История кодификации Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:37, аттестационная работа

Описание работы

Создание единого правового пространства -важнейший элемент становления государства. Главной целью систематизации в настоящее время провозглашается построение общенациональной правовой информатизации России, обеспечивающую доступность правовой информации для каждого государственного органа, гражданина, да и вообще - для любого заинтересованного лица.

Содержание

Введение
Характеристика Свода законов Российской Империи
Предпосылки к составлению Свода
Создание Свода законов Российской Империи
Основные положения Свода законов Российской империи.
Влияние Свода законов на последующее законодательство и на развитие юридической науки.
Развитие Российского законодательства
Кодификация общесоюзного и Российского законодательства
Сущность кодификации общесоюзного законодательства
Кодификация Конституции СССР 1977Г.
Кодификация некоторых законов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История кодификации права.docx

— 111.42 Кб (Скачать)

      Разработка  проекта была закончена в 1895 г. Проект был представлен в Министерство юстиций, где обсуждался особым совещанием при министре. Обсуждение завершилось  в конце 1897 г., а в начале 1898 г. проект был направлен в Государственный  совет. Здесь также было образовано Особое совещание, которое дополнило  и исправило проект, и в конце 1901 г. он поступил на рассмотрение Особого  присутствия департамента Государственного совета. В начале 1904 г. проект был  подписан императором, позже «Уложение» вступило в законную силу.

      В новом «Уложении» четко различались  общая и особенная части. В  общей части давались понятия  преступления, умысла, неосторожности, приготовления, покушения, соучастия. Давалось формальное определение преступления: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом наказания». Принцип аналогии отвергался: «нет преступления, нет наказания без указания на то законе - nulla crimen, nulla poena sine lege». Новое «Уложение» в отличие от старого не делило умысел на заранее обдуманный и внезапно возникший. Неосторожность подразделялась на преступную небрежность и преступную самонадеянность. Приготовление к преступлению, как и покушение на преступление  наказывалось лишь в случаях, указанных законом. Добровольный отказ исключал наказание. Соучастниками признавались лица, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учиненного несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя, пособника. При совершении проступка наказывался только исполнитель, участие в сообществе и шайке наказывалось особо.

      При применении необходимой обороны, превышением  ее пределов признавалась чрезмерность или несвоевременность защиты.

      Система наказаний была упрощена, все наказания  делились на главные, дополнительные и заменяющие. В «Уложении» предусматривалось восемь родов главных наказаний и восемь родов дополнительных. Сословная принадлежность преступника и жертвы учитывались судом при определении приговора.

      Особенная часть «Уложения» состояла из 36 глав, большинство из которых включало нормы, предусматривающие ответственность а религиозные, государственные и должностные преступления.

      Вступление  в силу «Уложения» было отложено, но в действие постепенно вводились  главы и статьи, содержавшие новые  составы политических преступлений. Законом 1904 г. были введены в действие статьи о бунте против верховной  власти, о государственной измене, о смуте.

      В целом, благодаря усиленной кодификационной  работе русский нормативно-правовой пласт был достаточно подробно пересмотрен  и систематизирован. 

5. Кодификация общесоюзного и Российского законодательства.

5.1. Сущность кодификации общесоюзного законодательства.

     Образование СССР привело к возникновению  новой правовой системы – права союзного государства, тесно взаимосвязанного с правовыми системами союзных республик. Так, в 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в которых вместо понятия наказания вводилось единое понятие «меры социальной защиты» К их числу относились меры судебно-исправительного, медицинского и медико-педагогического характера. В октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в декабре 1928 г. – Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Союзные республики приводили свои кодексы в соответствие с общесоюзным законодательством.

     Кодексы РСФСР использовались в качестве основы для кодификационной работы в других национальных республиках, где существовали различные особенности экономического, социального и правового строя. Следующим этапом кодификационной работы стало создание основ союзного законодательства. На сессии ЦИК СССР в октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы закрепили единую для всех республик судебную систему во главе с образованным в 1923 г. Верховным судом СССР.

     В октябре 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Документ определял пределы действия уголовного законодательства, виды, "цели и условия применения наказаний. На его основе в 1926 г. была принята новая редакция Уголовного кодекса РСФСР. По сравнению с предыдущей редакцией в нем были более разработанными разделы о государственных и воинских преступлениях, положения о которых были приняты в 1924 г. на союзном уровне.

     В декабре 1928 г. принимаются Общие  начала землепользования и-землеустройства СССР. Основой земельного строя СССР объявлялась национализация земли и установление на нее исключительно государственной собственности Союза ССР. Все сделки с землей считались недействительными. Цель всех мероприятий по землеустройству и землепользованию — усиление в этой сфере «социалистического строительства». Средства на пути к этой цели — повышение технического уровня хозяйства, кооперирование, развитие сети коллективных и советских хозяйств.

     В середине 60-х - середине 80-х годов  продолжалась начатая на рубеже 50-60-х  годов работа по новой кодификации  общесоюзного законодательства.

     В основе кодификации лежали, во-первых, социально-экономические и политические причины: кодификация должна была привести законодательство в соответствии с  задачами Советского государства и  общества, поставленными правящей Коммунистической партией по «совершенствованию развитого  социализма». Во-вторых, надо было привести законодательство в соответствие с  принятой в 1977 году новой советской  Конституцией. В-третьих, кодификация  была обусловлена и технико-юридическими причинами: накопившийся значительный законодательный материал необходимо было привести в определенную систему  для удобства пользования.

     Жизнь выдвигала настоятельную необходимость  кодификации трудового права, поскольку  до 1970 года в СССР вообще не было единого  кодификационного закона о труде. После  соответствующей подготовительной работы Верховный Совет СССР в 1970 году утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик  о труде. В 1971 году был принят Кодекс законов о труде РСФСР. С определенными  изменениями и дополнениями, внесенными позднее, он действует и в настоящее  время. Заметим, что трудовое законодательство было одной из немногих отраслей права, которое не только закрепляло трудовые права рабочих, но и содержало  гарантии их реализации в конкретных условиях. В отдельную главу были выделены нормы, закреплявшие льготы для  работников, совмещающих работу и  обучением. Важная роль в охране трудовых прав КЗОТом возлагалась на профсоюзы.

     В условиях развернувшейся во второй половине XX века научно-технической революции  большое значение приобрело природоресурсное законодательство. Оно регулировало охрану и рациональное использование земли, ее недр, вод и других объектов природы. Так, в декабре 1968 года были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1970 году - республиканские земельные кодексы. В декабре 1970 года Верховный Совет СССР утвердил Основы водного законодательства СССР и союзных республик. В 1972 году был принят водный Кодекс РСФСР, который действовал до 1995 года. Тогда же было кодифицировано законодательство о недрах, лесах. В 1980 году появились законы об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. На основании вышеизложенного можно сказать, что в данный период сформировалось природоохранное право как самостоятельная отрасль права.

     В 1984 году произошло важное событие  в истории общесоюзного законодательства об административной ответственности. 20 июня Верховный Совет РСФСР принял Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Тем самым была кодифицирована важнейшая отрасль государственного принуждения - административная ответственность. В Кодексе была предпринята попытка дать определение понятия административного правонарушения. Это имело большое практическое значение, так как давало возможность правоохранительным органам не смешивать административные проступки с преступными деяниями, что иногда имело место. Административным правонарушением (проступком) признавалась противоправное виновное деяние, за которое законодательством предусматривалась административная ответственность.

     30 июля 1969 года был принят Кодекс  о браке и семье РСФСР, который,  с одной стороны, воспринял  значительную часть ранее действовавших  норм, а с другой, освободил семейное  право от устаревших норм, обусловленных  спецификой военного и послевоенного  времени. 1) Ликвидировался прочерк  об отцовстве в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака. 2) Вводился упрощенный внесудебный порядок развода через органы ЗАГСА для супругов, не имевших несовершеннолетних детей. 3) Кодекс разрешил вступление в брак с иностранцами, запрет на который был введен в 1948 году.

     Значительным  событием в области гражданского права явилось принятие Верховным  Советом РСФСР 24 июня 1983 года Жилищного  Кодекса РСФСР. Благодаря данному  нормативному акту в РСФСР впервые  на уровне законов получили детальное  регулирование жилищные отношения.

     Одним из наиболее крупных событий периода  явилась подготовка и издание 11-томного  Свода Законов СССР (издавался  в 1981 - 1986 годах) и 9-томного Свода  Законов РСФСР (издавался в 1983 – 1987 годах). Они охватывали действовавшие  в то время законы.

     Таким образом, к середине 80-х годов  завершились работы по кодификации  основных отраслей права, продолжавшиеся более 30 лет.

5.2. Кодификация Конституции СССР 1977 г.

     В 1962 году была сформирована комиссия, призванная выработать проект нового Основного  Закона для общества развитого социализма.

     Работа  над Конституцией заняла долгие оды, окончательный проект был подготовлен  в мае 1977 года.

     Новая Конституция СССР была утверждена Верховным  Советом СССР 7 октября 1977 года. Она  была названа брежневским руководством Конституцией «развитого социализма». Появление нового понятия «развитой  социализм», отсутствовавшего у классиков  марксизма-ленинизма, явилось отражением отказа от мифа о скором построение коммунизма. К 1977 году стало ясно, что построить коммунизм к 1980 году, как это предусматривала Программа КПСС, нереально. Чтобы сгладить разрыв между теорией и практикой, теоретики КПСС и решили ввести понятие «развитой социализм». В преамбуле Конституции назывались основные признаки «развитого социализма»:

     1) на этапе «развитого социализма»  социализм развивается на своей  собственной основе;

     2) «развитой социализм» - это общество, в котором созданы многие производительные  силы и складываются все более  благоприятные условия для всестороннего  развития личности;

     3) это общество зрелых социалистических  общественных отношений;

     4) это общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся;

     5) это общество подлинной демократии.

     Конституция состояла из девяти разделов:

  1. Основы общественного строя и политики;
  2. Государство и личность;
  3. Национально-государственное устройство;
  4. Советы народных депутатов и порядок их избрания;
  5. Высшие органы власти и управления;
  6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;
  7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;
  8. Герб, флаг, гимн и столица;
  9. Действие Конституции и порядок ее применения.

     Следует обратить внимание на то, что в первом разделе Конституции, посвященном  основам общественного строя  СССР, советское государство по своей  сущности характеризовалось как  «социалистическое общенародное государство» (ст. 1). Основным критерием общенародности государства считалось, во-первых, то что оно выражало волю и интересы всех слоев советского общества - рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, во-вторых, как отмечалось в статье 2, «вся власть в СССР принадлежит народу». В тексте Конституции появилось еще одно новое понятие «советский народ». Понятие «советский народ» рассматривалось как исторически сложившаяся социальная и интернациональная общность советских людей, имеющих общую родину, общую территорию, единую, основанную на общественной собственности экономику, единую по социалистическому содержанию и многообразию по национальным особенностям культуру и общую цель - построение коммунизма.

     Но  положение ст.2 о том, что вся  власть в СССР, принадлежит народу, отвергалось ст.6 Конституции, которая  в правовом отношении узаконивала  руководящую роль в КПСС в советском обществе (см. текст Конституции). Из данной статьи вытекало, что КПСС объявлялась высшей властной структурой.

Информация о работе История кодификации Российского права