Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:17, контрольная работа
Данная контрольная работа разделена на две основные части, теоретическую и практическую.
В соответствии с заданием, в теоретической части нам предстоит разобраться с тем, что из себя представляет система Российского права, определить её составляющие, что означает понятие правового статуса гражданина Российской Федерации, чем является, и опять же, что из себя представляет Прокуратура РФ, определить сущность общего прокурорского надзора.
Введение………………………………………………………………………………….3
Часть 1…………………………………………………………………………………….4
1. Система российского права ………………………………………..……………...…4
2. Правовой статус гражданина Российской Федерации ……………………..………9
3. Прокуратура РФ. Сущность общего прокурорского надзора .…………………...15
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч1 (1994 г)………………………..19
5. Федеральный закон «О гражданстве РФ» (2002 г)………………………………...21
Часть 2………………………………………………………………………………...…24
Задача 1………………………………………………………………………………….24
Задача 2……………………………………………………………………………….....25
Задача 3……………………………………………………………………………….....26
Заключение……………………………………………………………………………...27
Библиографический список…………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Часть 1……………………………………………………………………………
1. Система российского права ………………………………………..……………...…4
2. Правовой статус гражданина Российской Федерации ……………………..………9
3. Прокуратура РФ. Сущность общего прокурорского надзора .…………………...15
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч1 (1994 г)………………………..19
5. Федеральный закон «О гражданстве РФ» (2002 г)………………………………...21
Часть 2……………………………………………………………………………
Задача 1……………………………………………………………………………
Задача 2……………………………………………………………………………
Задача 3……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………………
Введение
Данная контрольная работа разделена на две основные части, теоретическую и практическую.
В соответствии с заданием, в теоретической части нам предстоит разобраться с тем, что из себя представляет система Российского права, определить её составляющие, что означает понятие правового статуса гражданина Российской Федерации, чем является, и опять же, что из себя представляет Прокуратура РФ, определить сущность общего прокурорского надзора.
Здесь же нам предстоит провести краткий анализ нормативно правовых актов, таких как Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч1 (1994 г) и Федеральный закон «О гражданстве РФ» (2002 г).
Во второй, практической, части будут представлены условия практических задач, обозначенные в задании, и, соответственно, решение этих задач
Часть 1
1. Система российского права
Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены, в конечном счете, системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества. Система права, будучи явлением объективным, складывается не произвольно, а в связи с состоянием системы конкретно-исторических общественных отношений, являясь выражением современного ей государства, причем выражением внутренне согласованным, таким, «которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий».
Понятие "система права" раскрывается как результат систематизации юридических норм, то есть как продукт рациональной деятельности государственных органов.
Наше правопонимание
исключает характеристику системы
права как искусственной
В результате разнообразных исторических процессов, сформировалось гражданское общество как единство трех относительно самостоятельных и вместе с тем взаимообусловленных сфер - социально-бытовой, экономической и политической, - которые имеют, однако, общую основу - обмен. В каждой их них складываются характерные лишь для нее общественные отношения и формируются свои типичные виды деятельности, а стало быть, и свои правила поведения.
Чтобы воспроизвести эти объективные процессы и явления в теории, юриспруденция пользуется понятиями "предмет правового регулирования", "метод правового регулирования", "правовая общность", "отрасль права", "правовой институт".
Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему.
Метод правового регулирования
- обусловленный предметом
Регулятивные способности права, разумеется, ограничены общими законами социального развития - прежде всего принципами обмена как основы современного общества, закрепленными в правовых началах свободы и равенства.
Природа общественных отношений определяет метод правового воздействия на них. Однако общественные отношения как таковые - теоретическая абстракция. В реальной жизни существуют конкретные отношения того или иного вида.
Нельзя забывать, что общество – органическая система, в которой все виды общественных отношений существуют и функционируют в качестве целостности. Эта их целостность обусловливает и внутреннее единство отраслей права. Каждая отрасль регулирует отдельный вид общественных отношений.
Кроме отраслей права, практика знает еще одну юридическую реальность - правовую общность. Это – совокупность юридических норм, которая имеет предметом комплекс общественных отношений, объединяемых близостью своих объективных свойств и особенностей методов правового регулирования.
Системе общественных отношений соответствует и система права, под которой в теории понимается исторически сложившееся единство юридических норм, подразделяющихся по правовым общностям и отраслям.
И так:
Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство;
Отрасль – это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отношения, связанные с совершением преступлений – уголовное право, имущественные отношения – гражданское право, управленческие отношения – административное право и т.д.);
Подотрасль – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную отрасль общественных отношений (так, в финансовом праве, подотрасль – банковское право и др.);
Институт – это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений;
Субинститут – это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность правовых отношений. (Например, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни, против здоровья и преступлений против достоинства личности);
Норма права – обязательное правило поведения, регулирующее отдельное общественное отношение. Норма права - это «кирпичик права», исходный элемент всего здания права. Из этих «кирпичиков» складываются правовые институты
Классификация отраслей права позволяет выделить две части права: материальное и процессуальное.
Материальное право – это совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов. К ним относятся:
Конституционное право – закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативно-правовым актом этой отрасли права является Конституция РФ;
Административное право – регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государственной власти;
Гражданское право – регулирует разнообразные имущественные и личные отношения. Это наиболее объемная отрасль системы права;
Финансовое право – регулирует доходы и расходы государства, включает подотрасли: банковское право, налоговое право, бюджетное право;
Предпринимательское право – регулирует экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом;
Семейное право – регулирует брачно-семейные отношения;
Трудовое право – регулирует общественные отношения, связанные с применением наёмного труда;
Уголовное право – система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т.е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется.
Процессуальное право – это совокупность отраслей, основная задача которых – установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов. К ним относятся:
Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) – объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания;
Гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) – регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, семейные, имущественные и т.д.);
Арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) – регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, а также между организациями и государственными органами.
Система российского права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии.
К крупным блокам в системе права относятся также публичное и частное право – членение системы права на нормы, регламентирующие конституционные отношения, касающиеся общественно-значимых социальных интересов (публичное право), и нормы, регламентирующие частные интересы: семейно-брачные, лично-имущественные и т.д. (частное право).
История правового развития показывает, что признание частного права имеет большое социальное значение, так как на первый план выдвигает гражданина, не заслоняет его права государственно-правовым блоком. В современной России это нашло своё воплощение в принятии Гражданского кодекса РФ.
Особенности современной российской системы права обусловлены тем наследием, которое ей досталось от советского периода истории нашей страны. Этот этап характеризовался, в частности, безусловным преувеличением роли планового начала в общественном развитии и стремлением сознательно сконструировать такую систему права, которая в наибольшей степени отвечала бы конкретным нуждам социалистического строительства. Значение юридической науки в решении правотворческих проблем декларативно признавалось, но на практике дело сводилось к аксиоматическому постулированию наличия десяти отраслей права. В число десяти отраслей входили государственное, трудовое, земельное, колхозное, административное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное, судебное право. Существование публичного и частного права в социалистическом обществе отрицалось, ибо, как утверждалось, социализм не знает противоречий между личностью и обществом, между частным и публичным.
Недостатки этой схемы, применимой лишь к социалистическому праву, очевидны. Во-первых, в ней не удается выявить единого критерия объединения отраслей права в правовые общности и систему права.
Во-вторых, недостаточно
ясны основания выделения в
Если административное и гражданское право имеют четко выраженный предмет (управленческие и имущественные отношения) и метод правового регулирования (императивный и метод, основывающийся на юридическом равенстве сторон), то трудовое, колхозное, земельное и т.д. - собственной базой не обладают.
В-третьих, схема представляется
неполной, логически незавершенной,
ибо в юридической
Итак, проблемы системы права в российском правоведении пока не решены. Возникшие трудности обусловлены, прежде всего, переходным состоянием права, в свою очередь обусловленным переходным состоянием социально-экономического и политического строя. В России еще не сформировалось гражданское общество и соответствующая ему государственно-правовая форма. Если развитие пойдет в сторону расширения обмена как генерального способа общественных связей, то опосредствовать его может лишь правовая система, дифференцированная на публичное и частное право.
2. Правовой статус гражданина Российской Федерации
Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.
Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Есть такие, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.
За прошедшее время
законодательство Российской Федерации
существенно обновилось и стало
занимать ведущее положение в
регулировании общественных отношений.
Так как предметом регулировани