Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации является сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной литературе по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако учёные сходятся во мнении, что реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Основным историческим источником, раскрывающим истоки русского этноса, является «Повесть временных лет».

Работа содержит 1 файл

реферат история.docx

— 84.92 Кб (Скачать)

  Иная  художественная манера отличает новгородскую и псковскую иконопись. Она складывается под сильным влиянием городской  посадской культуры и торгово-ремесленной  среды. Общее впечатление от храмов, в частности от росписей церкви Спаса-Нередицы под Новгородом, — демократизм, суровость, аскетизм и непреклонность, иногда доходящие до исступления, которые  тем более впечатляют, что исходят  не от возвышенных византийских ликов, а от образов неповторимо индивидуальных, неуловимыми чертами напоминающих новгородские лица. Интересно также, что в демократическом Новгороде  иерархической символике предпочитали более наглядную — топографическую: сцену Вознесения в куполе сюжету «Христос-Пантократор».

  Георгиевскому собору Юрьевского монастыря в Новгороде  принадлежала монументальная по размеру  и оригинальная по иконографии икона  «Устюжское Благовещение», возможно написанная между 1119 и 1130 гг. Композиция отличается простотой и выразительностью. Спокойные  плавные линии объединяют фигуры архангела Михаила и Марии, создавая гармоничную группу.27

  в) Музыка

  В жизни людей Древней Руси большое  место занимали музыка, песни и  пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила  в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища  межю селы», княжеские развлечения. Красочная картина описания пира богача дается в «Слове о богатом  и убогом», где описывается выступление  артистов — музыкантов с гуслями  и свирелями, певцов, танцоров, шутов. Церковные круги отрицательно относились к этим празднествам, видя в них  «бесовство», связанное с языческим  культом.

  Среди музыкальных инструментов Древней  Руси были ударные инструменты —  бубен, накры, арган; духовые — рог, труба, рожок, сурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные — гусли и гудок, или  смык. Фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и плясунов. Степень применения и  распространенность музыкальных инструментов были различными. Трубы и рога были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты, бубны  и другие могли применяться как  одиночные инструменты, а также  в составе оркестров на игрищах  и праздниках. Можно говорить не только о распространении музыки, песни, плясок, но и о выделении  профессиональных исполнителей: во-первых, сказителей, певцов былин и преданий, во-вторых, скоморохов-затейников, потешников, увеселителей, которые были одновременно музыкантами, плясунами, акробатами, жонглерами, фокусниками, дрессировщиками.

  На  Руси очень рано появились нотные записи. Этому способствовало распространение  христианства. Богослужение сопровождалось пением, которое велось по специальным  певческим рукописям-книгам. Такого рода рукописи сохранились до нашего времени начиная с XII в. В них помимо обычного богослужебного текста сохранились особые древнерусские нотные знаки: «знамена» и «крюки» (отсюда названия рукописей: знаменные, крюковые). В певческих рукописях различают две основные нотные системы: кондакарную и знаменную. Первая была заимствована из Византии. Вторая система нотации — знаменная существовала одновременно с кондакарной. Она получила более широкое развитие и после XIV в. заняла господствующее положение.28

  г) Архитектура

  Художественная  культура Киевской Руси выросла на византийской почве. Она стала прологом будущей истинно национальной, неповторимой и абсолютно новой, реализованной  в Древнем Новгороде и во Владимиро-Суздале  культуры. Интенсивная художественная жизнь собственно Киева началась с утверждения православия. Христианство оказало огромное влияние на развитие в XI—XIII вв. культовой архитектуры—храмов и монастырей.

  Новым образом мира явилась древнерусская  архитектура. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную конструкцию, дополнили ее элементами русского деревянного  зодчества, придали храмам многоглавие  и пирамидальность.

  Крестово-купольной  формы храм прямоугольный в плане, четырьмя или более столбами его  интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части — нефы (три, пять или более). Четыре центральных  столба соединяются арками, поддерживающими  через паруса барабан купола. Все  центральное пространство храма  в плане образует крест. В восточной  части интерьера, в апсиде, полукружиями выступающей на внешней стороне, размещаются алтарные помещения. Здесь  совершается богослужение и находится  главная святыня — престол, на котором, как полагают верующие, таинственно  присутствует сам Господь и совершается  таинство причащения тела и крови  Господней. Поперечное пространство в  западной части храма называется нартексом, или притвором. В этой же западной части на втором ярусе  располагались хоры, где находились князь и его приближенные во время  богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными  пилястрами (лопатками) на прясла. Полукруглое  завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.29

  Строительство крупных архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием  монументальной живописи. Мозаика киевской Софии, Десятинной церкви, Успенского собора, Киево-Печерского монастыря, фрески киевской Софии, черниговского Спаса  и других соборов говорят об освоении русскими мастерами сложных видов  декоративного искусства.

  Отличительной чертой зодчества домонгольского периода  являлась монументальность форм. В  понятие «монументальность» входят:

  крупный масштаб сооружений;

  особая  структура линий, которая отдаленно  напоминает античную классику.

  Примером  такого монуметального сооружения является храм Св. Софии в г. Киеве (заложен  князем Ярославом Мудрым в 1037 г.). Стены  киевских соборов украшались мозаиками  и фресками, выполненными приезжими  греческими мастерами. Их отличали простой  лаконичный изобразительный язык и  условность фигур. Наиболее известной  мозаикой Софийского собора является «Оранта», т. е. изображение Богородицы в молитвенной позе с поднятыми  вверх руками.

  Иную  художественную традицию, манеру и  технику росписей мы встречаем в  культуре Владимиро-Суздальской Руси. Эта традиция складывалась под влиянием городской посадской культуры и  торгово-ремесленной среды. Главной  культурной доминантой Владимира и  Суздаля был храм, который воспринимался  не только как сообщество верующих людей, в котором отражалось соборное или общее мнение прихожан. Храмы  Владимиро-Суздальской Руси воплощали  в себе синтез искусств. Иконы и  фрески, мозаики и хоровое пение, само торжественное богослужение создавали  единое целое, в котором архитектура  являлась организующим началом. Дмитриевский (1194—1197) и Успенский (1185—1189) соборы Владимира, церковь Покрова-на-Нерли (1166) представляли собой изящные, устремленные ввысь постройки, украшенные резьбой  и рельефами на стенах. Образы икон уже не напоминали византийские лики. Это типично русские образы, индивидуальные по своей сути.31

  Новгородская  художественная школа Средневековья  достаточно самобытна и оригинальна. Для архитектуры Новгорода были характерны истинно народные начала. Строили в Новгороде добротно и основательно. Даже Софийский собор (1045—1050) сооружен в упрощенном виде. Церкви массивны, приземисты, чуть расширены  книзу, без резных украшений, за исключением  вырезанных на стенах больших и грубых крестов. Кладки стен неровны и шероховаты: например, церковь Спаса-на-Нередице (1198), церковь Петра и Павла  в Кожевниках (1406).

  Интересны рассуждения Е.Н. Трубецкого о значении архитектурных форм.«Византийский  купол над храмом изображает собой  свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое  стремление ввысь, подъемлющее от земли  к небу каменные громады. И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает  в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое  наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству» 34

  д) Уровень развития практических знаний и ремесленной культуры.

  Памятники IX—XIII вв. сохранили немало данных о  высоком уровне развития ремесленного производства Руси, а соответственно, и лежащих в его основе знаний и навыков.

  Развитию  ремесла способствовал быстрый  рост городов. Летопись IX—X вв. называет 25 городов. К началу же монгольского вторжения на Руси было около 300 городов.

  Изделия городского ремесла получили высокую  оценку не только на Руси. Затейливые висячие  замки с ключами сложного рисунка  находили сбыт в соседних странах  под названием «русских» замков. Но особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, копья, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Довольно рано в оружейном производстве появляется специализация. Летописи говорят  о мастерах-седельниках, лучниках, тульниках («тул» — колчан), щитниках, мастерах по производству осадных машин-пороков, специалистов по выделке мечей, копий, топоров, шлемов и других видов вооружения.

  Показателем высокого развития не только ремесла, но и декоративно-прикладного искусства  было ювелирное производство. Ювелиры  удовлетворяли потребности широких  слоев населения в украшениях, а также изготовляли предметы роскоши для феодальной знати  и утварь для церкви. Бронзовые, медные, серебряные украшения высоко ценились в русских землях: цветные металлы  получали из соседних стран, а русские  мастера создавали из них высокохудожественные произведения.

  Основным  техническим приемом ювелиров того времени было литье. Использование  формы давало почти неограниченные возможности для получения различных  весьма сложных изделий. Отливались кресты, подвески, височные кольца, колокола, подсвечники, браслеты, поясные бляшки, пуговицы, перстни и т. д. Особой формой литья было литье по восковой модели. Приготовленная восковая модель, часто  очень сложной формы, с мелкими  деталями, обкладывалась сырой глиной. Глина обжигалась, затвердевала, а  воск вытапливался. Металл заливался  в глиняную форму, которая после  остывания разбивалась. Отсюда сам  характер литья получил название «потерянной формы». Полученная вещь отличалась точностью формы, идеальным  внешним видом, отсутствием так  называемого литейного шва. Выдающимся образцом такого литья является бронзовая  арка XII в. из г. Вщижа с плетеным жгутовым орнаментом и птицами в медальонах. Применение литья способом «потерянной  формы» давало возможность получения  объемных вещей высокого качества.

  Ювелиры X—XII вв. не ограничивалось литейным производством. На севере, в Новгороде и Суздале, большое развитие получает рельефная  чеканка («обронная» работа). Суть ее заключается  в выдавливании рисунка рельефом наружу. Лицевая сторона рельефа  подвергалась детальной обработке. Для изготовления массовой продукции  использовали матрицы. Особенно широко они применялись при изготовлении наиболее распространенных украшений  — колтов, височных колец, бляшек, нашивок  для ткани, и т. д.

  Высокого  уровня достигло сканное дело. Сканью, или филигранью, назывались на Руси изделия из скрученной, свитой серебряной или золотой проволоки («скати»  означало сучить, скручивать). Изделия  из скани были двух видов. В одном  случае скрученная проволока служила  основой для создания объемных, ажурных  узоров, в другом — накладывалась  на пластины. И в том и в другом случае мастера применяли пайку. Изделия из скани были очень красивы  и изящны. Близко к сканному мастерству стоит техника зерни. Мельчайшие серебряные или золотые зерна  накладывались по рисунку на пластины и припаивались, создавая сложный и красивый орнамент. На отдельных колтах насчитывается до пяти тысяч зерен, так что на каждый квадратный сантиметр поверхности приходилось до 300 мельчайших шариков. Изделия из скани и зерни были широко распространены в Древней Руси.

  Хорошо  были знакомы русские мастера XI—XIII вв. с золочением и инкрустацией золотом и серебром по железу и  меди с применением черни. На металлические  пластины предварительно наносили рисунок  резцом. Затем в углубления разогретых пластин молоточком вбивали тонкие серебряные или золотые нити. Пространство между нитями иногда покрывалось  чернью, и получался красивый серебряный или золотой рисунок по черному  фону.

  О высоком искусстве русских мастеров черни и эмали свидетельствовал немецкий автор Теофил. Он писал, что  читатель его трактата может узнать, что изобрела Русь в искусстве  эмали и разнообразии черни. Еще  более эффектной была эмаль —  «финифть», «химипет», как называли ее на Руси. Вначале эмали на Руси были выемчатые. Золотую или медную основу для них с толстыми перегородками  отливали предварительно. Однако этим способом трудно получить сложный и  в то же время изящный узор. Метод  выдавливания также не давал должного эффекта. С X—XI вв. получает распространение  перегородчатая эмаль. Рисунок наносился  на поверхность припайкой золотых  полосок, высота которых колебалась в пределах одного миллиметра. Стекловидная масса эмали разных цветов покрывала  подготовленные ячейки, создавая красивые и долговечные украшения. Эмаль  имела широкое распространение. Обильно украшались эмалью колты, ожерелья, перстни, подвески и т. п. Отдельные  дошедшие до нас эмалевые вещи имеют  надписи, сделанные на русском языке.

Информация о работе Культура Древней Руси