Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:24, реферат
Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации является сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной литературе по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако учёные сходятся во мнении, что реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Основным историческим источником, раскрывающим истоки русского этноса, является «Повесть временных лет».
в) Что дало Руси принятие христианства.
Синтез
славяно-русской дохристианской культуры
с тем культурным пластом, который
поступил на Русь с принятием христианства
из Византии и Болгарии и приобщал
страну к византийской и славянской
христианской культурам, а через
них — к культурам античной
и ближневосточной, создал феномен
русской средневековой
Ее оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного — славянского языка, понятного всему населению, в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык, незнакомый большинству населения, и вследствие этого раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной.
С введением христианства создается особая форма принятия княжеской власти — обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь был просто главой племенного союза, то теперь его власть была освящена, дарована Богом. Из этого следовало определенное влияние церкви на политическую княжескую власть. Реформа открывала новые возможности для торговли с Византией. Если прежде на торговых площадях заморских стран они были «варварами», «скифами», то отныне в Византии и Европе — уважаемыми единоверцами, что позволяло устанавливать более тесные экономические контакты с Европой.
Рядовые
общинники, пока процесс феодализации
еще не набрал силу, тоже особенно не
страдали. Рабам христианство обещало
свободу. В Древней Руси рабство
было домашним, рабов не использовали
в производстве, но они составляли
заметный слой общества. Тогда была
довольно широко распространена работорговля.
Рабы-славяне очень ценились на невольничьих
рынках. Церковь резко выступила
против рабства, особенно против работорговли,
когда своих соплеменников
Церковь
стала основным институтом феодальной
культуры Древней Руси. Она играла
позитивную роль в развитии русской
государственности. Она обогатила
социальным и политическим опытом древнерусское
публичное право, повлияла на его
эволюцию силой церковного суда, рассматривавшего
кроме церковных правонарушений
и неконфессиональные дела, в сфере
семейно-бытовых отношений
Христианство не только осуждало полигамию, но и отвергало равенство детей, рожденных от слуг, с детьми законной супруги. Общество сопротивлялось этому новому принципу: сам Владимир, уже будучи христианином, разделил все поровну между всеми своими детьми, несмотря на то, что которые из них были, по мнению церкви, незаконными. С течением времени этот новый принцип окончательно утвердился на русской земле и русская семья, утратив азиатский характер, сделалась европейской.
Христианство
оказало влияние и на другие стороны
законодательства. Воровство, убийство,
разбой перестали быть частными оскорблениями,
которые преследовались потерпевшими
лицами или возмещались вирой: они
теперь рассматривались как
Под
византийским влиянием частная месть
была заменена общественной, вместо денежного
откупа были введены телесные и исправительные
наказания, которые не допускало
варварское общество как оскорбительные
для свободного человека. В княжение
св. Владимира греческие епископы
уже требовали казнить
Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Введение христианства способствовало сближению ее с Византией и государствами Западной Европы.
Киевская Русь быстро выдвинулась в ряд передовых стран средневекового мира.17
III. Расцвет русской культуры в X- нач.XIII в.в.
а) Литература.
1)
Вершина устного народного
Развитие
фольклора предшествовало появлению
письменной литературы, формировало
и определяло ее направленность и
художественную особенность. «От глубокой
древности фольклор неотступно и
своеобразно сопутствует
Вершиной
устного народного творчества являются
былины. Появление этого героического
эпического жанра относят к Х
в. Большинство сюжетов былин
связано со временем княжения Владимира
Святославича — временем единства
и могущества Руси и успешной борьбы
со степными кочевниками. В основе былин
лежат реальные исторические события,
прототипами некоторых былинных
героев являются реально существовавшие
люди. Например, со сватовством норвежского
короля Харальда, к дочери Ярослава
Мудрого Елизавете связан сюжет
былины «Соловей Будимирович». Ряд
эпических песен связан с борьбой
с половецкими набегами конца XI,
начала XII в. В них в несколько
адаптированном к русскомy произношению
и народному сказочному восприятию
встречаются имена известных
по летописям половецких ханов (Тугоркан
— Тугарин Змеевич, Шарукан —
Шарк-великан, Кудреван, Сугра-Скурла).
Образ князя Владимира Мономаха
— инициатора борьбы с кочевниками
(в былинах они выступают под
именем монголо-татар, позднее заслонивших
собой имена прежних врагов Руси)
слился с образом Владимира
В эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом ее послужил приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятинич).
В Древней Руси былины пелись часто в сопровожден и гусляров, еще и еще раз закрепляя в памяти народа ярчайшие события, имена героев и их подвиги.
В
былинах отразилось представление
о Руси как о едином государстве.
Главная тема — борьба народа с
иноземным захватчиками, они проникнуты
духом патриотизма и гордостью
за свою Родину. Идеи единства и величия
Руси, служения Родине сохранялись
в былинах и во времена феодальной
раздробленности и монголо-
2)Летописание.
Значительным
культурным переворотом в духовной
жизни Руси было введение единой письменности.
Русский язык сформировался на основе
восточнославянских диалектов. Решающим
этапов в формировании древнерусского
языка явилось принятие христианства
в виде православия. Православная Церковь
распространяла богослужебную и
житийную литературу. Уже в 80-х гг.
X в. были осуществлены переводы многих
библейских текстов, богослужебных
книг, жития святых. За тем был
осуществлен перевод «
Среди письменных памятников древнерусской культуры ведущее место принадлежит летописи. Летопись — это жанр исторического произведения, в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописи обычно начинался словами: «В лето…». Отсюда название «летопись». Однако летописи—это не только записи о том, что произошло в годовом порядке, но и свод тех произведений литературы, которым на данный момент располагал летописец. В летописи сводились исторические повествования, жития святых, различные документы.
Летописание
в Древней Руси возникло в XI в. как
следствие развивающегося национального
самосознания и потребности исторического
самоопределения русского народа в
той грандиозной картине
Таковы «Летописец по великому изложению», «Еллинский и римский летописец» (он настолько велик, что до сих пор остается неизданным), различного рода изложения ветхозаветной истории — так называемые палеи (историческая, хронографическая, толковая и пр.), временники, степенные книги и, наконец, множество различных летописей.
Летописец, создавая собственную историю, никогда не забывает о движении истории и ее мировых масштабах: либо повесть начинается с упоминания о главных событиях мировой истории (как она понималась в средние века: о сотворении мира, всемирном потопе, вавилонском столпотворении и т. п.), либо повесть непосредственно включается в мировую историю: в какой-либо из больших сводов по всемирной истории. Так, например, автор «Сказания о Борисе и Глебе», прежде чем начать свое повествование, кратко рассказывает историю вселенной от сотворения мира.
Обширные рукописи, в состав которых входят «исторические» произведения: многотомные Великие четьи-Минеи (т. е. чтения, расположенные по месяцам года), летописные своды, прологи. Златоусты, измарагды, хронографы, отдельные сборники — все это свидетельствует о том чувстве величия мира, которое промялись выразить древнерусские книжники во всей своей литературе.
Летописи же периода усобиц поддерживали идею единства, патриотический настрой за всю Русскую землю. В летописях начала ХIII в. ощущается присутствие страшной беды, будущих «неслыханных ратей», «безбожных», «неизвестного имени». Плач великий, горе и разграбление — темы, которыми завершается период древнерусской литературы домонгольского периода.
Летописные своды носили прикладной характер и полностью зависели от интересов церкви. К началу XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была записана первая летопись, известная под названием «Повесть временных лет», положившая начало длительной традиции в русской культуре и определившая ее самобытность. В этой летописи история славян и Руси рассматривается на фоне всемирной истории, предпринята попытка определить место славян среди других народов, через возведение своих прародителей к потомкам легендарного библейского праведника Ноя. Нестор определяет границы исконно славянских земель и территории ими освоенные.
Он также подчеркивает древность и авторитетность славянской культуры, укрепляет историографическую концепцию, согласно которой великие киевские князья ведут свой народ от «призванного новгородцами варяжского князя Рюрика». «Повесть временных лет» является важнейшим источником по истории и культуре Древней Руси. Она вобрала в себя родовые предания, повести, сказания и легенды исторического и сказочно фольклорного характера, жития первых русских святых и т. д.
Именно в летописях мы находим пытливую мысль русского человека, внимательно относящегося как к явлениям природы (описаны затмения 1185, I 187, 1207, 1230 гг., падения крупных метеоритов, 37 комет по всем известным летописным сводам; в Кенигсбергской летописи сохранился рисунок «выпадения звезд» в 1200 г., которые на земле обозначены как камни и на небе как звезды), так и к происходящим событиям жизни.
В
летописях, особенно новгородских, уделяется
большое внимание всему, что связано
с хозяйственной деятельностью.
В них мы находим не только наблюдения
за явлениями природы, но и описание
видов оружия, построек крепостей
и церквей, изготовления различных
орудий, литья колоколов и пушек,
строительства мостов. В Новгороде
в XII в. было написано и очень интересное
для русской культуры произведение
под названием «Учение им же ведати
человеку числа всех лет». Счет в
нем ведется от сотворения Адама
в годах, месяцах, неделях, днях и
часах. По году 6644-му от этого времени
исследователи вычислили год
написания —1136-й. Кирик приводит
числа лунного и солнечного «кругов»;
«обновления» неба, земли, воды; високосных
лет и «великого круга» (532), который
соответствует полному циклу
«блуждания» Пасхи. Далее называется
количество месяцев, недель и дней в
году, а также часов; затем речь
идет о дробных делениях часа. Сообщается
также, когда празднуется Пасха.
Объяснение этому произведению скорее
всего сугубо церковно-практическое.
Церковь нуждалась в
Как
правило, авторские тексты произведений
до нас не дошли, а сохранились
более поздние списки, подчас отстоящие
от времени написания оригинала
на 100, 200 и более лет. Например, «Повесть
временных лет» создана Нестором
в 1111 — 1113 гг., редакция же «Повести»
Сильвестра (1116) известна только в составе
Лаврентьевской летописи в 1377 г. «Слово
о полку Игореве», написанное в
конце 80-х г. XII в., было найдено в
списке XVI в. Объясняется это обычной
практикой переписывания