Культура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:53, реферат

Описание работы

Поскольку культура народа есть часть его истории, мы можем убедиться в
относительности утверждения, что культура киевской Руси весьма отстала. В это
понятие входит всё, что создано умом и руками народа и выражает его духовную
сущность.

Работа содержит 1 файл

Культура Киевской Руси.docx

— 20.07 Кб (Скачать)

Культура Киевской Руси.

Поскольку культура народа есть часть его истории, мы можем убедиться в

относительности утверждения, что культура киевской Руси весьма отстала. В это

понятие входит всё, что создано умом и руками народа и выражает его духовную

сущность.

Русская культура складывалась как культура всех восточных  славян, сохраняя

свои оригинальные черты. Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние

Византии, её культура складывалась как синтез культур  и традиций двух

государств. Долгие годы русская культура развивалась  под влиянием языческой

религии. С  принятием христианства, положение  радикально изменилось – новая

религия стремилась изменить представления людей о  красоте, морали, творчестве

и т.д. Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось  двоеверие, что

сыграло огромную роль в складывании культурного  потенциала, отражавшего в

себе некую  двойственность.

Все эти факторы  и определили то, что называется “феноменом русской культуры”

Её чертами  являются стремление к монументальности, масштабности; народность,

цельность и  простота в искусстве; Изящество  и гуманистическое начало в

архитектуре; мягкость, жизнерадостность и доброта  в живописи. Всё это

находится в  тесном контакте с природным наследием.

     Письменность, образование,  школы.

Основа любой  культуры – письменность. Долгое время  считалось, что письмо на

Руси появилось  с принятием христианства. Но есть доказательства существования

письменности  задолго до этого \ под смоленском найден сосуд с надписью

“горушна” – пряности, относящийся к X веку \. Договоры Руси с Византией,

относящиеся к первой половине X века, имели копии  на славянском языке.

Христианизация  Руси дала толчок развитию письменности. Появились переводы

греческих богослужебных  книг, исторических сочинений, жизнеописаний  святых.

При церквях  открывались школы. С XI века в богатых  семьях стали учить грамоте

не только мальчиков, но и девочек.

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности  являются берестяные

грамоты, служившие  деловыми документами, обменом информации, приглашение в

гости, любовной перепиской.

     Летописи.

Они являются памятниками и письменности, и  истории, и литературы, и культуры

в целом. За их составление брались очень грамотные  люди.

Летопись  – дело государственное, поэтому  составлять их поручали тем, кто мог

провести  идеи, близкие княжескому дому. Объективность  от этого зачастую

страдала.

Появилось летописание  вскоре, после принятия христианства. Первая летопись

была составлена в конце X века и описывала события  от династии Рюрика до

Владимира.

Но летописям  предшествовали отдельные записи, служившие  основой для них. Это

– истории  о Кие и основании Киева, походах  на Византию и войнах Святослава,

сказания  об убийстве Бориса и Глеба и т.д.

Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром, когда он объединил Русь

и заложил  храм Софии. Эта летопись вобрала  в себя первую.

“Повесть  временных лет” – по меньшей  мере, пятая летопись \ XII век \. Вся

летопись  пронизана духом единства Русского государства, что связано с

начавшимся  политическим распадом Руси.

По мере распада, летописание стало дробиться. Появились  летописные своды в

каждом княжестве. А в различных русских городах создавались целые библиотеки

летописных  сводов.

     Литература.

Она развивалась  параллельно с правописанием. Первым известным автором

литературного произведения на Руси стал священник  княжеской церкви в

Берестове. В начале 40-х годов XI века. Он создал “Слово о законе и

благодати”. Оно посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции

Руси; показывало роль великокняжеской власти; объясняло  смысл крещения Руси.

Его основная тема – равноправие Руси среди  остальных народов и государств.

Другое литературно-публицистическое произведение \ во второй половине XI века

\ - “Память  похвала Владимира” монаха Макова. Здесь идеи Иллариона получают

дальнейшее  развитие применительно к Владимиру. В это же время появилось

“Сказание о  первоначальном распространении христианства на Руси”, “Сказание о

Борисе и Глебе” и “Поучение детям” Владимира Мономаха”.

В начале XII века один из сподвижников Мономаха, игумен Даниил, создаёт

“Хождение игумена  Даниила в святые места”. Он отправляется в Иерусалим:

описывает весь путь и пребывание при дворе иерусалимского короля Болдуина,

который основывает здесь государство крестоносцев. Даниил молился у гроба

Господня  и поставил там лампаду от всего  русского народа.

XII – XIII в.в. – “Слово” и “Моление” Даниила Заточника, который, побывав в

заточении, размышляет о смысле жизни, о гармоничном  человеке, об идеальном

правителе.

Наконец, - “Слово о полку Игореве”, призывающее  к единству земли русской.

     Архитектура.

Архитектура – душа народа, воплощённая в  камне. Русь долгие годы была

деревянной. Архитектура этого типа относится  к периоду язычества, а каменная

связана с христианизацией.

Для русской  деревянной архитектуры характерна многоярусность строений,

увенчивание их башенками и теремами, наличие  пристроек – клети, переходы,

сени. Украшали резьбой по дереву.

Из Византии, с приходом христианства, Русь восприняла сооружение церквей по

образу крестово-купольного храма греков; квадрат, расчлененный четырьмя

столбами, составляющими  его основу \ крест \. Этот стиль сначала  на Руси

применяли в  деревянной архитектуре \ десятинная церковь  в Киеве \. Софийский

собор в Киеве \ более поздний \ сочетал славянскую и Византийскую традицию:

на основу крестово-купольного храма были поставлены 13 глав нового. Эта

ступенчатая пирамида воскресила стиль русского деревянного зодчества. С.С.,

созданный в  период Ярослава Мудрого \ 1019 – 1054 г.г. \ показал, что

строительство – это тоже политика \ вызов Константинопольскому С.С. \. Такие

соборы строились  и в других городах.

В XII веке на Руси стали строить однокупольные  храмы-богатыри \ Дмитровский

Собор во Владимире \. Большого расцвета архитектура достигла в годы правления

Андрея Боголюбского во Владимире на Клязьме \ Успенский собор, Золотые

Ворота, храм Покрова на Нерли \. Характерной чертой архитектуры тех

десятилетий стала резьба по камню. Другая черта – сочетание архитектурного

ансамбля  с природным ландшафтом.

     Искусство.

В эпоху язычества - деревянные каменные скульптуры языческих  богов и духов.

Живописцы разрисовывали  стены языческих капищ, делали эскиза магических

масок, которые  затем изготавливали ремесленники; музыканты, играя на струнных

и духовых  деревянных инструментах, развлекали племенных вождей и народ.

В эпоху христианства церковное искусство воспевало  бога, подвиги апостолов и

т.д. В Византии искусство создавалось по церковным  канонам – аскетизм и

строгость. Перенесение  всего этого на русскую почву  столкнулось с радостным

культом Природы  и т.д. Уже в XI веке аскетическая манера Византийской

иконописи превращалась под кистью русских мастеров в  портреты, близкие в

натуре, хотя, иконы несли в себе все черты  иконописного лика. В это время

прославился печорский монах-живописец –  Алимпий.

Фресковая живопись, мозаика распространялись очень  широко. Софийский собор в

Киеве: на фресках изображены Ярослав Мудрый, его семья, скоморохи, святые,

животные.

Позднее появилась  Новгородская школа живописи. Это  – “Спас Нерукотворный" \

XII век \. Христос  изображён с изломом бровей  и предстает грозным, все

понимающим  судьёй. “Успение Богородицы" –  скорбь утраты.

     Ювелирное ремесло:

С особым старанием  украшали оклады икон, книги и ювелирные  изделия.

     Музыкально-певческое  искусство:

В "Слове  о полку Игореве" – сказитель-певец  Боян рассказывает о подвигах

русского  народа, о главной проблеме –  феодальной раздробленности.

Существовали  деревянные инструменты – гусли  и лютня. Скоморохи.

Песни, былины, сказания – фольклор. Былины – богатыри-защитники, Илья Муромец

и т.д. Враги  Руси – тугарин – половцы, жидовина – хазары.

     Быт народа:

Киев –  огромный город. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями.

Пиры: рекой  текло заморское вино и свой мёд; мясо, дичь. Женщины сидели за

столом, наравне  с мужчинами, гусляры развлекали. Дочь Ярослава Мудрого Анна,

выйдя замуж  во Францию, была удивлена провинциальностью  Парижа \ XI век \,

где всего  этого ещё не было.

Любимая забава знати – охота, для простого люда – игрища. Баня – неотъемлемая

часть русского быта.


Информация о работе Культура Киевской Руси