Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:48, реферат
Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра-
зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля-
ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в
понимании самого содержания культуры.
23 - летнюю войну между Римом и Карфагеном, проходившую на суше и на
море к выгоде то одной, то другой стороны. Морское могущество про-
тивника заставило римлян перейти к строительству собственного воен-
ного флота. Нехватку
опыта морской войны они
тактикой, позаимствованной, впрочем, у сицилийских греков. Римские
корабли были оснащены так, чтобы воины могли легко перебраться на
вражеские суда,
превращая таким образом
Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму новые терри-
тории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское госу-
дарство отнимало у покоренных народов часть земель, обращая ее во
все расширяющийся римский "агер публикус", а также обширные владения
бывших правителей, их пастбища, леса, золотые и серебрянные рудники, солеварни и каменоломни. Огромные контрибуции, доходы от продажи
пленных в рабство, дань с побежденных, военная добыча сделали Рим
крупнейшей финансовой величиной античного мира.
Обычной
практикой римского войска
воеванных городов и целых областей - об этом ясно говорит печальная
судьба Сиракуз во время II Пунической войны и Коринфа в 146 г. до н.
э. Главной целью походов было теперь разграбление покоренных городов
с захватом добычи и рабов. В рабство продавали десятки тысяч чело-
век, а добычи набиралось столько, что сгибаясь под ее тяжестью римс-
кие войны оказывались уже не в состоянии совершать переходы больше,
чем 5 километров в день.
Культура Древнего Рима, в основном представляла собой переме-
шанные культуры других стран. Как, например, кроме многих предметов
быта, заимствованных из Греции и стран Востока, были заимствованы
также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, ви-
дели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на
восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой
толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами.
Завоевание Тарента в 272 г. до н. э. оказалось важной вехой не
только в политической истории Рима, но и в истории его литературы.
Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник.
Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял
имя Тит Ливий Андроник. Андроник занялся тем, что стал переводить на
римский язык, а затем читать, известные греческие трагедии, главным
образом, Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэ-
зию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчест-
ве. Да и навряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросив-
ших в ту пору вызов всесильному Карфагену.
Деревняя
архитектура с террактовой
ла в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала ус-
тупать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вул-
канического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. еще
не было: и "лунский", позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский"
твердый известняк - травертин стали применяться повсеместно уже в
эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала нало-
жила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось
вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось созда-
вать арочные своды. кроме того, мягкий туф не позволял делать ярко
выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных хра-
мах, и надо было украшать постройки гибсовой пластикой.
Все
это рано придало римской
греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно,
например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивох-
ранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими
полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.
Начав
покорять мир, римляне
украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С тра-
дициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живо-
писи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным
археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в
других городах Кампании. Интересно, что как и в тогдашней римской
риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - прос-
той, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в
живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как,
например в вилле Фарнезина в Помпеях.
В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского
искусства, стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В
новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убе-
диться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных
рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными
эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров
достиг расцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мрамор-
ные портреты Помпея
и Цезаря.
А Н Т
И Ч Н А Я Н А У К А
Исходя
из содержания понятия
вать как явление культуры, т. е. ее областью. Вместе с тем наука как
система развивающего знания отличается от всех явлений культуры
прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина, т.
е. что содержание научного знания не зависит от человечества. В этом
знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его свя-
зи и отношения.
Наука выполняет функцию культуры и потому может рассматриваться
как явление культуры, когда она обращается к человеку, когда добытое
ею знание становится фактором человеческого мира.
Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно,
включена в
систему исторически
Так в культуре Древнего Египта знание - существовавшее тогда зачатки науки - было достоянием лишь посвященных и носило Эзотерми-
ческий характер.
В рамках индийской культуры уже в глубокой древности были раск-
рыты такие глубинные свойства и способности человеческого организма,
существо которых во многом до сих пор остается не объясненным в по-
зиции современной биологии и медицины. Но эти знания обликаются в
неадекватную полумистическую форму (йога и другие школы), которую
можно было бы условно назвать символической формой представления на-
учного знания.
И,
наконец, на почве
и стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления
знания, стали
разрабатываться категории
Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной
обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько
позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужи-
ла той неблагоприятной средой, которая способствовала зарождению
особой формы умозрения, приведшей в дальнейшем к развитию теорети-
ческого - как философского, так и научного - мышления. Если в боль-
шинстве древних цивилизаций города - государства представляли собой
автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе
VII-VI вв. до н. э. мы впервые встречаемся с демократией как общ-
ностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом.
Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных
функций и в защите государства от внешнего врага независимо от его
сословного и имущественного положения. Каждый имел право выступать
на народных собраниях и убедительно (т. е. логически обоснованно)
защищать свою точку зрения. Любовь древних греков к словесному аго-ну, т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих
условиях к развитию искусства устной аргументации и в конечном счете
к разработке приемов логического доказательства.
Большое
и подчас недооцениваемое
родах - государствах отсутствие сословий чиновников и жрецов. Что
касается религии, то она рассматривалась как чисто гражданское уста-
новление, возлагавшее на граждан обязанности по выполнению опреде-
ленных обрядов,
но не накладывавшее никаких
ренние убеждения. Это способствовало возникновению в греческих (ио-
нийских) полисах атмосферы свободомыслия, которой не знала ни одна
страна Древнего мира.
Одной
из характернейших черт
заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало
что античная техника была примитивной, находившейся на очень низком
уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения гре-
ческой науки, греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как
строительное дело, кораблестроение и другие, находились на передовом
крае технических достижений той эпохи. Здесь действовали традиции
отчасти заимствованные у народов Востока, отчасти же унаследованные
со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот приводит нес-
колько примеров достижений инженеров с острова Самос, которые осо-
бенно славились в то время. В частности он говорит о водопроводе,
созданном по проекту Эвпалина и проходившем по туннелю, который был