Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации является сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной литературе по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако учёные сходятся во мнении, что реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Основным историческим источником, раскрывающим истоки русского этноса, является «Повесть временных лет».

Работа содержит 1 файл

реферат история.docx

— 84.92 Кб (Скачать)

  3) Художественная и переводная  литература.

  в Киевской Руси элементарная грамотность  был распространена среди разных слоев населения, о чем свидетельствуют  ранние берестяные грамоты (самые ранние -XI в.). До нас дошли сведения, что  на территории Древне Руси издавна  существовали центры создания рукописной книги. Для новгородского посадника  Остромира в 1056-1057 гг. писцом Григорианом  было написано «Остромиров евангелие» — старейшая из сохранившихся  датированных русских рукописных книг. При церквах и монастырях существовали училища, а при княжеском дворе  и при Киево-Печерском монастыре  — школы повышенного типа. Князья на Руси, опирающиеся на монастыри  и монахов, выступали основными  проводниками книжной мудрости.

  Благодаря им книга расходится по всей Русской  земле. Книжники с конца XII — начала XIII в. переезжают из княжества в княжество: Симон и Поликарп, создатели Киево- Печерского патерика (истории этого  монастыря) были когда-то его монахами, но переписку свою они вели не только Киеве, но и во Владимире. Серапион Владимирский писал о Киеве и во Владимире, Кирилл Туровский — в Киеве, а  может, и в Турове. Князья переезжают вместе с книжниками и строителями.

  Наряду  с летописями в Древней Руси создаются  сочинения церковного характера: жития  русских святых Бориса и Глеба, Ольги, Владимира и др., поучения Феодосия Печерского и Луки Жидяты.

  Самая древняя русская рукописная книга  — Остромирово евангелие. Написанная дьяконом Григорием с помощниками  для новгородского посадника  Остромира, книга содержит евангельские чтения по дням недели, начиная с  Пасхи. Обращает на себя внимание исключительно  красивый, кирилловский уставный почерк книги. Написанный в два столбца  текст производит неизгладимое впечатление  высокохудожественной работы новгородских писцов. Изящно орнаментованные инициалы букв отделяют друг от друга «чтения». Иногда «чтениям» предшествуют рамки-заставки, раскрашенные, как и инициалы, золотом, зеленой, голубой, красной, белой красками. Сделанные на отдельных листах миниатюры  с изображениями евангелистов Иоанна, Луки и Марка говорят об уверенной  руке мастера, пользующегося богатой  палитрой красок, высокой для своего времени техникой рисунка. Остромирово  евангелие является образцом книжного искусства Древней Руси, не имеющего себе равных среди памятников старославянской  письменности XI в.22

  Выдающимся  памятником церковной литературы XI в. является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

  Летопись  сообщает об Илларионе: «муж благ, книжен и постник», «книгам хитр писати и сей по вся дни и нощи писание  книги в келий... Феодосия». Ранее  уже упоминалось имя Иллариона  — это единственный со дня принятия христианства до середины XII в. русский  по происхождению глава церкви, возведенный  на митрополию в 1051 г. Ярославом Мудрым без санкции Константинопольского патриарха. Вскоре, видимо после смерти Ярослава, он был вынужден этот пост оставить.

  Основная  идея «Слова о законе и благодати» — вхождение Руси после принятия христианства в семью христианах народов, в чем автор видит  заслугу князя Владимира и  продолжившего дело распространения  новой веры его сына Ярослава. При  этом дохристианское прошлое Руси в  глазах Иллариона не выглядит «темными веками», напротив, он подчеркивает, что  Владимир, его отец Святослав и  дед Игорь «не худой и неведомой  земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли». «Слово» написано на основе глубокого погружения в  тексты Ветхого и Нового заветов: «В одно время вся наша земля восславила Христа с Отцом и со Святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас отходить и зори благоверия явились. Когда тьма богослужения рассеялась, и слово евангельское душу нашу озарило...» . В этом произведении происходит органическое соединение богословской мысли и  политической идеи. Илларион прославляет  русский народ среди других народов  мира, утверждает мысль о великом  предназначении Руси. Однако эта патриотическая мысль не связана с национальной ограниченностью. Илларион все время  подчеркивает, что русский народ—это  часть человечества, которую спасает  Евангелием и крещением Иисус  Христос.

  Из  памятников гражданской литературы тех времен до нас дошло также  «Поучение Владимира Мономаха», обращенное к детям князя. Литературный прием обращения отца к детям  был широко распространен в средневековой  литературе. Таков, например, труд византийского  императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», «Наставления»  французского короля Людовика Святого  и др. Но « Поучение» Владимира  Мономаха отличается среди них своей  целенаправленностью и высокой  художественностью.

  Исходя  из собственного опыта. Мономах четко  формулирует основные жизненные  принципы. Он не ограничивается простым  призывом сыновей к единству и  прекращению усобиц, а обращает внимание на нравственный образ самого князя, который в его представлении  должен быть мужественным и смелым, деятельным и неутомимым правителем Русской земли. Князь должен проявлять  заботу о смердах, челяди, «вдовицах», дав крестное целование, нужно блюсти его, чтобы «не погубить души своей». Нужно заботиться о хозяйстве, рано вставать, поздно ложиться и не лениться, быть всегда готовым к походу. Князь  должен думать о распространении  славы Русской земли, чтить гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин  ли, или знатный, или посол —  ибо они по пути прославят по всем землям...». Существенно то, что Мономах  стремился убедить детей своих  своим собственным примером. В  «Поучении» отразилась глубокая тревога  за дальнейшую судьбу родины, стремление предупредить потомков, дать им советы, чтобы предотвратить политический распад Древнерусского государства.23

  Древнерусскую литературу можно рассматривать  как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет— мировая история, тема — смысл человеческой жизни. Древнерусская литература утверждает своеобразный реализм, он носит поучительный характер.

  В первую очередь сказанное, конечно  же, относится к поучительно-бытовой  литературе — притчам. В аллегорической форме они преподносят нравоучения, говоря не о единоличном, а об общем, постоянно случающемся. Жанр притчи для Древней Руси и традиционный, и имеющий библейское происхождение: притчами усеяна Библия. Притчи входили  состав сочинений для проповедников, они были и в произведениях  самих проповедников. Притчи повествуют о вечном. Все совершающееся в  мире имеет две стороны. Одна —  это то, что произошло, и в этом есть реальная причинность: ошибки, совершенные  князьями, недостаток единства или  недостаток заботы о сохранности  родины — если это поражение, личное мужество, сообразительность полководцев, храбрость воинов — если это победа; неосторожность «бабы некой» если это  пожар города.

  Другая  сторона — это извечная борьба Зла с Добром, это стремление Бога исправить людей, наказывать их за грех. (вот почему со средневековой точки  зрения так велико значение их уединенных молитв). В этом случае с реальной причинностью сочетается по древнерусским  представлениям причинность сверхреальная.

  Древнерусская литература вплоть до XVII в. не знает, или  почти не знает, условных персонажей. Имена действующих лиц исторические: Борис и Глеб, Феодосии Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский. Это все лица, сыгравшие значительную роль в самой истории Руси: князья, полководцы, епископы и митрополиты, реже — бояре. Но есть среди них  и лица безвестного происхождения: святые отшельники, основатели скитов, подвижники — и этим лицам также  приписывается влияние на ход  мировой истории: их молитвами, их нравственным воздействием на людей.24

  Большое место в литературе периода Киевской Руси занимал поучительно-бытовой  жанр. К нему относятся притчи. Они  входили в состав сочинений для  проповедников, в произведения самих  проповедников. Притчи повествуют о  вечном. Все совершающееся в мире имеет две стороны. Одна — это  то, что произошло, и в этом есть реальная причинность (например, недостаток единства или недостаток заботы о  сохранности родины — причина  поражения; мужество и храбрость  воинов — причина победы). Другая сторона — это извечная борьба Зла с Добром, это стремление Бога исправить людей, наказывая их за грехи.

  Д.С. Лихачев подчеркивает такую черту  древнерусской литературы, как стремление к построению единого здания, «Чувство плеча». «Произведения постоянно  включались в циклы и своды. Каждое произведение воспринималось как часть  чего-то большего. Для древнерусского читателя композиция целого была самым  важным».25

  Создавая  собственную книжность, Русь вписывалась  в общую культурную жизнь славянских государств. Примером этого процесса могут служить изборники 1073 и 1076 гг. Первый переписан с болгарского  оригинала, и по открывающее сборник  похвале можно предполагать имя  заказчика — «великий в князих Святослав». Переводная литература получает широкое распространение на Руси: в XI — начале XII в. -главным образом  с греческого — сочинений как  религиозного, так и светского  содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия  Амартола».

  Но  более ранние переводы, относящиеся  к середине X в., пришли на Русь из Болгарии благодаря славянской письменности моравских братьев. К таковым  относятся, например, Выводы «Богословия» Иоанна Дамаскина, а также славянский вариант «Шестоднева», повествовавшего  о сотворении мира и его устройстве по представлениям христианского вероучения. В X в. Болгарское царство стало основным очагом, откуда славянская письменность и литература стали проникать  в другие страны. Поэтому существует общность не только писменности, но и  всей русской и болгарской литературы — как богослужебной, проповеднической и т. п., так и таких литературных памятников, как прологи (житейные сборники, несшие календарный характер, где  жития расположены в соответствии с днями их церковной памяти), торжественники, шестодневы (беседы о  божественном творении мира в шесть  дней), отчасти хроники, палеи (пересказ библейских книг с комментариями, дополнениями и полемическими, антииудейными  толкованиями), космографии, физиологи (переводные сборники о свойствах  реальных и вымерших животных, камней и деревьев православного Юга  и Востока Европы). Литература взяла  на себя в культуре Древней Руси роль объединяющего центра в укореняющемся  «двоеверии» и «двоекультурье». Она глубоко усвоила народную устную традицию, по вместе с тем  спою главную роль русский книжник  видел в проповеди святой жизни, в введении русской культуры в  мировую христианскую культуру доступными литературе средствами. Этот проповеднический подвиг русской литературы затем  был воспринят русскими писателями нового времени, составил глубокую самобытность национальной литературы, в которой  идеал красоты, духовной силы и значимости соединялся с поучением, идеалом  добра и служения миру, земле Русской.

  4) Книжные миниатюры.

  Появление письменных памятников привело к  возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию  и называли ее «рукопись лицевая». Древнейшие русские миниатюры представлены в Остромировом евангелии. Здесь  имеются изображения трех евангелистов: Иоанна, Луки и Марка. Сама рукопись была написана в Новгороде, а миниатюры  принадлежат киевскому мастеру. Яркий оригинальный фон, обилие золота напоминают отделку ювелирного изделия. Автор следует церковным канонам  письма, но рисунки его достаточно выразительны, краски колоритны.

  Среди миниатюр Изборника Святослава 1073 г. наибольший интерес представляет изображение  княжеской семьи. На переднем плане  — князь Святослав, его жена и  ребенок, сзади — сыновья. Композиция миниатюры отлична от композиции семьи Ярослава Мудрого на фресках Софийского собора в Киеве. В последней фигуры расположены на некотором расстоянии друг от друга на одной линии, а в книжной иллюстрации художник счел возможным дать изображение княжеской семьи компактной группой, т. е. продемонстрировал более вольное отношение к канону. Миниатюры русских художников вставлены в виде дополнительных листов в Трирский псалтырь XI в. Этот псалтырь принадлежал жене киевского князя Изяслава Мстиславича польской княжне Гертруде. Одна из миниатюр изображает Ярополка с женой и матерью Гертрудой перед апостолом Петром.26

  б) Иконопись.

  Широкое распространение в Древней Руси имели произведения станковой живописи — иконы. И хотя до нашего времени  сохранилось их немного и трудно с полной определенностью выделить относящиеся к киевскому периоду, они дают представление как о  сюжетах, так и о характере  живописи.

  Иконы писались на дереве (сухих, в течение  нескольких лет выдержанных досках). На деревянную основу наклеивалась паволока (холст), на нее накладывался левкас (слой мела), по которому писали красками. Для написания больших икон несколько  досок скрепляли сзади шпонами. Среди древнейших икон выделяется икона  «Владимирская Богоматерь» византийского  происхождения. Икона эта была широко известна на Руси. Она полна нежной лирики, мягкости и глубины чувств. Обратив взор к матери, прильнув к щеке, ребенок обнимает ее за шею. Взгляд матери полон глубокой, безмерной  внутренней скорби. Образ «Владимирской  Богоматери» послужил основой для  возникновения на Руси целого ряда икон этого иконографического типа, получивших название «Умиление». Так, самая ранняя из сохранившихся икон Владимирско-Суздальской земли «Боголюбская Богоматерь» (XII в.)очень близка стилистически  к иконе «Владимирской Богоматери.

Информация о работе Культура Древней Руси