Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:37, аттестационная работа
Создание единого правового пространства -важнейший элемент становления государства. Главной целью систематизации в настоящее время провозглашается построение общенациональной правовой информатизации России, обеспечивающую доступность правовой информации для каждого государственного органа, гражданина, да и вообще - для любого заинтересованного лица.
Введение
Характеристика Свода законов Российской Империи
Предпосылки к составлению Свода
Создание Свода законов Российской Империи
Основные положения Свода законов Российской империи.
Влияние Свода законов на последующее законодательство и на развитие юридической науки.
Развитие Российского законодательства
Кодификация общесоюзного и Российского законодательства
Сущность кодификации общесоюзного законодательства
Кодификация Конституции СССР 1977Г.
Кодификация некоторых законов
Заключение
Список использованной литературы
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ
ИСТОРИЯ
КОДИФИКАЦИИ ПРАВА
Шамраева
Е.В.
Введение.
Создание
единого правового пространства
-важнейший элемент становления государства.
Главной целью систематизации в настоящее
время провозглашается построение общенациональной
правовой информатизации России, обеспечивающую
доступность правовой информации для
каждого государственного органа, гражданина,
да и вообще - для любого заинтересованного
лица.
Естественно,
что такие задачи стояли перед русским
обществом и в древности. С незапамятных
времен проводились попытки кодифицировать,
упорядочить действующие документы.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере становления и совершенствования современной системы российского законодательства, а так же в ходе его исторического развития.
Предмет работы – нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, взгляды ученых относительно становления института российского законодательства.
Цель работы – комплексное правовое исследование института развития, совершенствования и становления российского законодательства.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
· раскрыть специфику становления российской системы законодательства;
· рассмотреть
различные виды структурирования российского
законодательства.
К началу XIX века в России накопился огромный нормативный материал, никак не систематизированный со времени издания Соборного уложения 1649 года, и находившийся в крайне запущенном состоянии, способствовавшем произволу чиновников и судебных властей. По словам юриста С.Ф.Березкина: «Это было время безотрадного состояния нашего законодательства. Многочисленные, беспрерывно нарастающие законы и указы, часто один другому противоречащие, рассеяны были или в рукописных архивных сборниках, или в сотнях книг, издаваемых без системы, даже без хронологического порядка и лишенных всякой полноты и достоверности, причем сборники нередко заменялись копиями, наполненными грубых ошибок».1[1]
Попытки кодификации законодательства предпринимались на протяжении XVIII и начала XIX века, но оказались неудачными. Между тем отсталость и запутанность законодательства противоречила интересам не только низших слоев общества, но и привилегированных сословий. Еще в правление Александра I, на коронационных медалях которого было написано «Закон – блаженство всех и каждого»2[2], в России усиливается интерес к законоведению, работам отечественных и западноевропейских юристов, осуществляются переводы произведений Бентама, Монескье, Беккариа и др., в печати появляются рецензии на юридические произведения, разделы правоведения в периодике; делаются попытки издавать юридические журналы (Журнал правоведения, Журнал дома практического правоведения, Журнал законодательства и др.)3[3] В обществе все больше распространяется идея правления, основанного на праве.
Когда же, на фоне восстания декабристов, занял трон Николай I, потребность в едином упорядоченном законодательстве стала для него еще более настоятельной. Единое законодательство призвано было способствовать правовому обоснованию деятельности Николая I, направленной на стабилизацию положения в стране. К тому же приведение законодательного материала в определенную систему должно было показать, что установление «законности» в России снимает вопрос о необходимости конституции.4[4]
Николай Павлович проявлял недюжинную компетентность в многоаспектных юридических проблемах – в течение четырех с лишним лет его и великого князя Михаила обучал естественному, публичному и народному (т.е.международному) праву занимался знаменитый "законоведец" М.А.Балугьянский. Едва заняв трон, Николай решительно занялся правовыми проблемами, прежде всего систематизацией российского законодательства. В 1833 году он вспоминал: "Первым занявшим меня делом было, естественно, правосудие. /.../ Вместо сочинения новых законов я велел собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже существуют, а самое дело, по его важности, взял в непосредственное мое руководство, закрыв прежнюю комиссию».5[5] Таким образом, именно Николаю I принадлежал выбор инкорпоративной формы систематизации, приведшей к созданию Полного Собрания и Свода законов Российской империи.
Важным шагом со стороны Николая I было привлечение к работе по систематизации Михаила Михайловича Сперанского (1772-1838). Выходец из духовенства, необычайно образованный и работоспособный, названный В.О.Ключевским «воплощенной системой», выдающийся государственный деятель и законовед был правой рукой императора Александра I на протяжении большой части его царствования, подготовив множество его нормативно-правовых документов. Среди многочисленных направлений его работы было деятельное участие в работе Комиссии составления законов, прежде занимавшейся кодификацией законодательства. В бытность свою генерал-губернатором Сибири он выстроил не только систему управления, но и весьма успешно систематизировал законодательство о Сибири – им были созданы «Учреждение о сибирских губерниях», девять уставов и положений по различным вопросам управления и статуса населения6[6], в том числе «Устав об инородцах», признававший автономное самоуправление и обычное право кочевых народов Сибири.
Тем не менее, обратиться к Сперанскому со стороны императора было вынужденной мерой. Сперанский имел либеральные взгляды, был автором четко выстроенных и смелых (но не реализованных) проектов преобразования системы управления, построенных на разделении властей и ограничении монархии конституцией. Хотя он и не участвовал в восстании декабристов, многие из них подтверждали, что в случае победы прочили Сперанскому место в своем правительстве. Вместо этого жестокой «проверкой» для законоведа оказалась необходимость участвовать в Верховном уголовном суде над декабристами; ему пришлось готовить грамотное юридическое обоснование назначенных им приговоров, при этом оправдывая отсутствие правильного судебного разбирательства.
13
июля 1826 года, когда следствие было
завершено, приговоры
Николай I отчетливо понимал, что ему не обойтись без гениального ума, обширнейших правовых познаний, юридической опытности Сперанского. По замечанию Г.Ф.Шершеневича, «к нему обратились не как к государственному человеку, чьи идеи, планы, направления могли бы послужить руководством для правительственного механизма, а как к рабочей силе, без помощи которой нельзя было произвести механизм в действие».8[8]
В
январе 1826 года царь поручил Сперанскому
составить подробный доклад о
предшествующей деятельности по систематизации
российского законодательства. Он подготовил
такой доклад; позже, в своем труде
«Обозрение исторических сведений о
Своде законов» Сперанский дает характеристику
работы всех учреждений, занимавшихся
приведением в порядок
Опыт
самого реформатора, приобретенный
им при работе в Комиссии составления
законов, которая была образована при
Министерстве юстиции в 1803 году, убедил
его в ошибочности такого подхода.
В те времена Сперанский, считая
российское законодательство далеким
от идеального, лично проделал огромную
работу по привлечению к делу составления
нового законодательства ведущих европейских
специалистов в области права. Он
организовал переписку с
В
целом Комиссия стремилась достичь
определенной сбалансированности между
феодально-крепостническим
Теперь,
представляя Николаю I план созданию
единого законодательства, Сперанский
подошел к делу более подготовленным.
Серьезное изучение правовых систем западноевропейских
государств, а главное, русского законодательства
в его историческом развитии позволили
Сперанскому разработать радикальный
по своей сути план систематизации законодательства.
В соответствии с планом он разделил все
работы отделения на три этапа: составление
сначала хронологического Полного Собрания,
затем систематического Свода законов
и, наконец, уложений на основе кодификационной
обработки законодательного материала.14[14]
Таким образом, что касается первоначального
этапа работы, взгляды императора и законоведа
совпадали: следует провести сначала сбор
и учет, а затем инкорпорацию всего существующего
российского законодательства. Эту позицию
выражает эпиграф из Бэкона, поставленный
Сперанским к «Обозрению исторических
сведений о Своде законов»: Structura nova veterum
legum (Строение новое – законы старые (лат.)15[15]
31
января Комиссия составления
законов была преобразована в
прославленное II Отделение Собственной
Его Императорского Величества
канцелярии, которое по правовому
положению действовало на