Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:48, реферат
Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра-
зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля-
ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в
понимании самого содержания культуры.
прорыт сквозь гору и имел длину около одного километра. Долгое время
историки относились к этому сообщению Геродота с недоверием, но в
конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция действительно обна-
ружила этот туннель.
Самым интересным было то, что в целях ускорения работы туннель
рыли одновременно с обеих сторон горы. Впоследствии Герон привел в
сочинении "Диоптра" геометрическое построение, которое должно было
быть осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие туннели,
встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача, тре-
бовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в про-
видении геодезических измерений.
Зарождение
теоретической математики
первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать гео-
метрические теоремы - о том, что круг делится диаметром на две рав-
ные части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольни-
ка равны и т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались,
вероятно достаточно тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые
попытался их логически обосновать. Тем самым он положил начало де-
дуктивной математике - той математике, которая впоследствии была
превращена в стройную и строгую систему трудами Гиппократа Хиосско-
го, Архита, Эвдокса, Эвклида, Апполония Пергского и других великих
ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия этих уче-
ных очень мало использовались в повседневной жизни.
Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда. Дейс-
твительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице гени-
ального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот
факт историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то
развитие, которое приняла наука нового времени.
Античная
наука отражала особенности
несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того обра-
за мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики.
Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной
культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искусс-
тве.
Как было указано выше, основным методом греческой науки было
созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в антич-
ности получила астрономия. Действительно, что могло быть более дос-
тойным объектом созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу
светилами? Это прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему зна-
менитой апофеме. На вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не
родиться, Анаксагор отвечал:"чтобы созерцать небо и устройство всего
миропорядка".
Между тем греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем и за-
нимались, что конструировали различные модели космоса. Первые модели
были крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто
умозрительно, без учета данных о движении небесных тел. Таких данных
вначале у греков вообще не было. Но к началу IV в. до н. э. гречес-
кая наблюдательная астрономия уже имела существенные достижения.
Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки
нового времени. Наука нового времени, творцами которой были великие
ученые эпохи Возрождения и ХVII в., с самого начала была наукой ин-
тернациональной. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - все они
были представителями различных наций. Античная наука - это прежде
всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обхо-
диться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римс-
кого ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению, являв-
шееся столь
характерным признаком
на это, Рим
дал миру великолепных поэтов, глубоких
моралистов, заме-чательных историков,
блестящих ораторов.
З А К
Л Ю Ч Е Н И Е
Следовательно, культура или цивилизация в широком этнографичес-
ком смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства,
нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и
привычек, усвоенных человеком, как членом общества.
Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры
античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобож-
денного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под
влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный
вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архи-
тектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетель-
ством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не толь-
ко как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.
И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчес-
тии являются современными.
На почве античной культуры впервые появилась и стали развивать-
ся категории научного мышления, велик вклад античности в развитие
астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная фило-
софия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового
времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась
основой для
дальнейшего развития мировой культуры.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
А.И.Арнольдов. Введение в
льтуры и общечеловеческих ценностей, 1993.
2.
В.И. Добрынина. Культура и
кий журнал.-1994.- N 2. - С.92-106.
3. В.А.Зоц. Культура. Религия. Атеизм.- М.: Издательство полити-
ческой литературы, 1982.
4. В.Ж.Келле. Наука и культура. - М.:"Наука",1984.
5. И.Ф.Кефели. Культура и цивилизация // Cоциально-политический
журнал.-1995.- N 4. - С.122-127.
6. И.Ф.Кефели. Культура и цивилизация // Cоциально-политический
журнал.-1995.- N 3. - С.73-82.
7. К.Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима.- М:Выс-
шая школа,1990.
8.
Л.З.Немировская.
- М.:1992.
9. Э.Тэйлор. Первобытная культура.- М.:Государственное социально-
экономическое издательство, 1939.
10. В.М.Хачатурян. Теория цивилизаций в русской исторической мыс-
ли // Новая и новейшая история. -1995. - N 5. - С.8-18.