Итальянская историография Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 09:53, реферат

Описание работы

В XIV — XV вв. в Европе появляются признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. В городах Италии и Нидерландах возникает мануфактура. На капиталистический лад перестраивается и торговля. Усиление эксплуатации трудящихся масс ведет к обострению борьбы, вплоть до восстаний городских низов. Все это потребовало изменений в политическом строе итальянских государств.

Работа содержит 1 файл

Итальянская историография Возрождения.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

   Один  из крупнейших деятелей немецкого Просвещения  Готгольд Допинг (1729 — 1781) на примерах античной культуры и эстетики разрабатывал актуальные проблемы развития немецкой литературы и искусства. В одном из своих главных произведений «Лаокоон, или о границах поэзии и живописи» (1765) он дает глубокую интерпретацию основ античной культуры и эстетики, полемизируя с главными выводами Винкельмана. Его идеал не стоически спокойная личность, а активно действующий человек, воплощающий в себе героическое начало, борющийся за свободу. Для Лессинга греки были создателями такого идеала, а конкретным воплощением его — вождь италийских рабов Спартак, о деятельности которого он хотел написать трагедию.

   Другой  заслугой Лессинга явилось исследование некоторых проблем раннего христианства и раннехристианской литературы, в частности Евангелий. С его точки зрения, Евангелия — не первые христианские произведения, а результат длительной литературной обработки. Они возникли из устных рассказов об Иисусе, были записаны сначала в кратком виде на древнееврейском языке и лишь потом были развернуты в несколько сочинений на греческом языке. Лессинг развивал смелую концепцию возникновения христианства в силу целого ряда причин политического и культурного порядка: трансформации древнееврейской религии, развития античной философии, крушения старых политических систем под влиянием римского завоевания.

   Если  Винкельман разработал основы истории  искус ства, а Лессинг создал глубокую концепцию всего феномена античной культуры, то третий выдающийся представитель немецкого Просвещения — Готфрид Гердер (1744 — 1803) как бы подытожил достижения в области изучения античного искусства и культуры, предложив оригинальную концепцию всемирной философии, в том числе и античной истории. В его труде «Идеи философии по истории человечества», изданном в 1784 — 1791 гг.. дана самая глубокая для XVIII в. разработка принципа историзма, всеобщего прогресса природы и человечества, Гердер понимает историзм как сложное и богатое учение, освещающее многие внутренние и внешние стороны развития человеческого общества. Он преодолевает ограниченный характер географического детерминизма Монтескье, случайность факторов развития у Кондорсе. Исходя из более глубокого понимания историзма, Гердер видел наивность идеализации античности, столь яркой у Винкельмана. Далекое прошлое для Гердера пусть даже и прекрасно, но суть пройденный и неповторимый этап развития.

   В его  общей концепции развития человечества занимает заметное место характеристика античного общества. Он прослеживает связь греческой культуры и искусства с культурой восточных народов, чего не хотел видеть Винкельман. Гердер дает периодизацию древнегреческой и древнеримской истории от их истоков через расцвет к разложению. Важные движущие силы античных обществ он видит в расширении материальных интересов, в борьбе между сословиями (например, патрициев и плебеев), в распространении рабства.

   Основным  центром изучения античной истории  и культуры в XVII и в начале XVIII в. в России была Славяно-греко-латинская академия, основанная в Москве в 1668г., которая давала подготовку в области древних языков. После основания Академии наук в Петербурге в 1725 г. была учреждена кафедра древней истории, на которой в течение всего XVIII и XIX вв. проходило изучение истории, классической филологии и археологии. После открытия в 1755 г. Московского университета и там была образована кафедра древней истории, ставшая другим важнейшим центром по изучению античности в России.

   В XVIII в. изучение античной истории и культуры проходило в двух направлениях: культурно-филологическом, проявлявшемся в преподавании древних языков, переводах произведений древних авторов на русский язык, чему активно способствовал Петр I (были переведены сочинения Геродота, Диодора, Иосифа Флавия, Дацита, Светония, Цицерона, Сенеки, Саллюстия, Геродиана, многих поэтов и др.), и историко-философском, которое заключалось в теоретическом осмыслении роли древней истории в ходе мирового исторического процесса (историко-философские концепции Ломоносова и особенно великого русского просветителя Радищева). Русская историческая наука XVIII в. развивалась под влиянием достижений европейской общественной мысли, особенно французских просветителей. Переводы капитальных трудов Роллена и Кревье познакомили русских читателей с событиями всей древней истории (включая древневосточную, греческую и римскую) в наиболее полном изложении и сыграли немалую роль в распространении знаний об античной истории в России.

   Наиболее  крупными знатоками античной истории  и культуры в XVIII в. были Г. Байер, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.

   Г. Байер (1664 — 1738), приглашенный во вновь основанную Академию наук из Германии, был крупным  ученым в области древней истории, одним из сторонников начинающего  входить тогда в Европе в моду критического направления, хотя и без его крайностей. Оказавшись в России, Байер развернул активную исследовательскую деятельность в области древней истории, причем излюбленными темами его работ стали те проблемы древней истории, которые имели отношение к древнейшим периодам истории народов, впоследствии вошедших в состав России. Ему принадлежат многочисленные работы по истории расселения скифских племен и их взаимоотношений с греческими городами Северного Причерноморья, по многим вопросам исторической географии, этнографии и хронологии античной истории. Им опубликованы две солидные монографии по таким редким проблемам в науке, как «История Эдессы» и «История греко-бактрийского царства», ряд статей об Ахейском союзе. Занимался он также историей Кавказа и Ближнего Востока. Байер в определенной степени наметил круг тем и проблем, которые в последующее время стали излюбленными в русской науке.

   Воспитанник Славяно-греко-латинской академии, В. К. Тредиаковский (1703 — 1769) закончил образование в Париже. Он был большим знатоком античной литературы и культуры, много переводил греческих и латинских авторов (басни Эзопа, сочинения Сенеки, комедии Теренция и др.); ему принадлежит перевод многотомных историй Роллена и Кревье. Тредиаковский занимался исследованием происхождения античной комедии, отстаивал достоверность традиции о раннем Риме, выступая против скептицизма Луи де Бофора.

   Великолепным  знатоком древних авторов и античной культуры был великий русский  ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов (1711 — 1765). После окончания Славяно-греко-латинской академии, он едет заканчивать образование в Германию, где знакомится с достижениями европейской науки своего времени. И хотя Ломоносов не оставил специальных трудов по античной истории, он широко использовал свои обширные знания в этой области при разработке древнейшей истории России. Отдельные замечания, рассыпанные в его трудах, показывают, что Ломоносов имел оригинальную концепцию античной, особенно римской, истории. Глубокое знание античной литературы и поэзии Ломоносов применял для разработки многих проблем русского языка, литературы, системы стихосложения.

   Большим достижением русской общественной мысли стала историко-философская  концепция великого русского просветителя-революционера  А. Н. Радищева (1749 — 1802). Последователь радикальных французских просветителей, Радищев под влиянием исторических условий русской действительности усилил демократическую струю в просветительстве и стал первым русским революционером, глашатаем крестьянской революции, направленной против крепостного права, самодержавия и угнетения.

   Радищев, как всякий образованный человек  своего времени, имел хорошую подготовку в области античной истории, был  тонким знатоком и большим почитателем  античной культуры. Он любил и высоко ценил Гомера, Лукреция, Вергилия. Еще в 1773 г. 24-летний Радищев перевел на русский язык «Размышления о греческой истории» Г. Мабли. В конце своей жизни он написал специальное историческое сочинение «Песнь историческая», где дал в эскизном изложении основные события древневосточной, греческой и римской истории до конца II в. н. э. (работа оказалась неоконченной). В этой работе, написанной под влиянием французских просветителей и собственных размышлений, Радищев предлагает глубоко оригинальную концепцию хода всемирной истории, которая отлична от многих фундаментальных идей просветителей. Им было предложено истолкование хода всемирной истории с демократических позиций, и особое значение придавалось состояниям (периодам) равенства и независимости, которые циклично, по его мнению, сменяются периодами рабства и деспотизма. Радищев понимал тесную зависимость между общественным развитием и экономическим прогрессом, роль социальных противоречий, и в этом проявляется глубина его исторических взглядов, но он стоял на пессимистической точке зрения, считая, что успехи экономического и культурного развития ведут к общему упадку народного благосостояния, порождают деспотизм и эксплуатацию.

   * * *

   В общем  процессе развития историографии период просветительской историографии занимает важное место. В это время произошел окончательный разрыв с библейско-христианской концепцией исторического развития, была создана новая, чисто светская теория общественного развития, выявлены реальные движущие силы, созданы основы буржуазной теории прогресса, сложилось представление о человеческом обществе как сложном комплексе, который впоследствии стали обозначать термином «цивилизация».

   Вместе  с тем в просветительской историографии  проявились и негативные черты: недооценка роли источников и апелляция к социологическим построениям, механицизм общих концепций, известная публицистичность их построений, которые мешали объективному исследованию подлинного хода истории. Напротив, представители эрудитской историографии делали акценты на скрупулезное исследование источников и конкретных проблем, но, как правило, эти исследования носили антикварный характер. Синтез просветительской широты мысли и исследования конкретного материала эрудитов дали такие выдающиеся труды XVIII в., как «История упадка и разрушения Римской империи» Эд. Гиббона и «Всеобщая история искусства» Н. Винкельмана. Именно в этом сочетании намечалась магистральная линия развития мировой историографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Итальянская историография Возрождения