Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:48, реферат
Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра-
зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля-
ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в
понимании самого содержания культуры.
которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550
г. до н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднеми-
кенский (1400 - 1200 гг. до н. э.).
Около 1700 г. до н. э. в Арголиде - центре власти микенских
правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской куль-
туры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритя-
нок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы
богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации,
ахейцы сохраняли , однако, несмотря на это, многие черты культуры,
принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить
усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели
Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их
остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против
возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения.
Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и
мужественность
нарождавшейся микенской
Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре,
так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени,
где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества
местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обне-
сенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от
конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изобра-
жением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой
каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы -
одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч
людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких
военных походах.
До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь язы-
ком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка
англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позво-
лила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные
описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех
систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое
письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы ли-
нейного письма - А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI-
II вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть
тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно
линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на
греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрован-
ным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое
население Крита.
В Древней Греции существовало множество профессий, такие как
каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых
луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельст-
вовало о высоком развитии их науки и культуры.
Микенские документы принесли с собой немало открытий в области
истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, По-
сейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось су-ществование женских соответствий: Посейдону - богине Посидеи, и Зев-
су - богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно то-
му, как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в
кносских текстах.
Но самым большим открытием
уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках,
но как имя человека, а не бога.
Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада"
и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их
наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не
только большое значения, как произведения исскуства, им предавалось
также важное государственное, социальное и нравственное значение.
Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бес-
честии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубо-
ко современные.
Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной не-
обходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что
сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач од-
новременно несет просветленье и т. д.
Античная культура - это также культура Сократа, философа, пос-
тавившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу
учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к ода-
ренным юношам и из них готовил учеников.
Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, стано-
вится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по
Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не аб-
солютизировать его ("Я знаю,что ничего не знаю"). Самое позорное не-
вежество - "воображать что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его
били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает
тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня
лягнул?".
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру
способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не
только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во
многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее
были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние
греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон
- бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и по-
коя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инс-
тинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусс-
тва, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почи-
тание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто не-
лицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигелизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетать-
ся аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае воз-
можна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет
в конце концов к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к
разрушению, протесту ради протеста.
В
Древней Греции существовал
удалось отыскать фрагменты календаря, где речь идет о жрецах, о
празднествах и о жертвах, которые полагалось приносить в те или иные
месяцы. Функции верховного жреца исполнял, как предполагается, сам
царь, хотя бесспорных доказательств тому нет.
IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания
различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обуче-
ние риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора
той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софис-
тов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все бо-
лее многочисленные
философские школы
социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все
больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно,
что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь
явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем
столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия пережива-
ла упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия
спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза,
напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусс-
тво IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось
непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности,
чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие
поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., предс-
тавленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство,
особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и
Скопаса, не уступавшие
великим творениям Фидия, Поликлета
и Мирона.
К У Л
Ь Т У Р А Д Р Е В Н Е Г
О Р И М А
Природные условия на Апеннинском полуострове в древности мало
отличались от сегодняшних, если не считать того, что столь характер-
ных для Италии апельсиновых и лимонных деревьев, агавы и эвкалиптов древнейшие обитатели страны еще на знали, а финиковую пальму и гра-
нат распространили там только карфагеняне. В сравнении с Грецией
Италия обладает более плодородными почвами, особенно в долине реки
По и в Кампании, славившейся к тому же своими цекубскими и фалерн-
скими винами. Но как и в Греции, обработка земли требовала и здесь
огромных человеческих усилий; необходимо было осушить многие заболо-
ченные территории, другие же обеспечить искусственным орошением.
Мастерами этого дела были этруски, чьи достижения сегодня не могут
не удивлять. Однако Италия была значительно беднее, чем Греция, ме-
таллами, которые ей с незапамятных времен приходилось ввозить. Толь-
ко в Этрурии добывали медь и олово, а на острове Эльба - железо. В
обработке металлов больших успехов добились те же этруски.
Обосновавшись в Южной Италии, римляне уже не могли не вмешаться
в дела соседней Сицилии, где веками шло соперничество между Сираку-
зами и североафриканским Карфагеном. Захват римлянами Мессаны вызвал