Итальянская историография Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 09:53, реферат

Описание работы

В XIV — XV вв. в Европе появляются признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. В городах Италии и Нидерландах возникает мануфактура. На капиталистический лад перестраивается и торговля. Усиление эксплуатации трудящихся масс ведет к обострению борьбы, вплоть до восстаний городских низов. Все это потребовало изменений в политическом строе итальянских государств.

Работа содержит 1 файл

Итальянская историография Возрождения.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

   Гуманистическая историография в Италии решительно выступила против феодально-теологической трактовки исторического развития. Она искала объяснения истории не в воле божьей, а в самой истории, поставив вопрос о ее законах и полагая, что они определяются человеческой природой. Движущую силу исторического процесса некоторые гуманисты (Макиавелли) увидели в политической борьбе партий. Историкам-гуманистам было свойственно преувеличение роли личности в истории и непонимание действий масс, невнимание к экономической истории. Но эти недостатки, вполне объяснимые эпохой и классовой принадлежностью гуманистов, окупились новым, светским подходом к истории, враждебностью гуманистов к феодально-церковному мировоззрению, элементами рационалистической критики источников. 

   Гуманистическое движение в других странах Европы

   Воздействие итальянского Возрождения на Францию  возросло во время грабительских  походов Карла VIII и его преемников в Италию. Французские дворяне  пришли в непосредственное соприкосновение с яркими достижениями итальянской гуманистической культуры. При французском королевском дворе появляются образованные итальянцы. Они переводят на французский язык Ксенофонта, Диодора, Фукидида и других авторов. Входит в обыкновение посылать в Италию сыновей для завершения образования.

   Одним из крупных знатоков античной культуры и ее пропагандистом был Гильом Бюде (1467 — 1540). Пользуясь своим влиянием'при королевском дворе, он организовал библиотеку в Фонтенбло, которая былa впоследствии перевезена в Париж и стала ядром Национальной библиотеки. Влиянию Бюде обязана своим возникновением кафедра греческого, древнегреческого и латинского языков университета. Опубликованный Бюде в 1514 г. трактат «Об ассе» явился плодом девятилетнего изучения римских монет. В труде «О переходе от эллинства к христианству» (1534). Бюде рассматривает греческую философию как предшественницу христианства и защищает изучение греческого прошлого от ходячего обвинения в приверженности к ереси.

   Славу французской гуманистической науке  принес Юлиус Цезарь Скалигер (1484 — 1558) — ученый итальянского происхождения. В 1531 г. он опубликовал памфлет против «цицеронианца» Эразма Роттердамского, в котором защищал Цицерона против, как он считал, несправедливых нападок нидерландского гуманиста. В труде о принципах-лашнского языка Скалигер исправил 634 погрешности у Валлы и других предшественников. Его «Поэтика» (1561) была одна из первых современных попыток систематического изложения предмета поэзии. Он разбирает различные поэмы и поэтические размеры, критикует латинских поэтов, древних и современных, проводит детальное сопоставление Вергилия с Гомером.

   Сторонником критического направления во французской  гуманистической историографии  был Этьен Доле (1509 — 1546). Его «Комментарии»  к текстам древних ав торов  и Библии благодаря своему научному методу составили целую эпоху. Обвиненный в ереси, Доле был сожжен на площади Мобер, где ныне стоит его бронзовая статуя с надписью «Мученик Ренессанса».

   К тому же поколению гуманистов принадлежал  великий французский писатель Франсуа  Рабле (1494 — 1555). В своем произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанном в манере античного сатирика Лукиана, Рабле называет средневековье «густой готической ночью», а Ренессанс сравнивает с сияющим светом солнца. Рабле создает картину свободной и радостной жизни в Телемском аббатстве, воплощая в ней идеал гуманистического образования всесторонне развитого человека.

   Крупным достижением научной мысли явился труд Жозефа Жюста Скалигеда «Об  улучшении хронологии» (1583), зaлoживший фундамент этой научной дисциплины. Чтобы завершить работу в том женаправлении, он издает в 1606 г. «Тезаурус темпорум». где собирает сведения всех известных ему античных хронографов. Наиболее удачным было издание «Хроники Евсевия», которую он остроумно реконструирует с помощью других текстов. Скалигера считают также основателем научной эпиграфики. Во время путешествия он собрал. много текстов надписей, в том числе и греческих. Он передал их профессору Гейдельбергского университета Яну Грутеру и помог в их издании, составив к ним указатель. Так, в 1603 г. появилось огромное собрание из 12 тыс. латинских и греческих надписей, открывшее серию подобного рода сборников латинских, греческих, этрусских надписей.

   В изучении взглядов античных историков много  сделал французский гуманист Жан  Боден (1530 — -1596). Написанный им на латинском языке труд «Метод для легкого познания истории» содержал в качестве приложения сочинение Лукиана «Как писать историю» и трактат Дионисия Галикарнасского «О Фукидиде». Развивая органическую теорию Полибия о вырождении государства, Брден считает образцом- этого вырождения средневековье, а свое время — началом расцвета новой цивилизации, более высокой, чем античная. Резкой критике подвергалась средневековая теория четырех монархий, оправдывавшая существование Германской империи. Боден осуждал рабство и родственные ему формы подневольного труда.

   Ведущие знатоки классической древности XVI в. во Франции являлись протестантами  и поэтому были вынуждены покинуть свою страну и искать убежища в Нидерландах и Англии. Под давлением Контрреформации и преследования иезуитов многие ученые первой половины XVII в. обратились к изучению христианских авторов. Но интерес к антикварным штудиям еще сохранялся.

   В Нидерландах  провозвестником гуманистического движения был Р. Гюисман, принявший  впоследствии имя Агрикола (1442 — 1485). Посетив Италию, он познакомился там с произведениями древнегреческих авторов и стал пропагандистом античной литературы у себя в стране. Перед открытыми собраниями Агрикола произносил речи о пользе изучения древней философии и языков, читал лекции об Аристотеле и Демосфене, добивался введения древнегреческого языка как предмета обучения в школах. Центром классического образования в Нидерландах стал университет Лейдена, основанный в 1575 г.

   Во  вновь организованный университет  был приглашен крупнейший знаток латинских авторов Юст Липсий (1547 — 1606). Еще в 1574 г. он опубликовал исторические труды Корнелия Тацита. Издание Тацита было строго критическим, Основываясь на знании римской истории, Липсий внес много поправок. Этот труд обеспечил ему одно из первых мест в ряду знатоков латинских текстов. Кроме Тацита Липсий издал Валерия Максима и Веллея Патеркула, некоторые произведения Сенеки и «Панегирик» Плиния Младшего. Перу Липсия принадлежат трактаты «О военной службе римлян», «Полиоркетика». Первый из них включает комментарий к описанию Полибием римского лагеря.

   В распространении  классического образования в  странах Центральной и Северной Европы особенно велики заслуги Эразма Роттердамского (1466 — 1536). Свои общие  принципы он высказал в ряде педагогических трактатов и в «Беседах», где высмеял средневековую схоласт тику. Большую роль сыграли переведенная Эразмом на латинский язык «Греческая грамматика» Феодора Газы и дополненный им «Учебник латинского синтаксиса» Доната. Эразму принадлежат издания латинских авторов Сенеки, Светония, ряда произведений Цицерона, Плиния, Теренция. Среди изданных им греческих текстов первое место занимали труды Аристотеля и Птолемея. Огромной популярностью в XVI и XVII вв. пользовалось

   составленное  Эразмом собрание пословиц, поговорок и изречений древних греков и римлян..

   Идеи  Возрождения проникают в Англию несколько позднее, чем в Нидерланды и Германию. В 1500 г. в Англии было всего 5 типографий, в то время как  в Германии их имелось 51. Невелико было и число образованных людей. Но отставание Англии, объяснимое феодальной войной Алой и Белой розы (1455 — 1485), было преодолено с удивительной быстротой, и уже в начале XVI в. в Англии расцветает гуманистическая культура.

   Центрами  гуманистического образования стали  университеты, куда приглашались в качестве преподавателей ученые из Италии и Голландии. В Оксфордском и Кембриджском университетах древняя история преподавалась в форме комментариев к произведениям древних авторов. Одно время в Кембриджском университете преподавал Юст Липсий. Выпускником этого университета был шотландец Фома Демпстер, человек феноменальной начитанности и памяти. Он мог не обращаться к текстам латинских авторов, так как знал их наизусть. Вынужденный по политическим мотивам покинуть Англию, Демпстер преподавал в Торуни, Сорбонне, в итальянских университетах. В Италии им был написан труд «О царской Этрурии», который, будучи опубликован через сто лет после смерти автора, стал одним из классических трудов в области этрускологии.

   О результатах  проникновения гуманистических идей в Англию можно судить по деятельности Томаса Мора (1478 — 1535). Любовь к греческому языку, литературе и философии служили Мору путеводной звездой в жизни, полной головокружительных подъемов и падений, завершившейся на плахе Тауэра. Особенно близок Мору был писатель-сатирик Лукиан, борец против ханжества и суеверий. Только лишь в XVI в. латинский перевод Лукиана, осуществленный Мором, выдержал 16 изданий. В подражание Лукиану Мор написал «Золотую книгу, столь же полезную и забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). Это первая в истории нового времени картина социалистического общества, давшая название предшественникам научного социализма — утопические социалисты. Впрочем, в эпоху великих географических открытий нарисованная Мором картина справедливого общества воспринималась многими читателями как реальность, и тем сильнее было ее воздействие. Гуманистические идеалы Мора сочетаются в «Утопии» с острой критикой общества времени первоначального накопления капитала.

   Идеи  гуманизма воспринял великий  английский драматург Вильям Шекспир, создавший многие свои трагедии на сюжеты античных авторов — Плутарха, Лукиана, Овидия, Плавта. Героями его произведений часто выступают исторические деятели античного мира (Кориолан, Юлий Цезарь, Антоний, Клеопатра, Тимон, Перикл и др.) и мифологические персонажи (Венера, Адонис, Троил, Крессида и др.). В их образах Шекспир утверждает естественность и возвышенность человеческих чувств, глубину человеческих переживаний, возникающих в борьбе за власть и в столкновении носителей различных моральных принципов.

   Гуманистические идеи распространяются и в славянских странах. Центром гуманистической  образованности в Польше был Краковский университет (основан в 1364г.). Гуманистическим  содержанием проникнуто творчество поэта Яна Кохановского (1530 — 1584), большого знатока античной культуры.

   В России интерес к античности в XV — XVI вв. возрастал по мере формирования русского централизованного государства  и расширения его контактов с  Западом. Сбросив татарское иго (1380), Россия заявила о себе как о государстве, претендовавшем на крупную международную роль. В этих условиях берется на вооружение идея возрождения Рима, вдохновлявшая также итальянских гуманистов, и Москва объявляется «третьим Римом» (после падения в 1453 г. Константинополя). В «Сказании о князьях Владимирских» владимирские князья и их преемники — князья московские объявляются наследниками императора Августа. Расширяются и знания об античном мире. В сборник «Еллинский и римский летописец» входят повествования о гибели Трои и перевод «Иудейской войны» Иосифа Флавия. 
 

   * * *

   Историография периода Возрождения занимает особое место в длительном развитии науки  прежде всего как ее начальный  этап. Главная заслуга гуманистов заключалась.в пробуждении большого интереса к античности. и понимании античности как эпохи всемирной истории глубоко отличной от времени средневековья. Неустанная забота гуманистов о поиске и издании произведений античных историков, мыслителей и писателей, собрание богатых коллекций древностей и их описание заложили прочную источниковую базу для дальнейшего развития антиковедения.

   В период Возрождения возникают зачатки  некоторых научных направлений, которые затем станут постоянными: элементы критики источников, роль политических учреждений в историческом развитии, роль выдающихся личностей, секуляризация исторического процесса. Вместе с тем это был период младенческого состояния европейской историографии, когда преклонение перед античными образцами и резкий критицизм к средневековой культуре не мог способствовать объективному научному исследованию античной истории. 
 

   Особенности общественно-культурного развития Европы и историко-философские взгляды  просветителей

   Английская  буржуазная революция середины XVII в. открывает новую эпоху в общественном развитии европейских стран — эру капитализма. Однако капиталистические отношения в европейских странах развивались неравномерно. Если в Нидерландах и Англии капитализм начинает занимать господствующее положение в системе общественных отношений, то в большинстве стран Европы развитие капиталистических отношений сдерживается еще сильными феодальными порядками, королевским абсолютизмом и феодально-клерикальной идеологией. Чем активнее развиваются ростки капитализма, тем более глубоким становится конфликт, тем более обостряется борьба между новым, буржуазным мировоззрением и феодально-клерикальной идеологией. Католическая церковь как оплот консервативных сил учла результаты потрясшей ее Реформации, успехи естественных наук и светской идеологии, изменила тактику борьбы и перешла в наступление против прогрессивных сил, используя монашеские ордена и особенно орден иезуитов.

   Важной  особенностью общественно-культурного  развития Европы указанного времени  является бурное развитие естественных наук: механики, физики, астрономии, математики, географии. Достижения в области естественных наук привели к созданию новой картины мира, столь отличной от представлений не только средневе ковья, но и эпохи Возрождения. В области философии получает преобладание рационализм. Предпринимателю — буржуа, владельцу рождающихся мануфактур, ремесленных предприятий, торговых кораблей, нужны были практические, точные знания, проверенные на опыте. Разум и чувства человека, а не схоластические авторитеты объявляются важнейшим инструментом познания и вместе с тем критерием его истинности. Именно в рационализме получили развитие многие элементы материалистического понимания природы. В работах английских философов Гоббса (1588 — 1679) и Локка (1632 — 1704) рационализм был разработан как целостная теория познания.

Информация о работе Итальянская историография Возрождения