Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:42, реферат
Возрожде́ние, или Ренесса́нс — эпоха в истории культурыЕвропы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета
Возрожде́ние, или Ренесса́нс — эпоха в истории культурыЕвропы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать
светские центры науки и искусства,
деятельность которых находилась вне
контроля церкви. Новое мировоззрение
обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических,
неаскетичных отношений. Изобретение
в серединеXV века книгопечатания
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были
заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано,Джотто, Оркан
Итальянское Возрождение делят на 5 этапов:
1?. 1. Общая характеристика
эпохи
Сами деятели Ренессанса противопоставляли
новую эпоху Средневековью как периоду
темноты и невежества. Но своеобразие
этого времени скорее составляет не движение
цивилизации против дикости, культуры
- против варварства, знания - против незнания,
а проявление другой цивилизации, другой
культуры, другого знания. Эпоха Возрождения
- это переворот в первую очередь в системе
ценностей, в оценке всего сущего и отношении
к нему. Возникает убеждение в том, что
человек - высшая ценность. Такой взгляд
на человека обусловил важнейшую черту
культуры Ренессанса - развитие индивидуализма
в сфере мировоззрения и всестороннее
проявление индивидуальности в общественной
жизни. Одной из характерных черт духовной
атмосферы этого времени стало заметное
оживление светских настроений. Козимо
Медичи - некоронованный правитель Флоренции
- говорил, что упадет тот, кто на небе ищет
опоры для лестницы своей жизни, и что
он лично всегда укреплял ее на земле.
Светский характер присущ и такому яркому
явлению культуры Возрождения, как гуманизм.
Эпоха Возрождения (или по-французски
Ренессанса) рассматривается
Рождение нового мировоззрения произошло в крупных городах Италии, обеспечивавших международную торговлю между Европой и арабским Востоком. Средиземноморские пути, торговля, приток иностранцев, широкие культурные контакты, высокий уровень благосостояния создавали благоприятные возможности для накопления знаний, развития образования и формирования новой светской элиты, которая скептически относилась ко многим догматам христианской идеологии, а еще более скептически – к самой папской курии (совокупность центральных учреждений папской власти), к высшим церковным иерархам, чье отнюдь не святое поведение не было секретом для образованных слоев итальянского общества.
Таким образом, можно выделить следующие основные черты культуры Возрождения: особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии, модификация средневековой христианской традиции, антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм.
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен богом. А что может лучше помочь человеку в познании мира, чем его собственные органы чувств. В эпоху итальянского возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию мира, что определило расцвет живописи и других форм пространственного искусства. Поэтому именно художники ближе всех подошли к решению мировоззренческих задач. Эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер – знаменитые художники и скульпторы Донателло (1386-1466), Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520).
Эпоха Возрождения
– один из самых ярких
европейской культуры.
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних
веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот
(перелом, сдвиг). Коренные
изменения связаны с
христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение
термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не
могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя
уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные
жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и
культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением
христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала
европейской культуры.
Основная цель исследования автора показать коренные изменения,
произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический.
Истоки Возрождения
Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к
общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие,
наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его
корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает
мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру
Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом
и мироотрицанием.
Среди определений
культурного явления
Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения
этому феномену, обращая внимание на разные признаки. Если сгруппировать