Культура и искусство древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра-
зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля-
ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в
понимании самого содержания культуры.

Работа содержит 1 файл

Культура и искусство древней.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550

г. до н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднеми-

кенский (1400 - 1200 гг. до н. э.).

     Около  1700  г.  до н.  э.  в Арголиде - центре власти микенских

правителей - стали  особенно сильно ощущаться влияния  минойской куль-

туры,  шедшие с Крита.  Женщины начали одеваться  на подобии негритя-

нок,  появились  святилища критского типа, в которых  приносили жертвы

богини  с  Крита.  Испытывая воздействие  более развитой цивилизации,

ахейцы сохраняли ,  однако,  несмотря на это, многие черты культуры,

принесенной ими  с севера.  В отличие от критян они продолжали носить

усы и бороды,  жили в мегаронах с постоянным очагом.  Если обитатели

Крита  господствовали  на море и потому не опасались вторжения  на их

остров,  то ахейцы строили мощные оборонительные  сооружения  против

возможных  нападений  с севера и восстаний покоренного  ими населения.

Женственной, изысканной минойской культуре противостояли  суровость и

мужественность  нарождавшейся микенской цивилизации.

     Все  это нашло свое отражение как в монументальной  архитектуре,

так и в тематике стенных росписей в материковой  Греции того времени,

где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами  могущества

местных  царей  были крупные укрепления на возвышенных  местах,  обне-

сенные мощными  стенами.  Конструкция этих укреплений  отличалась  от

конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот,  украшенных рельефом с изобра-

жением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой

каменных блоков.  Греки считали,  что эти стены  воздвигли циклопы  -

одноглазые  великаны;  на самом же деле то был  результат труда тысяч

людей, свободных  и рабов, которых ахейцы захватывали  в своих далеких

военных походах.

    До 1953 г.  микенская цивилизация разговаривала с нами лишь язы-

ком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка

англичанами М.Вентрисом  и Дж. Чедвиком микенской письменности позво-

лила  услышать также язык глиняных табличек,  содержащих инвентарные

описи микенских  дворцов. Хотя уже было известно о  существовании трех

систем  письменности  в эгейском мире:  древнейшее,  иероглифическое

письмо (первая половина II тысячелетия до н.  э.) и две системы  ли-

нейного письма - А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI-

II вв.  до н.  э.),  тем не менее только  в 1953 г.  удалось прочесть

тексты, созданные  на основе самой "младшей" из этих систем, а именно

линейного слогового  письма Б,  и установить,  что  записи сделаны  на

греческом языке.  Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрован-

ным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое

население Крита.

     В  Древней Греции существовало  множество  профессий,  такие   как

каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых

луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельст-

вовало о высоком  развитии их науки и культуры.

     Микенские  документы принесли с собой  немало открытий в  области

истории религии.  В длинном списке богов встречаются  Зевс, Гера, По-

сейдон,  Афина  и Артемида.  Неожиданностью для  ученых оказалось  су-ществование  женских соответствий: Посейдону - богине Посидеи, и Зев-

су - богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно то-

му,  как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в

кносских текстах.  Но самым большим открытием явилось  существование

уже  в ту эпоху  культа Диониса,  ибо имя это  мы находим в табличках,

но как имя  человека, а не бога.

     Великолепный  памятник  античной культуры поэмы  Гомера "Иллиада"

и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их

наизусть,  что  являлось  частью образования.  Поэмы  Гомера имели не

только большое  значения,  как произведения исскуства, им предавалось

также  важное  государственное,  социальное и нравственное значение.

Эти поэмы о  человеческих отношениях,  о добре  и зле,  о чести и бес-

честии, о свободе  и судьбе. Во все времена они  читались , как глубо-

ко современные.

     Поэмы  учат  спокойному отношению к  смерти как естейственной не-

обходимости.  Приводя много ценных наблюдений.  Например, о том, что

сильное чувство  двулико:  горе и разъединяет и  сплачивает;  плач од-

новременно несет  просветленье и т. д.

     Античная  культура - это также культура  Сократа,  философа, пос-

тавившего знание превыше всех авторитетов и мнений.  Этому  принципу

учил он и  своих учеников. Рассказывают, что  он присматривался к ода-

ренным юношам и из них готовил учеников.

     Сократ  не писал книг,  считал, что  в них мысль мертвеет, стано-

вится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по

Сократу,  состоит  в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не аб-

солютизировать  его ("Я знаю,что ничего не знаю"). Самое позорное не-

вежество  - "воображать что знаешь то,  чего не знаешь".  Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его

били.  Ученики  возмущались и спрашивали,  почему учитель не отвечает

тем же.  Сократ отвечал:  "Разве я потащу в  суд осла,  если он  меня

лягнул?".

     Особенностью  античной культуры было стремление сделать культуру

способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не

только к философам,  но и к искусству, поэзии. Греческая  культура во

многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными  символами ее

были два бога: Аполлон и Дионис,  породившие,  как считали древние

греки,  два  противоположных мироощущения и  две культуры. Бог Аполлон

- бог пластического  искусства,  умеренности, гармонии, красоты и по-

коя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инс-

тинктов, бог  вина и виноделия, непокоя и чрезмерности.

     Почитание  Аполлона  привело  к господству  пластического искусс-

тва, искусства  Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почи-

тание  Диониса  привело к рождению греческой  трагедии с ее (часто не-

лицеприятной) правдой  жизни,  к философскому пессимизму и нигелизму.

Греки считали, что в культуре, как и в самой  жизни, должно сочетать-

ся аполлоновское  ее качество и дионисийское, в противном  случае воз-

можна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет

в конце концов к стагнации,  застою.  А возобладание дионисийского к

разрушению, протесту ради протеста.

     В  Древней Греции существовал обряд  жертвоприношения - в  Кноссе

удалось  отыскать  фрагменты  календаря,  где речь идет о жрецах,  о

празднествах  и о жертвах, которые полагалось приносить в те или иные

месяцы.  Функции  верховного жреца исполнял,  как  предполагается, сам

царь, хотя бесспорных доказательств тому нет.

     IV в до н.  э. ознаменовался  в Древней Греции, как век создания

различных школ,  хотя обучение стоило очень дорого. Например, обуче-

ние риторике,  у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора

той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софис-

тов,  и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все бо-

лее многочисленные философские школы ориентировались  также  лишь  на

социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все

больше сосредоточивалась  на одном из полюсов  общества.  Характерно,

что  обращенное к широким массам искусство театра,  получившее столь

явное развитие в Афинах V в.  до н.  э.,  уже  не играло в  следующем

столетии прежней  социально - воспитательной роли. Трагедия пережива-

ла упадок, комедия  претерпела существенные изменения. Но если поэзия

спустилась с  высот, достигнутых ею в Греции эпохи  Перикла, то проза,

напротив,  поднялась  на небывало высокий уровень. Ораторское искусс-

тво IV в.  до н.  э. вплоть до последних веков античности оставалось

непревзойденным  образцом  литературного  мастерства,  правильности,

чистоты и красоты  стиля.  Еще большее влияние  оказала на последующие

поколения, и  не только в древности, философия IV в. до н. э., предс-

тавленная  именами  Платона и Аристотеля.  Изобразительное  искусство,

особенно  скульптуру,  прославили в то время  шедевры  Праксителя  и

Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета  и Мирона. 

К У Л  Ь Т У Р А    Д Р Е В Н Е Г О    Р И М А 

     Природные  условия  на  Апеннинском полуострове  в древности мало

отличались от сегодняшних, если не считать того, что столь характер-

ных для Италии апельсиновых и лимонных деревьев,  агавы и эвкалиптов древнейшие обитатели  страны еще на знали,  а финиковую  пальму и гра-

нат  распространили  там  только карфагеняне.  В сравнении  с Грецией

Италия обладает более плодородными почвами,  особенно в долине  реки

По  и в  Кампании,  славившейся к тому же своими цекубскими и фалерн-

скими винами.  Но как и в Греции,  обработка  земли требовала и здесь

огромных человеческих усилий; необходимо было осушить многие заболо-

ченные территории,  другие же  обеспечить  искусственным  орошением.

Мастерами  этого  дела были этруски,  чьи достижения сегодня не могут

не удивлять.  Однако Италия была значительно беднее, чем Греция, ме-

таллами, которые  ей с незапамятных времен приходилось ввозить. Толь-

ко в Этрурии  добывали медь и олово,  а на острове  Эльба - железо.  В

обработке металлов больших успехов добились те же этруски.

     Обосновавшись  в Южной Италии, римляне уже  не могли не вмешаться

в дела соседней Сицилии,  где веками шло соперничество между Сираку-

зами и североафриканским  Карфагеном. Захват римлянами Мессаны  вызвал

Информация о работе Культура и искусство древней Греции