Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:44, реферат
Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества.
. Древнерусская литература; периодизация, основные жанры, поэтика
2. Русская литература XVIII века
3. Классицизм
4. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей
5. Сентиментализм
6. Русская литература XIX века
7. Романтизм
8. Реализм
9. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ)
10. Лирика
11. Драматургия и театр
12. Русская литература XX века
13. Понятие культуры и литература «Серебряного века»
Основные направления, поиски в области художественной формы
14. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений
15. Проблема индивидуальности художественного стиля
16. Взаимоотношения русской и всемирной литературы
Революционное направление проявилось в творчестве декабристов – К. Ф. Рылеева (1795 – 1826), А. И. Одоевского (1802 – 39), В. К. Кюхельбекера (1797 – 1846) и др., в раннем творчестве А. С. Пушкина (1799 – 1837). Произведения поэтов-декабристов, как и «южные» поэмы Пушкина, проникнуты духом протеста против существующего общественного строя, духом утверждения свободы личности. Рост национального самосознания после Отечественной войны 1812 и углубление революционного движения в годы подготовки восстания 1825 вызвали к жизни мотивы борьбы за национальную и политическую свободу. Представителем революционно-романтической поэзии в 30-х гг. выступил М. Ю. Лермонтов (1814 – 41), у которого воплощение романтической темы было связано с утверждением свободолюбивой мятежной личности, противостоящей обществу. В эстетике прогрессивного Романтизма, в творчестве декабристов, Пушкина и Лермонтова постепенно совершался переход к реализму.
Черты Романтизма проявились у писателей, входивших в кружок московских «любомудров» и находившихся под влиянием философии субъективного идеализма (повести В. Ф. Одоевского, 1804 – 69), лирика Д. В. Веневитинова (1805 – 27). В 30 – 50-е гг. в русской литературе утверждается реализм; Романтизм же продолжал существовать лишь в его эпигонской форме: повести А. А. Бестужева-Марлинского (1797 – 1837), стихи В. Г. Бенедиктова (1807 – 73), исторические драмы Н. В. Кукольника (1809 – 88). В 40 – 50-х гг. романтическое отрицание капиталистического прогресса нашло своё выражение в реакционной по своей сущности поэзии идеологов славянофильства (А. С. Хомяков, И. С. Аксаков и др.).
В России романтические черты и тенденции проявились у многих мастеров. Романтическая приподнятость и взволнованная страстность образа характерны для творчества переселившегося в Россию Орловского, для многих портретов О. А. Кипренского (1782 – 1836),увлечение романтическими мотивами – для некоторых произведений Ф. П. Толстого (1783 – 1873). Существенное влияние оказал Романтизм на формирование русского реалистического пейзажа, что сказалось в работах С. Ф. Щедрина (1791 – 1830), М. И. Лебедева (1811 – 37) и особенно М. Н. Воробьёва (1787 – 1855) и
И. К. Айвазовского (1817 – 1900). Наиболее яркое выражение романтической идеи и приёмы нашли в творчестве К. П. Брюллова (1799 – 1852), пришедшем в столкновение с господствовавшей системой академического классицизма и сыгравшем важную роль в развитии русского искусства на пути к реализму. Романтические тенденции консервативного характера сказались в творчестве некоторых представителей академизма (Ф. А. Бруни, 1799 – 1875) и так называемой брюлловской школы.
8. Реализм
В ХХ веке этот термин употребляется в трех значениях.
Первое - историко-философское. Реализм - это направление в средневековой философии, признававшее реальным существование универсальных понятий, и только их (то есть не конкретного стола, а стола-идеи). В этом значении понятию реализма было противопоставлено понятие номинализма, считавшего, что существуют только единичные предметы.
Второе значение - психологическое. Реализм, реалистический - это такая установка сознания, которая за исходную точку принимает внешнюю реальность, а свой внутренний мир считает производным от нее. Противоположность реалистическому мышлению представляет аутистическое мышление или идеализм в широком смысле.
Третье значение - историко-культурное. Реализм - это направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность.
В каком-то смысле Реализм - это антитермин, или термин тоталитарного мышления. Этим он и интересен для исследования культуры ХХ века, ибо реализм, для ХХ веак сам по себе не характерен. Вся культура ХХ века сделана аутистами и мозаиками (характерология).
Как можно утверждать, что какое-то художественное направление более близко, чем другие, отображает реальность если мы, по сути, не знаем, что такое реальность? Ю. М. Лотман писал, что для того чтобы утверждать о чем-либо, что ты это знаешь, надо знать три вещи: как это устроено, как им пользоваться и что с ним будет дальше. Ни одному из этих критериев наше "знание" о реальности не удовлетворяет.
Реализм в художественном значении противопоставлен, с одной стороны, романтизму, а с другой - модернизму. Чешский культуролог Дмитрий Чижевский показал, что начиная с Возрождения великие художественные стили чередуются в Европе через один. То есть барокко отрицает Ренессанс и отрицается классицизмом. Классицизм отрицается романтизмом, романтизм - реализмом. Таким образом, Ренессанс, классицизм, реализм, с одной стороны, барокко, романтизм и модернизм - с другой сближаются между собой. Но здесь, в этой стройной "парадигме" Чижевского есть одна серьезная неувязка. Почему первые три стиля живут примерно по 150 лет каждый, а последние три только по пятьдесят? Тут очевидная, как любил писать Л. Н. Гумилев, "аберрация близости". Если бы Чижевский не был заворожен понятием реализма, он увидел бы, что с начала ХIХ века и до середины ХХ века существует в каком-то смысле одно направление, назовем его Романтизмом с большой буквы, - направление, по своему 150-летнему периоду сопоставимое с Ренессансом, барокко и классицизмом. Можно называть реализм в третьем значении, например, поздним романтизмом, а модернизм - постромантизмом. Это будет гораздо менее противоречивым, чем реализм. Так переписывается история культуры.
Если принять, что литература отображает не реальность, а прежде всего обыденный язык то реализм - это та литература, которая пользуется языком средней нормы. Так, когда спрашивают про роман или фильм, является ли он реалистическим, то подразумевают, сделан ли он просто и понятно, доступно для восприятия среднего носителя языка или он полон непонятных и, с точки зрения читателя-обывателя, ненужных «изысков» литературного модернизма: «приемов выразительности», кадров с двойной экспозицией, сложных синтаксических построений - в общем, активного стилистического художественного наполнения
В этом смысле никоим образом нельзя назвать реалистами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова, которые не подчинялись средней языковой норме, а, скорее, формировали новую. Даже роман Н. Г. Чернышевского нельзя назвать реалистическим, скорее это авангардное искусство. Но в каком-то смысле можно назвать реалистом именно И. С. Тургенева, искусство которого состояло в том, что он владел средней языковой нормой в совершенстве. Но это исключение, а не правило, что такой писатель, тем не менее, не забыт. Хотя, строго говоря, по своим художественно-идеологическим установкам Тургенев был типичным романтиком. Его Базаров - это романтический герой, так же как Печорин и Онегин.
В основе эстетики реализма лежит стремление отразить в художественном произведении окружающую человека действительность в её подлинной сущности ( в отличие от свойственной классицизму и романтизму тенденции к приукрашиванию реальности). Таким образом, ведущим конфликтом в литературном произведении данного направления является столкновение человека с окружающей его средой, столкновение личности и не зависящих от неё «внешних» обстоятельств, так называемой «средой обитания».
В русской литературе со второй половины XIX столетия и вплоть до начала XX века реализм был наиболее значимым, определяющим направлением. Художественные особенности реализма проявись в произведениях крупнейших русских писателей: Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.И. Толстого.
В начале XX века принципы реализма подверглись существенному переосмыслению. Если раньше авторы сосредоточивались на воспроизведении обыденной повседневности с её скукой и злом, то теперь в их поле зрения попадает и «вечная», «космическая» проблематика, в обыденную повседневность проникает «возвышенное», «вселенское» начало. Ярчайшие образцы обновленного реализма можно встретить в творчестве А.П. Чехова, позднего Л.Н. Толстого, А.М. Ремизова, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, М. Горького.
9. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ)
Жанр литературный (от франц. genre — род, вид) — исторически сложившийся тип художественного произведения; разновидность устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостную художественную реальность, являющуюся носителем определённой эстетической концепции действительности; совокупность произведений, объединяемых общностью предметов изображения, кругом тем, отношением авторов к описываемому, сходным способом понимания и истолкования действительности; единство компонентов формы, проникнутое определённым художественным смыслом.
Различают жанры:
в эпосе – роман, повесть, рассказ
в лирике – стихотворение, ода
в драме – трагедия, комедия
Каждому жанру свойственно определенное жанровое содержание (то есть тематика, проблематика, пафос, масштаб изображаемого мира) и своеобразная жанровая форма (субъективная, пространственно-временная организация текста). Каждый жанр существует в определенную эпоху в виде типологических разновидностей (например, роман – психологический, исторический, роман-эпопея)
Роман – (от франц. Roman, от англ. Nowel) – первоначально – всякое произведение, написанное на романском, а не на латинском языке, большое по объёму эпическое произведение, наиболее распространенный жанр повествовательной литературы; большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей, одна из форм эпического рода литературы.
Характерные свойства романа: разветвленность сюжета, наличие системы равнозначных персонажей, охват сложного круга жизненных явлений, проблем и конфликтов, значительная временная протяженность действия (предмет изображения – жизнь в её сложности и противоречивости).
Типология романа:
семейно-бытовой (описывается история одной или нескольких семей)
социально-психологический («история души человеческой»)
исторический (изображение конфликтной ситуации той эпохи)
философский (в центре – борьба идей и концепций)
роман-утопия (роман воспитания, история становления характера)
любовный роман (в центре внимания – история любви)
роман-путешествие (история вымышленной или реальной поездки)
Масштабность творческой задачи:
1. Роман, тяготеющий к повести (одна сюжетная линия, одни конфликт; И.С. Тургенев «Рудин»)
2. Собственно роман (система равнозначных персонажей, несколько разработанных сюжетных линий; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)
3. роман-эпопея (значительная временная протяженность действия, синтез жанров, большая роль исторических и социальных конфликтов эпохи; Л.Н. Толстой «Война и мир».
Следовательно, роман – это художественное произведение, которое имеет содержание (тема, проблема, художественна идея, конфликт, пафос) и художественную форму (система средств и приемов, с помощью которых воплощается содержание произведения). Внешняя и внутренняя стороны произведения, выделяемые в процессе анализа художественного произведения, - абстрактные понятия; реально – форма и содержание (сюжет, композиция, характеры, приемы создания образов, пейзажи, интерьер, речь, художественные детали) неотделимы друг от друга.
В романе есть основной и дополнительный (побочный) тексты. Дополнительный текст делится на : авторский (заглавия, эпиграфы, посвящения, авторское предисловие, ремарка) и неавторский (примечания, обозначающие даты, места написания произведения, пародии, предисловие издателя).
Роман с точки зрения уровней:
1. концептуальный уровень (тематика, проблематика, идея, пафос)
2. уровень организации произведения как художественного целого (сюжет, конфликт, композиция)
3. уровень «внутренней формы» - художественный изображаемый мир (субъектная организация, пространственно-временная организация, детали, портреты, пейзаж, мир вещей, интерьер, психологизм, фантастика, художественное время, пространство)
4. уровень «внешней формы» - речевая организация повествования (образ повествователя, речевая характеристика персонажей, речь), ритмомелодическая организация (лексика и стилистика, тропы, синтаксис и интонация)
Разновидности тем в романе:
Вечные: общие для всех времен и народов, равноинтересные и актуальные на протяжении веков
Национальные: этнос, национальная экзотика («Письма русского путешественника» Н.М.Карамзин)
Исторические: фактор времени, явления жизни рассматриваются через призму истории («Мать» М.Горький)
Внутриутилитарные: искусство как таковое – самопознание, процесс творчества, творческие искания («Портрет» Н.В. Гоголь)
Отличительной особенностью романа является то, сто образы являются в значительной степени простыми рупорами идей автора.
Главное в романе – живые человеческие образы, чаще всего образы реального мира, и они захватывают частицу объективных связей, «форм жизни», не искаженных нарочитой тенденцией автора, они таят их в себе и поэтому могут иногда говорить от себя.
Повесть - литературный жанр описательно-повествовательного типа, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, показывающая этап жизни главного героя, персонажа; эпический прозаический жанр, для которого характерны достаточно развернутый прозаический (событийный) ряд, представляющий в действие несколько персонажей, развитие длится на более или менее значительном отрезке времени, позволяющем воссоздать психологический мир героя.
По объему повесть больше рассказа и шире, изображает человеческую жизнь, охватывая цепь её эпизодов, составляющих период жизни главного персонажа. В ней больше событий и действующих лиц; часто меняется хронологическое развитие сюжета и соответствующее посторонние композиции. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя. Значение термина «повесть» в течение нескольких веков менялось.