Культура итальянского Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды.

Содержание

Введение 3
Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения 5
Гуманизм как основное содержание эпохи 7
Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре 10
Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители 13
Заключение 19
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная Культурология.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический  университет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по курсу: Культурология 

на тему: Культура итальянского Возрождения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  Проверил:  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Омск 2010 
Содержание 

 

   Введение

   В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды.

   Термин  «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука.

   Культура  Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание  в итальянском обществе, активно  воздействуя на весь ход процессов  культурного развития страны. В немалой  степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли.

   К ценностям Ренессанса активно приобщались  не только придворно-аристократические  круги, но и часть духовенства  католической церкви. Меценатство стало  весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей, привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и историков, политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителей Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником средств существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика.

   В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось прежде всего в темах, сюжетах. Много произведений было написано на библейские и религиозные сюжеты. Немалая часть их предназначалась для церквей, имела культовое назначение.

   Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.

 

   Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения

   Ренессанс (перевод французского термина renaissance – возрождение) – Эпоха Возрождения, рассматривается как переход от средних веков к Новому времени, от общества феодального – к буржуазному.

   Темпы развития ренессансной культуры в странах  Западной Европы различны. Хронологически (приблизительно) в Италии – XIV-XVI века, в других странах – XV-XVI века.

   Возрождение предстает  не столько как эпоха, сколько как конкретно исторические процессы во всей сложности своих проявлений и взаимоотношений.

   Италия  –  родина классического возрождения. В Италии эпоха Возрождения проявилось в ломке феодальных отношений и зарождении капиталистических, в усилении роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии и с этим связанных развитии национальных языков, критике церкви и перестройке религиозных учений.

   В Италии уже в XIV в. возникают первые мануфактуры – первые зачатки  капиталистической промышленности. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов-государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в городской жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в период античности, расцвет культуры происходил только в городах-государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства. Города Италии были сравнительно небольшими, а накал страстей, водоворот политических событий столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью: в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь высока, что казалось, будто от ее волевого усилия зависит все;

  • наступает период первоначального накопления капитала;
  • развивается банковское дело;
  • происходит развитие международной торговли;
  • зарождается современное экспериментальное естествознание;
  • новые открытия в области астрономии – формируется научная картина мира (крупнейшие учёные эпохи – Н.Коперник, д. Бруно, Г.Галилей – обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир).
  • мировые открытия первооткрывателями (к 1517 году Колумб возвестил эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Магелан на корабле совершил первое кругосветное путешествие).

   Итак, можно выстроить такую зависимость: экономическая свобода представителей третьего сословья – их политическая активность в рамках непосредственной демократии – расцвет культуры. Только в таких социально-экономических и политических условиях искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование

   В утверждённой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма.

 

   Гуманизм как основное содержание эпохи

   Ярким явлением культуры эпохи возрождения  является гуманизм. Заимствованный у  Цицерона (I в. до н.э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность итальянской культуры XIV-XVI веков. Для римского оратора (Цицерона) humantias – это воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения, и таковыми  являются и по сегодняшний день.

   Гуманизм  (от лат. humanus – человечный) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; как философское течение возникло в эпоху Возрождения.

   Термин «возрождение» указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями итальянской городской интеллигенции. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры.

   Используя античную идеологию, созданную когда-то в наиболее оживленных в экономическом  отношении и наиболее демократических  по своему политическому строю городах  древности, нарождавшаяся новая буржуазия не просто пассивно усваивала, но перерабатывала ее по-своему, формулируя свое новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма.

   Гуманизм  как раз и свидетельствует  об этом. Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека, а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто «греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни. Земное существование признавалось единственно реальным. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. «В противоположность пессимистическим мотивам, господствовавшим в мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в мировоззрении и настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них была характерна вера в человека, в будущее человечества, в торжество человеческого разума и просвещения.

   Гуманизм  развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит  единомышленников при дворах, проникает  в высшие религиозные сферы, становится мощным оружием политиков, утверждается в народных массах. Гуманизм находит отражение в народной поэзии, зодчестве, даёт материал для художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Её представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками  правителей».

   Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Они выступают против всякой церковной цензуры. «Гуманисты выражают  требование исторической ситуации – формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам куёт свою судьбу, и провидение господне тут ни при чем. Человек живёт по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу»» (Н.Бердяев).

   Гуманизм  как принцип культуры Возрождения  и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр – могучая и прекрасная личность.

   Но  становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII – убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалывая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было немало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом ювелирного искусства.

   Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»

 

   Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре

   В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями  человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивида уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.

Информация о работе Культура итальянского Возрождения