История кодификации Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:37, аттестационная работа

Описание работы

Создание единого правового пространства -важнейший элемент становления государства. Главной целью систематизации в настоящее время провозглашается построение общенациональной правовой информатизации России, обеспечивающую доступность правовой информации для каждого государственного органа, гражданина, да и вообще - для любого заинтересованного лица.

Содержание

Введение
Характеристика Свода законов Российской Империи
Предпосылки к составлению Свода
Создание Свода законов Российской Империи
Основные положения Свода законов Российской империи.
Влияние Свода законов на последующее законодательство и на развитие юридической науки.
Развитие Российского законодательства
Кодификация общесоюзного и Российского законодательства
Сущность кодификации общесоюзного законодательства
Кодификация Конституции СССР 1977Г.
Кодификация некоторых законов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История кодификации права.docx

— 111.42 Кб (Скачать)

     Второй  раздел Конституции «Государство и  личность» был призван законодательно закрепить официальную версию о том, что в СССР существовал демократический политический режим. Если исходить из текста Конституции, то гражданам СССР не только предоставлялись, но и гарантировались широкие демократические права и свободы. Причем по сравнению с Конституцией СССР 1936 года перечень прав и свобод граждан значительно расширился. Согласно ст.49 граждане СССР получили право вносить предложения в государственные и общественные органы об улучшении их деятельности, более того критиковать их за недостатки в работе. Граждане СССР получили право на выбор профессии (ст.40), право на жилище (ст.44) и т.д. Но нетрудно убедиться, что провозглашенные права и свободы на деле оставались юридической фикцией. По мере старения высшего руководства партией и страной на внешнем фоне равнинного спокойствия и благополучия фактически наблюдается ужесточение политического климата. Развертывается широкомасштабная компания против диссидентов (инакомыслящих) с привлечением их к уголовной ответственности (судебный процесс А. Синявского и Ю. Даниэля, выдворение за пределы СССР А. Солженицина). Началось новое переосмысление российской истории. Наблюдается реанимация сталинизма, его негативные стороны стали затушевываться. Поэтому политический режим остается тоталитарным.

     Как видно из третьего раздела Конституции, каких-либо существенных изменений  в государственном устройстве СССР не происходит, кроме того, что союзные  республики получили право совещательного голоса в обсуждении вопросов, отнесенных к компетенции союзных органов, а автономная республика в свою очередь могла участвовать в обсуждении вопросов, отнесенных к ведению союзной республики.

     В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. За каждой союзной  республикой Конституция закрепляла право выхода из состава СССР, а  также право законодательной  инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей  определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

5.3. Кодификация некоторых законов

Республиканские кодексы

     В 1970 г. были приняты земельные кодексы союзных республик.

     Также в 1970 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

Новые отрасли права

     Наряду  с кодификацией традиционных отраслей права проходила работа по формированию новых отраслей: в декабре 1970 г. утверждены Основы водного законодательства, в 1973 г. – Основы законодательства о народном образовании, в 1976 г. – Закон об охране и использовании памятников истории и культуры, в 1975 г. – Основы законодательства о недрах, в 1977 г. – Основы лесного законодательства, в 1980 г. – Основы законодательства об административных правонарушениях, Характерно, что кодификация новых отраслей права осуществлялась на союзном уровне.

     Характерно, что кодификация новых отраслей права осуществлялась на союзном  уровне.

 

  Проект Свода законов

     В сентябре 1976 г. ЦК КПСС, президиум Министров СССР приняли постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». В Свод должны были войти все законодательные акты и постановления правительства, имеющие общенормативный характер.

     В марте 1978 г. была одобрена схема Свода, включающая семь разделов законодательства: об общественном и государственном устройстве, о социальном развитии, культуре и социально-экономических правах граждан, о рациональном использовании и охране природных ресурсов, о народном хозяйстве, о международных отношениях внешних экономических связях, об обороне страны и охране государственных границ, о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

     В декабре 1977 года Президиум Верховного Совета СССР издал постановление  об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в  соответствие с Конституцией. Вслед  за этим принимаются законы о Верховном  Суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном  арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной  власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также  Основы жилищного законодательства. Во всех актах учитывались новые  положения Конституции.

     Параллельно проводилась инкорпорация законодательства: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или  утратившими силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам. До 1970 г. работу по инкорпорации проводила Юридическая комиссия при правительстве, затем – министерства юстиции республик.

     Для проведения кодификационных работ  на союзном и республиканском  уровнях в качестве подготовительного этапа составлялись систематические собрания действующего законодательства.

Правоохранительные  органы

     На  основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик.

     В заключение хотелось бы отметить важные черты кодификации советского законодательства.

     Во-первых, в конституции СССР 1977 г. закреплялись новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижение культуры, свободу творчества.

     Во-вторых, работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготовлен  в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение общественности, а на октябрь была назначена сессия Верховного Совета, призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. Был также принят Закон о порядке введения в действие Конституции. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В развитии права следует отметить уникальную систематизацию законодательства - создание Полного собрания законов  и Свода законов Российской Империи. В условиях кризиса феодализма абсолютная монархия стремилась удержать власть дворян усилением карательных звеньев государственного аппарата. С этой целью были созданы Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов.

     Кодификация русского права имела большое  значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права. Вместе с тем в  Своде содержалось много устаревших норм. В 1836 году была начата работа по созданию нового уголовного кодекса. В 1845 году было утверждено “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных”.

      Несмотря  на то, что Полное собрание законов  и Свод законов Российской Империии вобрали в себя немало устаревших норм, которые тормозили развитие капиталистического общества, эти собрания законов значительно подняли авторитет Российского государства в глазах более цивилизованной Европы и просуществовали, претерпев ряд изменений, до 1917 года. 

      Проследив за развитием и систематизацией  русского права с 17 века и до начала советской эпохи, видно, что право, как и все в нашей стране развивалось как бы «волнами» - то делая громадные «прыжки» вперед, то откатываясь назад. Плохо это  или хорошо - в любом случае, историю  не исправишь. В целом, к 1917 г. в России сложилась достаточно четкая правовая система, упорядоченная и достаточно близко приведенная к общемировым  стандартам того времени, хотя и имеющая  свои специфичные особенности, характерные  для нашей страны.

     Главная особенность кодификации (как способа  систематизации) состоит в том, что  здесь упорядочение нормативного материала  достигается в рамках особого, наиболее высокого вида правотворчества –  системного правотворчества.

     Предметом упорядочения при кодификации являются не нормативные акты, а непосредственно  юридические нормы.

     Реальным  выражением того, что кодификация  представляет собой наиболее высокий  вид правотворчества, являются формулируемые  в кодифицированных актах нормативные  обобщения высокого уровня – такие  общие нормы, которые позволяют  юридически объединить весь нормативный  материал. В кодифицированном акте закрепляются единые принципы, цементирующие  весь нормативный материал. Именно в кодифицированных актах происходит специализация права: выделение  общих, дефинитивных и иных специализированных норм, обособление охранительных  норм.

     Ключом  к пониманию функций и значения кодификации как высшего вида правотворчества является ее связь  с системой права. Надо полагать, что  энергия того или иного вида кодифицированного  акта в первую очередь зависит  от тех возможностей, которые выражают юридическое своеобразие данного  звена системы права, и, следовательно, возможности формулирования нормативных  обобщений высокого порядка.

     Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному  вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом. Кодификация  подразделяется на общую и специальную.

     В российском праве существовали и  существуют следующие основные виды кодификации:

     – принятие основ и основных начал законодательства.

     – принятие федеральных кодексов и уставов;

     – принятие кодексов Российской Федерации.

     Смена социально-экономической и политической систем в 1990 годах, образование нового Российского государства обусловили принятие различных кодексов таких как Гражданский кодекс (части первая, вторая и третья). С 1.01.2008 года вступает в силу и четвертая часть Гражданского кодекса. Также в начале 90-х были приняты Семейный, Водный, Лесной, Уголовный и т.д.

     С начала 2000 года были приняты кодексы: Кодекс об административных правонарушениях, Жилищный кодекс. Следовательно, можно  отметить, что кодификация российского  законодательства продолжается и в  настоящее время.

     Мы  не должны смотреть на историю государства  и права лишь глазами современного читателя – необходимо все время  иметь в виду, что и правовая реальность, и правовое мышление прошлого были совершенно иными, чем то, что  мы имеем теперь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

    1. История  государства и права СССР, “Юридическая  литература”; под редакцией Ю.П.Титова, 1988;

2. Юшков  С.В. История государства и  права СССР ч. 1, Москва, 1961;

3. Батыр К.И. История государства и права России. М.: ИНФРА-М, 1999;

4. Графский В.Г. История государства и права России. М.: Юристъ, 2000;

5. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – М.: Юристъ,   1999;

6. История государства и права России. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. – М.: ИНФРА-М, 1997;

7. История отечественного государства. / Под ред. проф. В.Г. Чеченина. – М.: ИНФРА-М, 2003;

8. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, - М.: Панорама, 1991;

9. Исаев И.А. «История государства и права России» - полный курс лекций ,- М.: Юрист, 1994;

10. Реферат студентки первого курса Московского Гуманитарного Института им. Е.Р. Дашковой  Гамезы И. По Истории Государства и Права России на тему: «Реформы М.М. Сперанского» (преподаватель Дорохов Н.И.);

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, №237, 25.12.1993;
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 №51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, №32, ст. 3301;
  3. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. – М.: «Юридическая литература», 2003;
  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА – ИНФРА М, 2001. – с. 569;
  5. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 2005. – №2. С. 22 – 27;
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000. – с. 472;
  7. Зивс С.Л. Источники права. – М.: Право, 2001;
  8. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. – М.: Инфра, 2002;
  9. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах). – М.: Юридическая литература, 2004.

Информация о работе История кодификации Российского права