Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 09:53, реферат
В XIV — XV вв. в Европе появляются признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. В городах Италии и Нидерландах возникает мануфактура. На капиталистический лад перестраивается и торговля. Усиление эксплуатации трудящихся масс ведет к обострению борьбы, вплоть до восстаний городских низов. Все это потребовало изменений в политическом строе итальянских государств.
Гуманистическая
историография в Италии решительно
выступила против феодально-теологической
трактовки исторического развития. Она
искала объяснения истории не в воле божьей,
а в самой истории, поставив вопрос о ее
законах и полагая, что они определяются
человеческой природой. Движущую силу
исторического процесса некоторые гуманисты
(Макиавелли) увидели в политической борьбе
партий. Историкам-гуманистам было свойственно
преувеличение роли личности в истории
и непонимание действий масс, невнимание
к экономической истории. Но эти недостатки,
вполне объяснимые эпохой и классовой
принадлежностью гуманистов, окупились
новым, светским подходом к истории, враждебностью
гуманистов к феодально-церковному мировоззрению,
элементами рационалистической критики
источников.
Гуманистическое движение в других странах Европы
Воздействие итальянского Возрождения на Францию возросло во время грабительских походов Карла VIII и его преемников в Италию. Французские дворяне пришли в непосредственное соприкосновение с яркими достижениями итальянской гуманистической культуры. При французском королевском дворе появляются образованные итальянцы. Они переводят на французский язык Ксенофонта, Диодора, Фукидида и других авторов. Входит в обыкновение посылать в Италию сыновей для завершения образования.
Одним из крупных знатоков античной культуры и ее пропагандистом был Гильом Бюде (1467 — 1540). Пользуясь своим влиянием'при королевском дворе, он организовал библиотеку в Фонтенбло, которая былa впоследствии перевезена в Париж и стала ядром Национальной библиотеки. Влиянию Бюде обязана своим возникновением кафедра греческого, древнегреческого и латинского языков университета. Опубликованный Бюде в 1514 г. трактат «Об ассе» явился плодом девятилетнего изучения римских монет. В труде «О переходе от эллинства к христианству» (1534). Бюде рассматривает греческую философию как предшественницу христианства и защищает изучение греческого прошлого от ходячего обвинения в приверженности к ереси.
Славу
французской гуманистической
Сторонником критического направления во французской гуманистической историографии был Этьен Доле (1509 — 1546). Его «Комментарии» к текстам древних ав торов и Библии благодаря своему научному методу составили целую эпоху. Обвиненный в ереси, Доле был сожжен на площади Мобер, где ныне стоит его бронзовая статуя с надписью «Мученик Ренессанса».
К тому же поколению гуманистов принадлежал великий французский писатель Франсуа Рабле (1494 — 1555). В своем произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанном в манере античного сатирика Лукиана, Рабле называет средневековье «густой готической ночью», а Ренессанс сравнивает с сияющим светом солнца. Рабле создает картину свободной и радостной жизни в Телемском аббатстве, воплощая в ней идеал гуманистического образования всесторонне развитого человека.
Крупным
достижением научной мысли
В изучении взглядов античных историков много сделал французский гуманист Жан Боден (1530 — -1596). Написанный им на латинском языке труд «Метод для легкого познания истории» содержал в качестве приложения сочинение Лукиана «Как писать историю» и трактат Дионисия Галикарнасского «О Фукидиде». Развивая органическую теорию Полибия о вырождении государства, Брден считает образцом- этого вырождения средневековье, а свое время — началом расцвета новой цивилизации, более высокой, чем античная. Резкой критике подвергалась средневековая теория четырех монархий, оправдывавшая существование Германской империи. Боден осуждал рабство и родственные ему формы подневольного труда.
Ведущие знатоки классической древности XVI в. во Франции являлись протестантами и поэтому были вынуждены покинуть свою страну и искать убежища в Нидерландах и Англии. Под давлением Контрреформации и преследования иезуитов многие ученые первой половины XVII в. обратились к изучению христианских авторов. Но интерес к антикварным штудиям еще сохранялся.
В Нидерландах
провозвестником
Во вновь организованный университет был приглашен крупнейший знаток латинских авторов Юст Липсий (1547 — 1606). Еще в 1574 г. он опубликовал исторические труды Корнелия Тацита. Издание Тацита было строго критическим, Основываясь на знании римской истории, Липсий внес много поправок. Этот труд обеспечил ему одно из первых мест в ряду знатоков латинских текстов. Кроме Тацита Липсий издал Валерия Максима и Веллея Патеркула, некоторые произведения Сенеки и «Панегирик» Плиния Младшего. Перу Липсия принадлежат трактаты «О военной службе римлян», «Полиоркетика». Первый из них включает комментарий к описанию Полибием римского лагеря.
В распространении классического образования в странах Центральной и Северной Европы особенно велики заслуги Эразма Роттердамского (1466 — 1536). Свои общие принципы он высказал в ряде педагогических трактатов и в «Беседах», где высмеял средневековую схоласт тику. Большую роль сыграли переведенная Эразмом на латинский язык «Греческая грамматика» Феодора Газы и дополненный им «Учебник латинского синтаксиса» Доната. Эразму принадлежат издания латинских авторов Сенеки, Светония, ряда произведений Цицерона, Плиния, Теренция. Среди изданных им греческих текстов первое место занимали труды Аристотеля и Птолемея. Огромной популярностью в XVI и XVII вв. пользовалось
составленное Эразмом собрание пословиц, поговорок и изречений древних греков и римлян..
Идеи Возрождения проникают в Англию несколько позднее, чем в Нидерланды и Германию. В 1500 г. в Англии было всего 5 типографий, в то время как в Германии их имелось 51. Невелико было и число образованных людей. Но отставание Англии, объяснимое феодальной войной Алой и Белой розы (1455 — 1485), было преодолено с удивительной быстротой, и уже в начале XVI в. в Англии расцветает гуманистическая культура.
Центрами гуманистического образования стали университеты, куда приглашались в качестве преподавателей ученые из Италии и Голландии. В Оксфордском и Кембриджском университетах древняя история преподавалась в форме комментариев к произведениям древних авторов. Одно время в Кембриджском университете преподавал Юст Липсий. Выпускником этого университета был шотландец Фома Демпстер, человек феноменальной начитанности и памяти. Он мог не обращаться к текстам латинских авторов, так как знал их наизусть. Вынужденный по политическим мотивам покинуть Англию, Демпстер преподавал в Торуни, Сорбонне, в итальянских университетах. В Италии им был написан труд «О царской Этрурии», который, будучи опубликован через сто лет после смерти автора, стал одним из классических трудов в области этрускологии.
О результатах проникновения гуманистических идей в Англию можно судить по деятельности Томаса Мора (1478 — 1535). Любовь к греческому языку, литературе и философии служили Мору путеводной звездой в жизни, полной головокружительных подъемов и падений, завершившейся на плахе Тауэра. Особенно близок Мору был писатель-сатирик Лукиан, борец против ханжества и суеверий. Только лишь в XVI в. латинский перевод Лукиана, осуществленный Мором, выдержал 16 изданий. В подражание Лукиану Мор написал «Золотую книгу, столь же полезную и забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). Это первая в истории нового времени картина социалистического общества, давшая название предшественникам научного социализма — утопические социалисты. Впрочем, в эпоху великих географических открытий нарисованная Мором картина справедливого общества воспринималась многими читателями как реальность, и тем сильнее было ее воздействие. Гуманистические идеалы Мора сочетаются в «Утопии» с острой критикой общества времени первоначального накопления капитала.
Идеи гуманизма воспринял великий английский драматург Вильям Шекспир, создавший многие свои трагедии на сюжеты античных авторов — Плутарха, Лукиана, Овидия, Плавта. Героями его произведений часто выступают исторические деятели античного мира (Кориолан, Юлий Цезарь, Антоний, Клеопатра, Тимон, Перикл и др.) и мифологические персонажи (Венера, Адонис, Троил, Крессида и др.). В их образах Шекспир утверждает естественность и возвышенность человеческих чувств, глубину человеческих переживаний, возникающих в борьбе за власть и в столкновении носителей различных моральных принципов.
Гуманистические идеи распространяются и в славянских странах. Центром гуманистической образованности в Польше был Краковский университет (основан в 1364г.). Гуманистическим содержанием проникнуто творчество поэта Яна Кохановского (1530 — 1584), большого знатока античной культуры.
В России
интерес к античности в XV — XVI вв.
возрастал по мере формирования русского
централизованного государства
и расширения его контактов с
Западом. Сбросив татарское иго (1380), Россия
заявила о себе как о государстве, претендовавшем
на крупную международную роль. В этих
условиях берется на вооружение идея возрождения
Рима, вдохновлявшая также итальянских
гуманистов, и Москва объявляется «третьим
Римом» (после падения в 1453 г. Константинополя).
В «Сказании о князьях Владимирских» владимирские
князья и их преемники — князья московские
объявляются наследниками императора
Августа. Расширяются и знания об античном
мире. В сборник «Еллинский и римский летописец»
входят повествования о гибели Трои и
перевод «Иудейской войны» Иосифа Флавия.
* * *
Историография периода Возрождения занимает особое место в длительном развитии науки прежде всего как ее начальный этап. Главная заслуга гуманистов заключалась.в пробуждении большого интереса к античности. и понимании античности как эпохи всемирной истории глубоко отличной от времени средневековья. Неустанная забота гуманистов о поиске и издании произведений античных историков, мыслителей и писателей, собрание богатых коллекций древностей и их описание заложили прочную источниковую базу для дальнейшего развития антиковедения.
В период
Возрождения возникают зачатки
некоторых научных направлений,
которые затем станут постоянными:
элементы критики источников, роль
политических учреждений в историческом
развитии, роль выдающихся личностей,
секуляризация исторического процесса.
Вместе с тем это был период младенческого
состояния европейской историографии,
когда преклонение перед античными образцами
и резкий критицизм к средневековой культуре
не мог способствовать объективному научному
исследованию античной истории.
Особенности
общественно-культурного
Английская буржуазная революция середины XVII в. открывает новую эпоху в общественном развитии европейских стран — эру капитализма. Однако капиталистические отношения в европейских странах развивались неравномерно. Если в Нидерландах и Англии капитализм начинает занимать господствующее положение в системе общественных отношений, то в большинстве стран Европы развитие капиталистических отношений сдерживается еще сильными феодальными порядками, королевским абсолютизмом и феодально-клерикальной идеологией. Чем активнее развиваются ростки капитализма, тем более глубоким становится конфликт, тем более обостряется борьба между новым, буржуазным мировоззрением и феодально-клерикальной идеологией. Католическая церковь как оплот консервативных сил учла результаты потрясшей ее Реформации, успехи естественных наук и светской идеологии, изменила тактику борьбы и перешла в наступление против прогрессивных сил, используя монашеские ордена и особенно орден иезуитов.
Важной особенностью общественно-культурного развития Европы указанного времени является бурное развитие естественных наук: механики, физики, астрономии, математики, географии. Достижения в области естественных наук привели к созданию новой картины мира, столь отличной от представлений не только средневе ковья, но и эпохи Возрождения. В области философии получает преобладание рационализм. Предпринимателю — буржуа, владельцу рождающихся мануфактур, ремесленных предприятий, торговых кораблей, нужны были практические, точные знания, проверенные на опыте. Разум и чувства человека, а не схоластические авторитеты объявляются важнейшим инструментом познания и вместе с тем критерием его истинности. Именно в рационализме получили развитие многие элементы материалистического понимания природы. В работах английских философов Гоббса (1588 — 1679) и Локка (1632 — 1704) рационализм был разработан как целостная теория познания.