Итальянское возрождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:42, реферат

Описание работы

Возрожде́ние, или Ренесса́нс — эпоха в истории культурыЕвропы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета

Работа содержит 1 файл

имц.docx

— 43.32 Кб (Скачать)

Возрожде́ние, или Ренесса́нс  — эпоха в истории культурыЕвропы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета

Общая характеристика

 

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик  привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать  светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне  контроля церкви. Новое мировоззрение  обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в серединеXV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано,ДжоттоОрканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во ФранцииГермании и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Итальянского Возрождения

Итальянское Возрождение  делят на 5 этапов:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
  5. Северное Возрождение — XVI век

1?. 1. Общая характеристика эпохи  
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи - некоронованный правитель Флоренции - говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм.

Эпоха Возрождения (или по-французски Ренессанса) рассматривается исследователями  как переход от Средневековой  культуры к Новому времени, от общества феодального – к буржуазному. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны, приблизительны и хронологические границы – с конца XIII в. в Италии – до середины XVII в. в странах Северной Европы. Наивысшей точки своего развития эта культура достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением.

Рождение нового мировоззрения  произошло в крупных городах  Италии, обеспечивавших международную  торговлю между Европой и арабским Востоком. Средиземноморские пути, торговля, приток иностранцев, широкие культурные контакты, высокий уровень благосостояния создавали благоприятные возможности для накопления знаний, развития образования и формирования новой светской элиты, которая скептически относилась ко многим догматам христианской идеологии, а еще более скептически – к самой папской курии (совокупность центральных учреждений папской власти), к высшим церковным иерархам, чье отнюдь не  святое поведение не было секретом для образованных слоев итальянского общества.

Таким образом, можно выделить следующие основные черты культуры Возрождения: особое отношение к  античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии, модификация средневековой  христианской традиции, антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм.

Постижение человеком  мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих  задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен богом. А что может лучше помочь человеку в познании мира, чем его собственные органы чувств. В эпоху итальянского возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию мира, что определило расцвет живописи и других форм пространственного искусства. Поэтому именно художники ближе всех подошли к решению мировоззренческих задач. Эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер – знаменитые художники и скульпторы Донателло (1386-1466), Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520).

 

    Эпоха Возрождения  – один из самых ярких периодов  в истории развития

европейской культуры.

    Возрождение  — целая культурная эпоха в  процессе перехода от средних

веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот

(перелом, сдвиг). Коренные  изменения связаны с изживанием  антично-

христианского мифологического  мировидения. Несмотря на происхождение

термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности  не было и быть не

могло. Человек не может  вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя

уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни  не все античные

жанры, а только те, которые  были созвучны устремлениям его времени  и

культуры. Ренессанс  соединил новое прочтение античности с новым прочтением

христианства. Возрождение  сблизило эти два основополагающих начала

европейской культуры.

    Основная цель  исследования автора показать  коренные изменения,

произошедшие в мировоззрении  людей, метод исследования – исторический.

 

 

 

    Истоки Возрождения

 

    Понятие "Возрождение"  многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к

общему мнению. Одни считают  его "язычеством", "антихристианством", другие,

наоборот, видят в  нем христианско-католические элементы, отыскивая его

корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает

мировоззрение самих  исследователей. Антихристианский смысл  в культуру

Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом

и мироотрицанием.

    Среди определений  культурного явления Возрождения  нет общепризнанного.

Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения

этому феномену, обращая  внимание на разные признаки. Если сгруппировать

Информация о работе Итальянское возрождение