Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:36, реферат

Описание работы

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн).

Содержание

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………...3
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации……4
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)……………………..8
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)……………………..10
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)………………………………….14
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)……………………18
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)……….27
Список использованных источников………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Культура Древней Греции (2).docx

— 68.37 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………...3

1.1 Общая характеристика  древнегреческой культуры и цивилизации……4

1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)……………………..8

1.3 Царский (гомеровский)  период (XI–VIII вв. до н.э.)……………………..10

1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)………………………………….14

1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)……………………18

1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в.  до н.э.)……….27

Список использованных источников………………………………………….32

 

 

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

Древние греки создали  своеобразный тип цивилизации и  культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации  человек «превратился в колесо громадной  машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн). Природная любознательность и способность улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками необычайной творческой продуктивности древних греков.

Уникальность культуры и  характера необыкновенно одаренного народа не в последнюю очередь  была обусловлена географическим своеобразием Средиземноморья. Красивая благодатная  природа, умеренный климат способствовали формированию у древних греков стремления к уравновешенности, созданию определенных и ясных образов, культа меры и  гармонии. Разнообразие ландшафта и  природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному  обмену, а географическая автономность отдельных областей облегчала становление  полисной системы.

Культура Древней Греции прошла в своем развитии несколько  периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. – XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI–VIII вв. до н.э.);архаический (VII–VI вв. до н.э.); классический (V – первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV–I в. до н.э.).

Попытаемся выделить наиболее характерные особенности древнегреческой культуры и цивилизации в целом.

 

1.1 Общая характеристика  древнегреческой культуры и цивилизации

 

Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу  и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы  в классический период рабы стали  главной производительной силой  греческого общества. Но свободный  человек и раб в античности были не только экономическими и социальными  субъектами. Именно у греков свобода  впервые начинает пониматься как  одна из высших ценностей.

Отличительная особенность  греческого государственного устройства состояла в том, что, несмотря на тесные культурные и торговые контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной  и политической самостоятельностью. Экономической основой античного  города-государства являлся обмен  продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло  и судоходство. Античный полис был  политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром. Основные культурные сооружения располагались  в нем вокруг главной городской  площади – агоры.

Древняя Греция знала такие  формы политического правления, как власть царей, главенство аристократии и тирания. Однако именно демократия стала тем бессмертным созданием  греческой цивилизации, которое  определило ее своеобразие и к  которому позже обратили свои взоры  прогрессивные деятели новоевропейской  культуры. Античная демократия была первой в истории попыткой претворения  в жизнь идеала равноправного  участия людей в управлении государством независимо от их социального и имущественного положения. Но она имела ограниченный характер, поскольку гражданство являлось привилегией хотя и достаточно широких, но все же далеко не всех слоев общества. Древнегреческая демократия не препятствовала утверждению института рабства, колонизации чужих земель, но смягчала узы рабовладения.

Греки были убеждены, что  человек – это существо политическое. «В глазах этого народа два только занятия отличали человека от скота  и грека от варвара: интерес к  общественным дедам и изучение философии» (И. Тэн). Жизнь грека имела цену 0 смысл, прежде всего, в связи с  его служением полису. Несмотря на большую значимость личного начала, главной ценностью оставалась «община». Полис всесторонне регулировал  жизнь граждан и одновременно полностью контролировался ими. Полисное сознание определяло и нравственные идеалы греков, которые, находясь на подъеме, больше всего ценили такие качества, как долг, честь, слава.

Противопоставление чувственности  и мышления в античности только зарождалось, и можно говорить о доминировании  в Древней Греции синтетического мировоззрения, где чувства и  разум находились в гармоническом  единстве. Такое равновесие приводило  к тому, что земное, чувственное  дистанцировалось от разгула и порочности, но в то же время не уничтожалось во имя чисто духовных идеалов. Гарантом сохранения искомой гармонии выступала  воля. Умение контролировать свои чувства  и поведение стало важной чертой греческого характера.

Однако рядом с желанием подчинить чувства воле, упорядочить  мир уживалось стремление выйти  за эстетически законченные структуры  бытия и добиться необходимой  для психической и творческой перестройки личности раскрепощенности. Эта сторона древнегреческой культуры связана в первую очередь с культами Деметры и Диониса. Намеченные противоположности мировосприятия и жизнеруководства древних греков были охарактеризованы немецким философом Ф. Ницше как аполлоническое (рациональное) и дионисийское (чувственное) начала античной культуры.

Природа наделила этот предприимчивый народ пытливым умом. Греки были мастерами точной формулировки, ясной  конструкции, убедительного довода, изобретателями искусства речи и  спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту. Не случайно греческая протонаука имела теоретический характер.

Грекам, как ни одному другому  народу, было присуще стремление выразить даже самую отвлеченную идею в  зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении  формы бытия вещей. Этим можно  объяснить расцвет древнегреческой  пластики и стереометрии, возникновение  натурфилософии. Греки восхищались  человеческим телом, но это был культ  гармоничного, здорового тела, которое  органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью  личности-гражданина. Тело – это  не только объемная пластика мускулов но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища).

В древнегреческом искусстве  ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в  пространстве. В архитектуре внешний  облик храма преобладал над интерьером.

Культ меры, гармонии пронизывал все греческое мировосприятие. Вселенную  греки считали целесообразным целым, внутренне упорядоченной системой, которая отрицает хаос. Человек в  их представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии универсума направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда – соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.

Категория меры имела важное значение в этике. Согласно принципу «золотой середины», сформулированному Аристотелем, девиантным является любое поведение, которое нарушает меру. Философ одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость.

Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно  боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой  культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Агональность способствовала отграничению личного мнения, формированию индивидуального подхода (Б. Р. Виппер). Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.

Перечисленные выше типологические черты древнегреческой культуры и цивилизации своеобразно преломлялись в разные периоды ее развития, к  анализу которых мы обращаемся.

 

 

1.2 Крито-микенская  культура (III тыс. – XII в. до н.э.)

 

Источником культуры Древней  Греции стала крито-микенская культура, сформировавшаяся в районе островов и побережья Эгейского моря, вероятно, не без влияния культуры Древнего Египта. Ранняя цивилизация на Крите  существовала в III–II тысячелетиях до н.э. (города Кносс, Фест, Гурния, Маллия, Като-Закро).

Политика. Критская культура основывалась на развитой по-своему цивилизации. Правил Критом царь – правитель  и верховный жрец одновременно. Земля  являлась собственностью государства. Существовало патриархальное рабство. Главным занятием было земледелие, но развивались и ремесла. Особую роль играла морская торговля. Критяне  славились судостроением и мореходством. Они знали секреты каменного  зодчества, создали свою письменность и декоративное искусство.

Религия. Значительную роль в культуре Крита играла религия, однако специальных храмов здесь  не сооружалось и касты жрецов не существовало. На первом плане выступали  женские божества (с которыми, по-видимому, связаны статуэтки «богинь со змеями»); в них некоторые ученые видят прототипы греческих богинь. Центральное место занимала Богиня-мать, которую представляла супруга царя. Изображения ритуальных боев с быками свидетельствуют о реминисценциях тотемизма. Священные ристалища  устраивались, к примеру, в честь  Минотавра (фантастического чудовища с головой быка и телом человека). Бык в критской культуре также  являлся символом, условным обозначением царя (ежегодно «умирающего» и «возрождающегося »).

Искусство. Критяне испытывали огромный интерес к зрелищам, увлекались музыкой, танцами, спортом. Задолго  до греков они изобрели театральную  сцену, окруженную рядами сидений.

Искусство Крита хотя и  имеет некоторое сходство с египетским (тематические мотивы, отдельные художественные приемы в скульптуре и живописи), но по существу своему резко от него отличается. Критскому искусству свойственны декоративность, динамизм, эмоциональная насыщенность образов, чувственность, выразительность, интерес к миру во всей его целостности и животворности. Для архитектурных построек характерны многоуровневая хаотичная композиция дворцовых комплексов, интерес к внутреннему пространству, световым эффектам, яркая раскраска помещений (Кносский дворец). Критские художники были большими мастерами росписи, изобретателями фресковой живописи.

На фресках, украшавших наиболее важные дворцовые помещения, изображались сцены придворной жизни, религиозные  обряды, состязания, обожествляемые явления  естественной природы, звери, птицы, растения. Фигурам людей, особенно мужским, придавалась некоторая условность, вероятно, с оглядкой на египетский канон («Царь-жрец» из Кносского дворца, XVI в. до н.э.). От египетской живописи критскую отличали динамичная композиция, яркость цвета, декоративная красочность фигур и фона. Фрески были проникнуты жизнеутверждающим пафосом, рассчитаны на чувственное любование. Женские фигуры изображались более реалистично, чем мужские.

Скульптура у критян не играла столь фундаментальной роли, как у греков. Предпочтение отдавалось рельефам и мелкой пластике. Изображениям были свойственны подвижность, эмоциональное  напряжение, преобладание извилистых линий. Критские скульпторы не стремились к соблюдению пропорций.

В 1450 г. до н.э. Крит был разрушен землетрясением и критян покорили пришедшие  с материка воинственные греки-ахейцы. После этого центр культуры переместился на юг Балканского полуострова –  в Микены, Тиринф, Пилос. В микенской культуре заметны предпочтения воинской доблести и физической силы, что нашло выражение в суровом, подчиненном целям обороны стиле архитектуры, в многочисленных фресковых сценах войны и охоты.

Информация о работе Культура Древней Греции