Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:37, аттестационная работа
Создание единого правового пространства -важнейший элемент становления государства. Главной целью систематизации в настоящее время провозглашается построение общенациональной правовой информатизации России, обеспечивающую доступность правовой информации для каждого государственного органа, гражданина, да и вообще - для любого заинтересованного лица.
Введение
Характеристика Свода законов Российской Империи
Предпосылки к составлению Свода
Создание Свода законов Российской Империи
Основные положения Свода законов Российской империи.
Влияние Свода законов на последующее законодательство и на развитие юридической науки.
Развитие Российского законодательства
Кодификация общесоюзного и Российского законодательства
Сущность кодификации общесоюзного законодательства
Кодификация Конституции СССР 1977Г.
Кодификация некоторых законов
Заключение
Список использованной литературы
Учитывая,
что Свод являлся сборником действующего
законодательства, он должен был отражать
и его изменения. Поэтому закон
от 12 февраля 1834 года устанавливал правило:
изменения в законодательстве «означаются
в ежегодном Свода Продолжении»
В
1876 г. была предпринята попытка осуществить
четвертое издание Свода Законов, но на
практике она не вышла за пределы нескольких
томов (чч. 1 и 2 т. II, т. IX, ч. 1 т. XII и др.) – оказалось
невозможным придерживаться намеченной
структуры Свода и внедрить в нее ряд принятых
в 60-е годы кодифицированных актов (в первую
очередь это касается Учреждения судебных
установлений и Уставов уголовного и гражданского
судопроизводства, нормы которых были
разделены между I, II, X и XV томами СЗ). Началось
разрушение концепции построения Свода,
принятой Сперанским, где отдельные нормы
законов отрывались от общего тела законодательного
акта и помещались в соответствии с системой
Свода, и даже прямо связанные положения
одного закона могли оказаться не только
в разных частях одного тома, но и в разных
томах. По мере того, как изменялось законодательство,
эта проблема вставала все острее. Но даже
когда после реформ 1905-1906 гг. вновь был
поднят вопрос, не стоит ли прекратить
действие Свода и вернуться к разрозненному
законодательству, приходилось признавать,
что в системе, где ежегодно регистрируется
Сенатом до 4 тыс. узаконений, лишить практику
руководства и опоры в принятии решений
в виде Свода было бы опасным экспериментом.24[24]
(см.Таблицу № 2).
Таблица № 2. Структура Свода законов Российской Империи к 1917 году.
(по: Энциклопедический
словарь. 7-е издание Русского Библиографического
института «Гранат», т.37, с.519)
Том, часть | Содержание |
I
ч.1 ч.2 |
Свод основных государственных законов Свод учреждений государственных – учреждения Государственного Совета, Государственной Думы, Положение о выборах в Государственную Думу, правила о рассмотрении государственной росписи, учредительного совета министров, комитета финансов, Правительствующего Сената, министерств, канцелярии Его Императорского Величества, по принятию прошений, комитета о службе, учреждении орденов и других знаков отличия. |
II | Свод губернских учреждений: общее губернское учреждение, Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Городовое положение, учреждение губерний Царства Польского, Кавказского края, Закаспийской области, Туркестанского края, областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской, Учреждение Сибирское, Положение об инородцах, учреждение гражданского управления казаков. |
III | Свод уставов
о службе гражданской: устав о
службе по определению правительства,
устав о пенсиях и пособиях,
Положение о преимуществах |
IV | Свод уставов о повинностях – о воинской повинности, о земских повинностях. |
V | Устав о прямых налогах и сводный устав о пошлинах. Свод уставов об акцизных сборах. |
VI | Устав таможенный. |
VII | Устав монетный, Свод учреждений и уставов горных. |
VIII
ч.1 ч.2 |
Устав лесной. Устав о казенных оброчных статьях. Устав об управлении казенными имениями в Западной и Прибалтийской губерниях. Свод уставов счетных. |
IX | Свод законов о состояниях. Приложение – Положение о сельском состоянии. |
X
ч.1 ч.2 |
Свод законов гражданских, Положение о казенных подрядах и поставках. Свод законов межевых |
XI
ч.1 ч.2 |
Свод уставов духовных дел иностранных вероисповеданий. Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства министерства народного просвещения. Устав кредитный. Устав о векселях. Устав торговли. Устав судопроизводства торгового. Устав консульский. Устав о промышленности. |
XII | Свод учреждений и уставов путей сообщения. Общий устав российской железной дороги. Свод уставов и учреждений почтовых. Устав телеграфный. Устав строительный. Свод положений и правил о взаимном страховании. Устав сельского хозяйства. Положение о найме на сельские работы. Положение о трактирном промысле. |
XIII | Устав об обеспечении народного продовольствия. Устав об общественном призрении. Устав врачебный. |
XIV | Устав о паспортах. Устав о цензуре и печати. Устав благочиния и безопасности. Устав о содержащихся под стражею. Устав о ссыльных. Положение о воспитательно-исправительных заведениях о несовершеннолетних. |
XV | Уложение о наказаниях. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Уголовное уложение. |
XVI
ч.1 ч.2 |
Учреждение судебных установлений. Устав гражданского судопроизводства. Устав уголовного судопроизводства. Положение о нотариальной части. Правило
об устройстве судебной части в местностях,
где введено Положение о |
Работа
II Отделения оказала огромное благотворное
влияние на российскую юриспруденцию.
Только со времени создания Собрания
и Свода стало возможным
Подводя
итог, можно сделать вывод, что
издание Свода законов явилось
существенным прорывом в правовом развитии
России, создало условия для
В
целом, данную попытку кодификации
российского права можно
Создание единого правового пространства -важнейший элемент становления государства. Главной целью систематизации в настоящее время провозглашается построение общенациональной правовой информатизации России, обеспечивающую доступность правовой информации для каждого государственного органа, гражданина, да и вообще - для любого заинтересованного лица.
Естественно,
что такие задачи стояли перед
русским обществом и в
После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации – к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако именно этого-то и не хотел император.
Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он просто хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Новеллы в праве должны были, по его замыслу, не подорвать, а укрепить феодальный строй и самодержавие, усовершенствовать его. Но, трезво оценивая ситуацию, он понимал, что нужно пойти на определенные уступки, чтобы не потерять всего.
Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса.
Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом.
Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.
С
1863 г. издается периодическое «Собрание
узаконений и распоряжений правительства»,
издаваемое под контролем Сената.
Толкование законов и решение
юридических коллизий находилось в
ведении Сената. Разъяснения Сената
стали обязательными для
Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения. Вещи делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. Давалось определение собственности: «Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно» Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в десять лет. Прекращение права собственности связывалось с постановлением законодательного органа, с актами экспроприации и конфискации. Практика также знала ряд ограничений, налагаемых на право собственности.
Наследственное
право было одним из важнейших
факторов, влиявших на перераспределение
имуществ и капиталов. При отсутствии
завещания или его
Основаниями для обязательства служили: договор, «как бы договор», правонарушение, «как бы правонарушение», «прочие факты». На практике встречались следующие виды договоров: подряда, поставки, казенного подряда, имущественного найма, займа, ссуды, товарищества. Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства.
Система уголовного права строилась на основе «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 гг. (в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2 тысяч составов преступлений).
Разработка
нового уголовного уложения была стимулирована
рядом существенных недоработок
в предыдущем «Уложении». К ним
относили противоречия, формализацию,
неполноту, неопределенность санкций
и отсутствие четкой иерархии наказаний.
В 1865 г. делается попытка сочетать «Уложение
о наказаниях уголовных и исправительных»
с «Уставом о наказаниях, налагаемых
мировыми судьями». В редакции 1885 г.
«Уложение» содержит более широкий
круг актов, однако противоречия, различие
организующих принципов и боязнь
теоретических обобщений
В течение двадцати лет разрабатывалась новое уголовное «Уложение» (подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в тот же период были «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (в редакции 1885 г.), «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (1864 г.), «Военно-уголовный кодекс» (1875 г.), «Военно-морской устав» (1886 г.).
Вплоть
до 1903 г. применялись церковные
Различались тяжкие преступления, преступления, проступки. Предусматривались случаи, когда ответственность за убийство исключалась - когда убивший выполнял приказ, осуществлял профессиональную обязанность, действовал в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны. Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный, умышленные преступления - на совершенные хладнокровно и в состоянии аффекта. Наказывалась также неосторожная вина.
Виды соучастия по «Уложению» 1885 г. делились на скоп (виновники, участники, образовался на месте преступления), сговор (зачинщики, сообщники, подстрекатели, пособники) и шайка (виновники, сообщники и пособники).
Возрастной ценз для привлечения к уголовной ответственности определялся в семь лет, а в редакции 1903 г. - десять лет. Наказания смягчались преступникам, не достигшим 18-ти лет.
Наказания делились на главные (смертная казнь, поседение, заключение в тюрьму, крепость, арест, штраф), дополнительные (лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, право на участие в выборах, прав заниматься определенной деятельностью, помещение в работный дом, конфискация имущества) и заменяющие (принудительное лечение, опека).
К уголовным и исправительным наказаниям не относились применяемые меры полицейского воздействия. В «Уложении» 1885 г. предусматривался ряд других мер, таких как отдача под надзор, высылка за границу, запрещение жить в определенных местах, выговор, розги. В целом же система преступлений в своей основе сохранялась прежней, включая 11 родов и 37 степеней.
В 1903 г. вступило в силу новое «Уголовное Уложение», которое состояло из 37 глав и 687статей. Число составов преступлений было сокращено в нем до шестисот пятнадцати.