Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:24, реферат
Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации является сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной литературе по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако учёные сходятся во мнении, что реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Основным историческим источником, раскрывающим истоки русского этноса, является «Повесть временных лет».
О наличии у восточных славян письменности сообщают арабские и немецкие источники. Так, Ибн-Фадлан рассказывает о погребении знатного русского воина с надписью на памятнике имени этого воина и имени царя. В другом сочинении арабского географа IX в. Ал-Масуди есть запись о пророчестве, написанном на камне в славянском храме. Арабский писатель Ибн-Эль-Недим (IX в.) видел русскую запись, сделанную на куске дерева (дощечке), но «не знаю,--пишет он,-- были ли это слова или отдельные буквы…». Немецкий хронист Титмар Мерзебургский (976-1018г.г.) рассказывает, что он видел в языческом храме славянских идолов, на которых особыми знаками были начертаны их имена.
Существование письменности на Руси до принятия христианства подтверждается археологическими находками. Глиняный сосуд найденный во время раскопок в районе Старой Рязани в конце 19в., носит на себе, как предполагают знаки письмен. Сходные знаки имеются на медных бляхах из Тверских курганов 11в. Аналогичные «чертом» и «резом» знаки—на кости из Черниговских курганов 10в.
Но особый интерес для решения вопроса о древнерусской письменности имеет находка, сделанная археологом Д.А.Авдусиным во время раскопок так называемых Гнездовских курганов под Смоленском.10 На глиняном сосуде типа амфоры первой четверти 10в. рукой русского человека Кирилловским алфавитом сделана надпись. Она прочитывается и расшифровывается учёными по-разному. Одни считают, что написано «гороухща», другие читают как «горушна». И в том, и другом случае это слово означает горчичные семена, горькую пряность. Таким образом, перед нами сосуд для хранения или перевозки горчичного семени, пряности.
Приведённые
материалы позволяют
II. Становление православной русской культуры.
а) Необходимость и значение принятия христианства на Руси.
Формирующееся в конце IX—X в. новое государство нуждалось в обновлении и реальном духовном сплочении различных земель. Политеизм был мало пригоден для вхождения юного русского государства во вселенскую историю, идейные традиции которой покоились на религиозной основе христианства. Многобожие оставалось препятствием и на пути консолидации племенных союзов в единое государственное образование. Кроме того, язычество закрепляло отжившие патриархально-родовые отношения: кровную месть, многоженство, обычаи человеческих жертвоприношений, сжигания жен с мертвыми мужьями, поощряло рабство. Именно поэтому понадобилась религия с единым, абстрактным, лишенным этнических признаков богом, нивелирующая прежние родоплеменные традиция и утверждающая принцип единения по вероисповедальному признаку. Крестив Русь, Владимир сделал и культурный, и исторический выбор, открыв путь к самобытности русской культуры в противостоянии ее языческих традиций христианским.12
Несущим
элементом любой культуры является
религия. Религия не просто вера в
сверхъестественное или система
обрядов. Это образ жизни, определенная
система идей, верований, представления
о человеке, его месте в мире,
которые обусловливают
Православные
источники связывают
Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам. Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.
Однако
не эти обстоятельства сыграли главную
роль в принятии православия. Решающим
фактором обращения к религиозно-
И
еще один момент сыграл свое значение
при выборе православия. В католицизме
богослужение происходило на латинском
языке. Библии и другие богослужебные
книги также использовались на этом
языке. Православие не связывало
себя языковыми канонами. К тому
же в этот период православие утверждалось
в славянской Болгарии. Таким образом,
богослужебные книги и весь обряд
в языковом отношении были родственны
населению Киевской Руси. Через болгарские
богослужебные книги и
Принятие
христианства имело огромное значение
для всего русского общества. Христианство
создало широкую основу для объединения
всех народов этого общества. Исчезла
граница между русом и
На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси. Государственность на Руси в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение Церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. Церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится Церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквами.
В целом, благодаря принятию христианства, Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит, и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. При этом русская культура не утратила своего самобытного характера. Христианство, заимствованное от греков и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни западным, а русским13.
б) Проблемы утверждения новой религии; «двоеверие».
Утверждение
православия в качестве государственном
религии Киевской Руси было сопряжено
со значительными трудностями. Религия,
как отмечалось ранее, это не просто
вера в каких-то богов и духов,
система обрядности. Это образ
жизни, определенная система идей, верований,
ценностных ориентации и т.д. С религиозными
верованиями связаны такие
Христианизация
повсеместно встречала
Языческие
боги, утратившие сакральный смысл, ещё
долгое время после принятия христианства
и ритуала крещения продолжали сопутствовать
жизни славян, их верованиям и убеждениям.
Сохранялось и поклонение волхвам,
и безудержное, самозабвенное буйство
языческих праздников. Христианство,
убедившись в невозможности вытеснения
язычества из души народа, как бы
заключило с ним негласный
союз, непосредственным соседством которого
явилось значительное проникновение
языческих элементов в
Ставшее
духовной основой русской культуры,
православие ориентировало
Впоследствии
духовная жизнь на Руси определялась
явлением, которое принято обозначать
как православно-языческий
Обрусение
христианского верования и
Значительную роль в христианизации Руси сыграли монастыри. появившиеся на ее территории в середине XI в. В монастырях готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т. д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине XIII в. на Руси функционировало около 80 монастырей.16