культуру можно поделить на материальную и духовную.
Введение……………………………………………….......................................3
1. Понятие «культура»…………………………………………………………...4
2. Культура до принятия христианства на Руси:……………………………....5
2.1 Дохристианские славянские верования. Первая религиозная реформа………………………………………………………………………5
3. Введение христианства и его влияние на развитие культуры……………..6
3.1 "Выбор веры"…………………………………………………………6
3.2 История крещения Владимира (Корсунская легенда)…………….7
3.3 Распространение христианства на Руси…………………………….8
3.4 Значение принятия христианства……………………………………8
4. Просвещение. Научные знания……………………………………………..10
4.1 Меры длины на Руси………………………………………………….14
4.2 Меры площади на Руси………………………………………………15
4.3 Меры веса на Руси……………………………………………………15
5. Материальная культура……………………………………………………...19
5.1 Строительство и архитектура на Руси………………………………..21
5.2 Живопись……………………………………………………………….21
5.3 Ювелирное искусство…………………………………………………29
6. Духовная культура……………………………………………………………35
6.1 Музыка………………………………………………………………….35
6.2 Литература……………………………………………………………..36
Выводы………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………..39
Ныне
височные кольца, колты и многие
другие произведения средневекового русского
ювелирного искусства собраны в музеях.
Особенно богатые коллекции принадлежат
Государственному Историческому музею,
Оружейной палате Московского Кремля
и Патриаршей ризнице.
Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком развитии в Киевской Руси музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка.
В
военных походах участвовали
трубачи и исполнители на «бубнах»
(ударных инструментах типа барабана
или литавр). При дворе князей
и у представителей дружинной
знати состояли певцы и исполнители-
В
народном быту видное место занимало
искусство скоморохов, в котором
были представлены пение и инструментальная
музыка.Скоморохи нередко
Основы
древнерусского церковнопевческого искусствабыли
заимствованы из Византии,но дальнейшая
постепенная их трансформация привела
к образованию самостоятельного стиля-так
называемого знаменного
распева,наряду с которым был особый
род так называемого кондакарного пения.
Существовала кондакарная нотация. Кондакарная
нотация-это разновидность древнерусской
безлинейной нотописи. Название получила
от певческих книг, записанных этой нотацией,-
кондакарей (среднегреч.ед.ч.- kontakarion,от
греческого kontakion-вид церковного песнопения).
Происхождение кондакарной песни до середины
20 века оставалось загадочным. Ныне установлено,
что это нотация византийского происхождения,
служившая для записи мелодий мелизматического
стиля. Однако проблема расшифровки кондакарной
нотации до сих пор не разрешена.
Основная же часть литературы - это ранние церковные песнопения, сочинения отцов византийского православия - Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Василия Великого, а также различные хроники, исторические сочинения, апокрифы - народные религиозные книги, оппозиционные официальной церкви.
Особое место в библиотеке, собранной еще самим Ярославом Мудрым, занимали переведенные на славянский язык книги. Именно они и были размещены в Софийском соборе. До наших дней дошли пергаментарные книги, написанные в эпоху Киевской Руси: переводная литература , изборники, богослужебные книги. Среди них древнейшая - « Остромирово Евангелие». Наиболее образованными в киевской Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Илларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосий Печёрский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр.
Усвоение церковно-славянской письменности сопровождалось перенесением на Русь при болгарском посредстве основных памятников раннехристианской и византийской литературы : библейской книги, сочинения отцов церкви, жития святых, апокрифы ( «Хождение Богородицы по мукам»), историография («Хроника» Иоанна Малалы), а также произведения болгарской литературы («Шестоднев» Иоанна)), чехо-моравской (жития Вячеслава и Людмилы).
В Киевской Руси переводились с греческого языка византийские хроники ( Георгия Амартола, Синкелла), эпос ( Девгениево деяние», «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, с древне-еврейского языка-книга «Есфирь», с сирийского-повесть об Акире Премудром. Освоение памятников иностранной литературы сопровождалось творческим отношение к переводу. Со второй четверти 11века развивается оригинальная литература. Её основными жанрами являлись летописание, жития святых, проповедь. В «Слове о законе и благодати» митрополит Илларион с риторическим искусством, не уступавшим византийскому красноречию, трактовал проблемы превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди других народов. Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями государственного строительства.Летописцы, как правило, обращались к поэтическим преданиямязыческого фольклора. Нестор пришёл к осознанию родства восточно- славянских племён со всеми славянами.
Его
«Повесть временных лет» приобрела
значение выдающейся хроники европейского
средневековья. Житийная литература насыщалась
актуальной политической проблематикой,
и её героями сталикнязья святые («Жития
Бориса и Глеба», а затем подвижники церкви(«Житие
Феодосия Печерского», «Киево- Печерский
патерик»). В житиях впервые, хотя и не
в схематичной форме, изображались переживания
человека. Патриотические идеи выражалисьв
жанре паломничества(«Хождение» Игумена
Даниила). В «Поучении» к детям Владимир
Мономах создал образ справедливого правителя,
рачительного хозяина, примерного семьянина.
Литературные традиции Киевской Руси
и богатейший устный эпос подготовил возникновение
«Слова о полку Игореве».из древняги. Перейти
к созданию книги.
Выводы
Лишний
раз, окунувшись в “темный омут истории”,
хочется сказать, что история культуры,
пожалуй, наиболее благодатная тема для
исследований, потому как она не опошляется
историками и не “ложится под каждого,
кто придет к власти”, как обычная история.
Нет смысла менять историю культуры, подстраивая
ее под себя. Вероятно, именно поэтому
мне было так приятно еще раз убедиться
в общих культурных корнях украинского
и русского народов. И если нас не может
объединить история, так как она субъективна,
пусть нас объединяет, хотя бы культура.
Богатая и разносторонняя культура
Киевской Руси явилась основой для последующего
развития культур русского, украинского
и белорусского народа.
Список
используемой литературы
1. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. “Мифы древних славян. Велесова книга”. Саратов: "Надежда", 1993.
2. Барская Н.А. “Сюжеты и образы древнерусской живописи”. - М.: "Просвещение", 1993.
3.
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. “Очерки
истории архитектурных стилей”.
4. компакт диск 60. 000 рефератов.
5. http://google.com