Культура и искусство древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра-
зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля-
ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в
понимании самого содержания культуры.

Работа содержит 1 файл

Культура и искусство древней.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

23 - летнюю войну  между Римом и Карфагеном, проходившую  на суше и на

море к выгоде то одной,  то другой стороны.  Морское  могущество про-

тивника  заставило  римлян перейти к строительству  собственного воен-

ного флота. Нехватку опыта морской войны они восполняли своеобразной

тактикой,  позаимствованной,  впрочем, у сицилийских греков. Римские

корабли были оснащены так,  чтобы воины могли легко  перебраться  на

вражеские суда, превращая таким образом морскую  битву в сухопутную.

     Захватнические  войны II в.  до н. э. принесли  Риму новые терри-

тории, большие  массы рабов, небывалый приток богатств. Римское госу-

дарство отнимало у покоренных народов часть земель,  обращая ее  во

все расширяющийся  римский "агер публикус", а также  обширные владения

бывших правителей, их пастбища, леса, золотые и серебрянные  рудники, солеварни  и  каменоломни.  Огромные контрибуции,  доходы от продажи

пленных в рабство,  дань с побежденных,  военная добыча сделали  Рим

крупнейшей финансовой величиной античного мира.

     Обычной  практикой римского войска стали  планомерные грабежи за-

воеванных  городов  и целых областей - об этом ясно говорит  печальная

судьба Сиракуз  во время II Пунической войны и Коринфа в 146 г. до н.

э. Главной целью  походов было теперь разграбление покоренных городов

с захватом добычи и рабов.  В рабство продавали  десятки тысяч  чело-

век, а добычи набиралось столько, что сгибаясь под  ее тяжестью римс-

кие войны оказывались уже не в состоянии совершать переходы  больше,

чем 5 километров в день.

     Культура  Древнего Рима,  в основном  представляла собой  переме-

шанные культуры других стран.  Как, например, кроме  многих предметов

быта,  заимствованных из Греции и стран Востока,  были  заимствованы

также моды и  нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, ви-

дели в сиракузской  палестре в греческой одежде и  обуви. Его жена, на

восточный  манер,  показывалась  на людях лишь в  сопровождении целой

толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами.

     Завоевание  Тарента в 272 г.  до н. э.  оказалось важной вехой не

только в политической истории Рима,  но и в истории  его  литературы.

Тогда вместе с  множеством других пленных в Рим  прибыл грек Андроник.

Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял

имя Тит Ливий  Андроник. Андроник занялся тем, что  стал переводить на

римский язык,  а затем читать, известные греческие  трагедии, главным

образом, Софокла  и Еврипида. Современную же ему  эллинистическую поэ-

зию он знал мало,  и ее влияние никак не отразилось на его творчест-

ве.  Да  и  навряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда  отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросив-

ших в ту пору вызов всесильному Карфагену.

     Деревняя  архитектура с террактовой орнаментикой  полностью цари-

ла в Риме в III в. до н. э. и только в следующем  столетии начала ус-

тупать место  каменным постройкам. Но храмы сооружали  из мягкого вул-

канического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. еще

не было:  и "лунский",  позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский"

твердый  известняк  -  травертин стали применяться  повсеместно уже в

эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного  материала нало-

жила  отпечаток  и на саму архитектуру.  Из мягкого туфа не удавалось

вытесывать длинные  прочные балки,  поэтому зодчим приходилось созда-

вать арочные  своды.  кроме того,  мягкий туф  не позволял делать ярко

выраженные,  подчеркнутые орнаменты, как на греческих  мраморных хра-

мах, и надо было украшать постройки гибсовой пластикой.

     Все  это рано придало римской архитектуре  иной, отличавший ее от

греческой  характер.  Своеобразие  римской архитектуры  хорошо видно,

например, в сооруженном  Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивох-

ранилище),  обращенном фасадом на форум,  с арками между  дорическими

полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.

     Начав  покорять мир, римляне знакомились  со все новыми способами

украшения домов  и храмов,  в том числе с  фресковой живописью. С тра-

дициями эллинистических  фресок тесно связан первый римский  тип живо-

писи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным

археологами  в  раскопанных  археологами  провинциальных Помпеях и в

других городах  Кампании.  Интересно,  что как и в тогдашней  римской

риторике, здесь  сосуществовали и нередко выступали  два стиля - прос-

той, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными  цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в

живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как,

например в  вилле Фарнезина в Помпеях.

     В  скульптуре явлением,  характерным  для оригинального  римского

искусства,  стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В

новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убе-

диться,  если  сравнить грубоватые,  крестьянские лица на надгробных

рельефах эпохи  республики с тонко  моделированными,  рафинированными

эллинистическими  портретами.  Пластический реализм  римских мастеров

достиг расцвета в I в.  до н. э., породив такие шедевры, как мрамор-

ные портреты Помпея и Цезаря. 

А Н Т  И Ч Н А Я    Н А У К А 

     Исходя  из содержания понятия культуры, науку следует рассматри-

вать как явление  культуры, т. е. ее областью. Вместе с тем наука как

система  развивающего  знания  отличается  от  всех явлений  культуры

прежде всего  тем, что ее содержанием является объективная истина, т.

е. что содержание научного знания не зависит от человечества. В этом

знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его свя-

зи и отношения.

     Наука  выполняет функцию культуры и  потому может рассматриваться

как явление  культуры, когда она обращается к  человеку, когда добытое

ею знание становится фактором человеческого мира.

     Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно,

включена в  систему исторически определенной культуры.

     Так  в  культуре  Древнего  Египта  знание - существовавшее тогда зачатки  науки - было достоянием лишь  посвященных и носило  Эзотерми-

ческий характер.

     В  рамках индийской культуры уже  в глубокой древности были  раск-

рыты такие  глубинные свойства и способности  человеческого организма,

существо которых  во многом до сих пор остается не объясненным в  по-

зиции  современной  биологии и медицины.  Но эти знания обликаются в

неадекватную  полумистическую форму (йога и  другие  школы),  которую

можно было бы условно  назвать символической формой представления  на-

учного знания.

     И,  наконец, на почве древнегреческой  культуры впервые появилась

и стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления

знания, стали  разрабатываться категории научного мышления.

     Античная  наука возникла в VI в до н.  э.  в весьма своеобразной

обстановке  греческих  городов-государств малоазийского  и (несколько

позднее) италийского  Средиземноморья. Именно эта обстановка послужи-

ла  той  неблагоприятной  средой,  которая способствовала зарождению

особой формы  умозрения,  приведшей в дальнейшем к развитию  теорети-

ческого - как  философского,  так и научного - мышления. Если в боль-

шинстве древних  цивилизаций города - государства  представляли  собой

автократические  или теократические деспотии,  то в греческом полисе

VII-VI вв.  до  н.  э.  мы впервые встречаемся  с демократией как общ-

ностью свободных  граждан, равных друг перед другом и перед законом.

     Каждый  гражданин полиса участвовал  в  выполнении  общественных

функций  и  в защите государства от внешнего врага независимо от его

сословного и  имущественного положения.  Каждый имел право  выступать

на  народных собраниях и убедительно (т.  е.  логически обоснованно)

защищать свою точку зрения.  Любовь древних  греков к словесному аго-ну,  т. е. спору, засвидетельствованная еще  у Гомера, привела в этих

условиях к  развитию искусства устной аргументации и в конечном счете

к разработке приемов  логического доказательства.

     Большое  и подчас недооцениваемое значение  имело в греческих го-

родах  -  государствах отсутствие сословий чиновников и жрецов.  Что

касается религии, то она рассматривалась как чисто  гражданское уста-

новление,  возлагавшее  на граждан обязанности по выполнению опреде-

ленных обрядов, но не накладывавшее никаких ограничений  на них внут-

ренние убеждения.  Это способствовало возникновению  в греческих (ио-

нийских) полисах  атмосферы свободомыслия,  которой не знала ни  одна

страна Древнего мира.

     Одной  из характернейших черт античного  общества было отсутствие

заметного  взаимодействия  между наукой и техникой.  Это  не означало

что античная техника  была примитивной,  находившейся на очень низком

уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения гре-

ческой науки,  греческие ремесла и такие  инженерные дисциплины,  как

строительное  дело, кораблестроение и другие, находились на передовом

крае технических  достижений той эпохи.  Здесь  действовали традиции

отчасти заимствованные у народов Востока,  отчасти  же унаследованные

со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот  приводит нес-

колько  примеров достижений инженеров с острова  Самос,  которые осо-

бенно славились  в то время.  В частности он говорит о водопроводе,

созданном по проекту  Эвпалина и проходившем по туннелю,  который был

Информация о работе Культура и искусство древней Греции