История отечественной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:44, реферат

Описание работы

Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества.

Содержание

. Древнерусская литература; периодизация, основные жанры, поэтика
2. Русская литература XVIII века
3. Классицизм
4. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей
5. Сентиментализм
6. Русская литература XIX века
7. Романтизм
8. Реализм
9. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ)
10. Лирика
11. Драматургия и театр
12. Русская литература XX века
13. Понятие культуры и литература «Серебряного века»
Основные направления, поиски в области художественной формы
14. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений
15. Проблема индивидуальности художественного стиля
16. Взаимоотношения русской и всемирной литературы

Работа содержит 1 файл

История отечественной литературы Калининград 2009.doc

— 765.50 Кб (Скачать)

Нагнетая символику, пришедшую из культуры барокко Радищев воспевает бесстрастный, неподкупный закон. «Вольность» представляет собою произведение философское и в то же время злободневно - политическое.

Несмотря на тяготение к высокому жанру и стилю, Радищев, конечно, был человеком своего времени - предромантиком. Его преемниками не только в общественно-политических, но и в эстетических взглядах стали поэты-декабристы, в первую очередь Кюхельбекер.

 

К началу 19 века российский поэтический стиль подошёл к идеям романтизма. Романтизм - в широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведёт к развитию условных форм творчества (фантастика, гротеск, символичность и пр.), к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов и авторской речи, к произвольности композиционных связей.

Если вдуматься, все мы не только вышли из 18 века, но и сейчас прочными, незримыми нитями связаны с этим безумным и мудрым, незабвенным временем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сентиментализм

 

Во второй половине XVIII века в европейской литературе возникает течение, получившее название сентиментализм (от французского слова sentimentalism, что означает чувствительность). Само название дает четкое представление о сути и характере нового явления. Основной чертой, ведущим качеством человеческой личности провозглашался не разум, как это было в классицизме и в эпоху Просвещения, а чувство, не ум, а сердце.

Сентиментализм – это течение в литературе и искусстве 2-й половины XVIII века Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой "человеческой природы" сентиментализм объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не "разумное" переустройство мира, а высвобождение и совершенствование "естественных" чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма. Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона ("Времена года", 1730), Э. Юнга ("Ночные думы", 1742-45) и Т. Грея ("Элегия, написанная на сельском кладбище", 1751). Элегический тон сентименталистской поэзии неотделим от патриархальной идеализации; лишь в поэзии поздних сентименталистов (70-80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социально-конкретное раскрытие "сельской" темы - массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах С.Ричардсона, у позднего Г.Филдинга ("Амелия", 1752). Однако окончательно сентиментализм оформляется в творчестве Л.Стерна, чьё незаконченное "Сентиментальное путешествие" (1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом, Стерн показал "нетождественность" человека самому себе, его способность быть "разным". Но, в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, сентиментализму чуждо "иррациональное": противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистическому истолкованию, диалектика души уловима. Основные черты английского сентиментализма (Голдсмит, поздний Смоллетт, Г. Макензи и др.) - "чувствительность", не лишённая экзальтированности, и главное - ирония и юмор, обеспечившие пародийное развенчание просветительского канона и одновременно допускавшие скептическое отношение сентиментализма к собственным возможностям (у Стерна).

Общеевропейское культурное общение и типологическая близость в развитии литератур (психологические романы П. Мариво и А. Прево, "мещанские драмы" Д. Дидро, "Мать" Бомарше - во Франции; "серьёзная комедия" К. Ф. Геллерта, рассудочно-чувствительная поэзия Ф. Г. Клопштока - в Германии) обусловили стремительное распространение сентиментализма. Однако характерно, что в Германии и особенно в предреволюционной Франции демократические тенденции сентиментализма получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо, движение «бури и натиска»). Творчество Руссо ("Новая Элоиза", 1761) - вершина европейского сентиментализма. Как позднее

И. В. Гёте в "Вертере", Руссо детерминирует сентименталистского героя социальной средой ("Исповедь"). В общественный контекст включены и сентименталистские герои Дидро ("Жак-фаталист", "Племянник Рамо"). Под влиянием сентиментализма развивается драматургия Г. Э. Лессинга. В то же время французскую и немецкую литературу захлёстывает волна прямых подражаний Стерну.

 

Что же произошло? Две идеи, утверждавшие, что мир может быть перестроен по законам разума, или, что просвещенный монарх, просвещенные дворяне, которые превыше всего ставили благо отечества и подавали в этом отношении пример всем остальным сословиям, могут преобразовать жизнь в соответствии с идеалами добра и справедливости, потерпели поражение. Действительность как была, так и осталась жестокой и несправедливой. Куда же деваться человеку, как сохранить свою неповторимую личность, свою индивидуальность от зла, всеобщей вражды, от невежества и безрассудства, которые господствуют в мире? Остается одно — уйти в себя, провозгласить единственной ценностью не государство, но человека с его чувствами, мечтами, тонкими переживаниями, с его душой и сердцем. Только сердечные порывы истинны и непреложны; только они — верный компас в океане жизни.

У сентименталистов было много, общего с Просвещением. И прежде всего — демократические тенденции, их симпатии к простым, обыкновенным людям (обычно они противопоставлялись развращенной знати). Но разум они уже не воспринимают как высшую истину. Они отвергают жизненные принципы, основанные только на рационализме. [Яркий пример тому — противопоставление города (цивилизации) деревне (воплощению простоты и естественности).]

На развитие европейского сентиментализма определяющее влияние оказало творчество французского писателя Жана-Жака Руссо (1712—1778). По его убеждению, каждый человек рождается добрым и хорошим. Он становится порочным и злым под влиянием развращенного общества. Поэтому естественный человек, живущий по законам природы, неизменно нравственнее «человека, созданного обществом». В первобытном состоянии все люди были счастливы. Цивилизация породила социальное неравенство, роскошь и нищету, чванство, разврат...

Изменить этот мир, используя только разум, нельзя. Нужно обратиться к лучшим качествам человека, заложенным природой, к его естественным стремлениям, душевным порывам. Так в литературе появляется новый герой (героиня) — простой и незнатный человек, наделенный высокими душевными качествами, руководствующийся велениями сердца, чуждый цивилизации. Ценность человека теперь определяется не его знатным происхождением или богатством, но чистотой помыслов, чувством собственного достоинства.

Происходят существенные изменения и в жанровой системе. Теперь нет четкого деления на высшие и низшие жанры. Сентименталисты отдают предпочтение дневникам, письмам, заметкам о путешествиях, воспоминаниям,— иными словами, жанрам, в которых повествование ведется от первого лица и где личность могла бы выразить себя наиболее полно. Напряженный интерес к внутреннему миру человека, стремление разобраться в собственной душе, которая, по их мнению, является абсолютной ценностью, предопределила и жанровые поиски, и особенности повествовательной манеры, и своеобразие языка.

Сентименталисты принципиально отказывались от строгих литературных правил, которые были так характерны для классицизма. Отстаивание свободы личности приводило к решительному утверждению свободы литературного творчества. Появляется такое «я», которое классицистов просто не интересовало. Вспомните творчество Ломоносова – личностное начало в его произведениях отсутствовало. У Державина уже вполне ощутимо его поэтическое «я». У сентименталистов же образ автора выдвигается на первый план.

Очень ярко черты сентиментализма проявились в творчестве английского писателя Л. Стерна: его «Сентиментальное путешествие» (1768) и дало название новому течению. Во Франции видным представителем сентиментализма был Жан-Жак Руссо (хотя, как вы уже знаете, в его творчестве были и просветительские идеи); в Германии сентиментализм оказал воздействие на ранний период творчества Гете и Шиллера.

В России сентиментализм связан прежде всего с именем Н. М. Карамзина.

Выдающимся отражением Сентиментализма в русской литературе являются «Письма русского путешественника» Карамзина (1797—1801). Автор «Писем» не скрывает своего восторженного отношения к Стерну, неоднократно упоминает о нём, в одном случае цитирует отрывок из «Тристрама Шэнди».

В чувствительных обращениях к читателю, субъективных признаниях, идиллических описаниях природы, восхвалениях простой, непритязательной, нравственной жизни, обильно проливаемых слезах, о которых автор каждый раз сообщает читателю, сказывается одновременно влияние Стерна и Руссо, которым также восторгался Карамзин. Приехав в Швейцарию, путешественник видит в швейцарцах каких-то детей природы, чистых душою пастухов, живущих в стороне от соблазнов суетной городской жизни. «Для чего не родились мы в те времена, когда все люди были пастухами и братьями!» — восклицает он по этому поводу.

«Бедная Лиза» Карамзина — также прямой продукт влияния западноевропейского сентиментализма Автор подражает Ричардсону, Стерну, Руссо; совершенно в духе гуманного отношения лучших представителей сентиментализма к их несчастным, гонимым или безвременно погибающим героиням Карамзин старается растрогать читателя судьбою скромной, чистой крестьянской девушки, сгубившей свою жизнь из-за любви к человеку, который безжалостно покидает её, нарушив свое слово.

В литературном отношении «Бедная Лиза», как и другие, повести Карамзина, — произведение довольно слабое; русская действительность почти не отразилась в ней или изображена неточно, с явною склонностью к идеализации и приукрашению. Тем не менее, благодаря своему гуманному, мягкому колориту эта повесть, заставившая широкий круг читателей проливать слезы над судьбою совершенно незаметной, скромной героини, составила эпоху в истории русской повествовательной литературы и оказала довольно благотворное, хотя и непродолжительное влияние на читающую публику. Даже в повести «Наталья, боярская дочь» (1792), сюжет которой взят из старой русской жизни, сентиментальному элементу принадлежит первое место: старина идеализирована, любовь носит томный и чувствительный характер. Сочинения Карамзина вскоре стали предметом подражания.

 

Пейзаж у сентименталистов - не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной.

 

 

В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В русской литературе это направление не получило широкого распространения.

 

В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь».

Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика.

 

И.И. Дмитриев оказал своими стихами несомненное влияние на поэзию В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и П.А. Вяземского. Одно из лучших его произведений, получившее широкое распространение – песня «Стонет сизый голубочек» (1792). Следуя идея Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева, в лирике выступили также Ю.А. Нелидинский-Мелицкий, создатель песни «Выду я на реченьку», и поэт И.М. Долгорукий.

Утверждая свои творческие принципы, сентименталисты не ограничивались созданием художественных произведений. Они выступали с литературно-критическими статьями, в которых, провозглашая собственные литературно-эстетические позиции, ниспровергали предшественников. Постоянной мишенью их сатирических стрел служило творчество классицистов – С.А. Ширинского-Шихматова, С.С. Боброва, Д.И. Хвостова, А.С. Шишкова и А.А. Шаховского.

 

Основные жанры сентиментализма:

 

1. Письма

2. Путешествия

3. Мемуары

4. Повести

5. Элегия

6. Романы

 

Основные черты сентиментализма:

 

1. уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и в оценках;

2. подчёркнутая субъективность подхода к миру;

3. культ чувства;

4. культ природы;

5. культ нравственной чистоты, неиспорченности;

6. утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий.

 

Идейная основа сентиментализма – протест против испорченности аристократического общества

 

Основное свойство сентиментализма – стремление представить человеческую в движении души, мыслях, чувствами, стремлениях

 

Особенности русского сентиментализма:

 

1. сильная дидактическая установка

2. выраженный просветительский характер

3. активное совершенствование литературного языка посредствам введения в него разговорных форм, просторечий

 

Сентиментализм в России

(литературные формы)

 

 

 

 

 

 

Эпос

 

 

 

Сентименталическая повесть

 

Послания – произведение, написанное в форме письма или обращения к некому лицу

Путевые заметки

 

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»,

Н.А Львов «Российская Памела»

 

Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»

 

 

 

 

Лирика

 

Элегия – стихотворение определённого содержания, выражающее философские размышления, грустные раздумья, скорбь

Народные песни

 

 

Молодой В.А. Жуковский

 

Драма

 

Мещанская драма

 

 

М.М. Херасков, М.И. Веревкин,

В.А. Озеров

Информация о работе История отечественной литературы