Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации является сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной литературе по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако учёные сходятся во мнении, что реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Основным историческим источником, раскрывающим истоки русского этноса, является «Повесть временных лет».

Работа содержит 1 файл

реферат история.docx

— 84.92 Кб (Скачать)

Введение.

Геополитические условия формирования русского этноса.

  Проблема  зарождения русского этноса, временные  рамки, истоки и исторические корни  древнерусской цивилизации является сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной литературе по этому вопросу высказываются  различные точки зрения. Однако учёные сходятся во мнении, что реальными  предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежащие  к группе индоевропейских народов. Основным историческим источником, раскрывающим истоки русского этноса, является «Повесть временных лет».

  Геополитическое пространство Древней Руси—Восточно-Европейская  равнина —находилось на стыке  восточного и западного миров. Поэтому  формирование русского этноса и его  самобытной культуры происходило под  мощным влиянием разнонаправленных  цивилизационных факторов. С одной  стороны, мощное влияние оказывала  древнегреческая и древнеримская  культура, которая распространялась на северном побережье Чёрного моря и в Приазовье благодаря колонизации  этих земель и созданию там городов-крепостей. С другой стороны, со стороны Востока, Великой степи на территорию, занятую  славянами, переодически накатывались волны кочевников: хазар, скифов, сарматов, половцев, печенегов и.т.д.

  Прародителями русского этноса являются восточные  славяне анты (поляне). Исторические источники говорят о том, что  уже в XV в.н.э. восточные славяне  имели заметные успехи в области  материальной культуры: знали секреты  обработки металла, земледельческие  орудия.

  Развитие  торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Летописи не приводят времени  их появления. Они были «изначала»: Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торговых путях. В скандинавских  странах IX в. Древняя Русь называлась страной городов— «Гардарикой».

  Образованию государств у восточных славян способствовали следующие предпосылки: во-первых, разложение первобытнообщинного строя вело к дальнейшему росту частной  собственности и имущественному неравенству; во-вторых, формирование публичной власти (князь, дружина) и  отстранения большинства населения  от управления общественными делами; в-третьих, становление территориального единства в результате объединения  славянских племён; в-четвёртых, необходимость  совместными усилиями племён защитить славян от внешней опасности со стороны  враждебной Степи. Эти факторы и  подготовили создание государства. Восточнославянское общество VIII-IX вв.н.э. вплотную подошло к образованию  государства.1

  В начале IX века идёт процесс складывания  государства. Историки отмечают существование  в 30-е годы IX века двух очагов государственности. Первый из них формируется в Поднепровье  на землях полян и их соседей. Центром  этого государства был Киев. Название этого государства неизвестно. Иногда его называют Каганат руссов, поскольку  глава этого государства по аналогии с соседним хазарским носил титул  Кагана.

  Второе  государство складывается далеко на Севере—Северное княжество с  центром в Ладоге, затем—Новгороде. О том, что происходило в этом государстве до 60-х гг. 9в. известно очень мало. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862г. варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что именно в этот год граждане Северного  княжества, чтобы защитить себя от набегов  иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов и сказали  им: «Земля наша велика и обильна, а  порядка в ней нет. Приходите  княжить и владеть нами».

  Современные историки и лингвисты считают, что  термин «русь» имеет двоякое происхождение: скандинавско-финское «русь»-- это  вооружённые люди в лодках, гребцы, участники морских походов, так  финское население называло варягов-викингов. И это совпадает с версией  «Повести временных лет», где «рус»  выступает как название одного из норманнских племён, представителем которого является Рюрик.

  Таким образом, в соответствии с «Повестью  временных лет» представитель племени  руссов с семьёй и дружиной был  приглашён для правления в  уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространён в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества. Однако говорить о чистых славянских истоках русского этноса было бы большой натяжкой. Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трёх хозяйственно-технологических регионов—земледельческого, скотоводческого и промыслового, а, следовательно, и трёх образов жизни—оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского.

  Значительную  роль в формировании того или иного  этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и религия. Язык Древней Руси, без сомнения, имел славянское происхождение, хотя и он испытывал влияние языков других народов.2

I. Культура языческой  Руси.

  а) Образ жизни и быт восточных  славян.

  На  основании византийских и арабских авторов можно судить об образе жизни  древних славян. С ранней молодости  они учились переносить жару, холод  и недостаток пищи, они были нрава  доброго и гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь  и на столе оставлял разную еду, на случай если зайдёт странник. Византийские историки пишут, что славяне были храбрыми воинами и имели особенное  искусство владения оружием—мечами, дротиками, стрелами, намазанными ядом. Весьма характерно отношение в славянских племенах к женщине. Женщина, как  и у многих древних народов, почиталась, как хранительница очага. Именно женщина занималась обустройством  жилища и приготовлением пищи. И  в то же время, как отмечает Н.М.Карамзин, женщину считали безответной  рабыней. В случае смерти мужа женщина  должна была следовать за ним и  служить ему на том свете. У  славян существовал обычай, по которому невесту похищали и потом платили  за неё «вено» (плата родным невесты). Существовал также обычай многожёнства, по этому обычаю славянин мог держать  по две, по три жены и больше. Но за каждую жену приходилось платить  «вено», поэтому больше одной жены держали только люди богатые. Надо заметить, что с принятием христианства этот обычай был утрачен.

  Основой питания у древних славян был  хлеб. Это подтверждают и археологические  находки—дома с печами для выпечки  хлеба, глиняные сосуды для хранения зерна, зернотерки. Хлебом называли не только печёный хлеб, но и зерно. Хлебные злаки славяне употребляли  в пищу либо в виде размоченных  и поджаренных зёрен, либо в виде муки, из которой на воде или молоке варили кашу.

  Раскопки  позволяют представить облик  древнего славянского жилища. Славяне  жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами, крыша была обмазана глиной, её скаты почти касались земли. Внутри—глинобитная или каменная печь, которая топилась по-чёрному, т.е. без дымохода. Площадь  жилья составляла от 10 до 20м2.

  Славянам  не было чуждо чувство прекрасного: они украшали резьбой и яркими красками свои жилища. Особенно искусны  были славянские мастера в создании ювелирных изделий. Подвески, серьги, фибулы, височные кольца были в виде спиралей, перстней и.т.д. Именно навыки славянских художников-ювелиров этого  периода были восприняты в первую очередь ювелирами Киевского  государства, прославившимися на весь мир своим высоким мастерством.

  Широко  и ярко было развито у славян устное народное творчество. В нём можно  выделить два жанра: предания и легенды. В древнерусском фольклоре были наиболее распространены исторические предания. Так, именно по устным преданиям  мы знаем о ранней истории Руси—вплоть  до первой половины правления Владимира  Святого. Большинство преданий исторического  характера сохранилось до наших  дней благодаря летописным источникам «Повести временных лет», «Слово о  полку Игореве». Легенда—созданный  устно рассказ, воспринимающийся как  достоверный. В отличие от предания основным содержанием легенды является нечто необыкновенное.

  Нужно заметить, что наряду с устным народным творчеством у древнеславянских народов существовали зачатки письменности, сохранились упоминания о «Чертах  и резах» до сих пор непонятной и даже не идентифицируемой точно  системе записи. Существует упоминание иностранцев о «русских письменах». Как правило, эти письмена делались на языческих идолах и надгробиях и носили религиозный характер. Всё  искусство древних славян и прикладное, устное народное творчество являлись по своему содержанию языческими.3

  б) Социальное и общественное устройство.

  Трудно  определить, какая форма общежития  господствовала у восточных славян в эпоху их расселения по Русской  равнине. Ученые склоняются к тому, что славяне жили в условиях первобытнообщинного  строя родовыми союзами. Объединение  родичей, кровных родственников  держалось на двух опорах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков скрепляло  обе эти опоры. Род имел обычай собираться для решения общих  дел на родовых сходах или племенных  вече.

  Родственные дворы были разбросаны на обширном пространстве. Это были островки среди  леса и болот, удаленные друг от друга  на 4-8 верст. Такие участки все  более получали значение частного семейного  имущества. Родичи могли помнить  свое кровное родство, но в практических делах связь между ними постепенно ослаблялась, следствием чего основной хозяйственной единицей стала отдельная  семья. Родовая община распалась, на смену ей пришла соседская сельская община, где семьи селились по принципу соседства, а не родства. В соседской  общине сохранилась общинная собственность  на лесные и сенокосные угодья, пастбища и пахотную землю. Но она уже делилась на наделы, которые обрабатывали своими орудиями труда каждая отдельная  семья, а собранный ею урожай становился собственностью этой семьи. Совершенствование  орудий труда позволяло производить  не только необходимый, но и прибавочный  продукт. Замена родовой общины соседской  была одной из причин, приведшей  к разложению первобытнообщинного  строя.

  Период  с VI в. по VIII в. был последней стадией  родоплеменного строя, переходным этапом от первобытнообщинного строя к  феодальным отношениям. В это время  высшим органом управления у славян продолжало оставаться народное собрание - вече, которое обеспечивало равенство  всех членов племен. Но постепенно значение его падает. Разложение родовых общин  и разрушение старых племенных структур вело к усилению племенных старейшин, глав родов, патриархальных фамилий, они  все более и более решают дела от имени всех членов племени или  племенного союза. В древние времена  в случае войны на защиту выходило все мужское население. Постепенно возникает на постоянной основе особая военная организация – дружина, формируется военная знать. Выделение  дружины из числа рядовых общинников усилилось в результате обогащения дружинников после походов. Во главе  дружины стоит военный вождь, который постепенно превращается в  лидера всего племени. Его уже  называют князем. Власть его еще  основывается на авторитете, но уже  передается по наследству.4

  Для защиты самих себя и своего имущества  в случае вражеского нападения несколько  земледельческих общин сообща создавали  городища – убежища. Их строили обычно на мысах при слиянии двух рек  и окружали искусственно возведенными валами и рвами, наполненными водой. Часто такие городища в мирное время были необитаемыми или же в  них жили немногочисленные сторожа  и языческие жрецы, имевшие на них свои капища. Часто на территориях  городищ – убежищ поселялись дружинники. Вскоре после городищ стали возникать  особые поселения – посады. Городища – убежища постепенно превращались в города. Так, например, в VI в. возник Киев: « И были три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел  Кий на горе, где ныне взвод Боричев, а Щек сидел на горе, что ныне зовется Щековица, а Хорив сидел  на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривницей. И построили  городок во имя старшего брата  и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры  и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве…».

  Славянские  города представляли собой не что  иное, как большие огороженные  села-крепости, имеющие первоначально  скорее военное значение, чем промышленное и торговое. Они имели очертания, подчиненные естественному рельефу, но основные признаки древней центрической модели: замкнутость кольца застройки, ее обращенность внутрь, к открытому  пространству в центре — сохранялись. Круговая центрическая планировка имела  не только функциональное (оборонительное), но и символическое значение: круглыми были площадки ритуальных костров, жертвенники, святилища. Круговое очертание характерно для древних славянских календарей, круг служил основой солярных знаков.5

  Наряду  с городами — торговыми центрами, развивавшимися из древних погостов-городищ, появляются города-крепости, в которых  обосновываются князья и их дружинники. В дружине князя можно выделить старшую дружину, младшую и простых  воинов. Причем, старшая дружина  имеет свое хозяйство, двор и челядь. Они — старшие, и им поручаются важнейшие функции княжеского управления. Младшая дружина живет при дворе князя и обслуживает его дом, двор и хозяйство. И третья группа состоит из «воев» — воинов.

  В период перехода от первобытнообщинного  строя к феодальному, все общество славян делилось на землевладельцев (князья со своими дружинниками и бояре), свободных  крестьян-общинников, ремесленников  и торговцев в городах, а также  военных. В это время происходит выделение жречества как особого  социального слоя. Необходимо отметить, что крестьяне-общинники под влиянием развития частной собственности  также меняли свою структуру. Члены  общины вели свое индивидуальное хозяйство. «Дым», «рало», «плуг» стали единицей, с которой члены общины несли  свои повинности, чего не знала родовая  община. Да и сама община не осталась неизменной: внутри ее уже царило имущественное  неравенство.6

Информация о работе Культура Древней Руси