Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:41, реферат
В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь. Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Это поляне, кривичи, древляне, уличи и тиверцы, вятичи, волыняне, дреговичи, северяне, радимичи, ильменские славяне (словене).
Общественно-племенное устройство восточных славян в догосударственный период. - стр. 1
Государственный строй Киевской Руси — стр. 2
Особенности государственной организации в русских княжествах (12-13вв).
Владимиро-Суздальское княжество — стр. 4
Галицко-волынское княжество — стр. 5
Новгородские земли — стр. 5
Политический и социальный строй Московского государства (14 - нач. 16вв).- стр.6
Социальный строй — стр.7
Московское государство в 16в: реформы и опричнина — стр.8
Московское государство в начале 17 века: организация государственной власти в период смуты — стр.9
Реформы государственного аппарата в 1 четверти 18 века — стр.13
Государственная власть в период дворцовых переворотов середины 18 века — стр.14
Реформы государственного управления во второй половине 18 века — стр. 16
Система государственной власти в 1 четверти 19 века — стр. 17
Вывод — стр.33
С 1802
– 1811гг была проведена министерская реформа.
Ее целью было сделать министерство высшим
органом исполнительной власти. Было создано
8 министерств: военное, морское, иностранных
дел, коммерции, юстиции, внутренних дел,
просвещения и финансов. Вскоре – министерство
императорского двора и уделов. Каждое
министерство получило единообразное
устройство. Во главе был министр и его
товарищ (заместитель). Министерство делилось
на департаменты во главе с директором
департамента. Департамент делился на
отделения во главе с начальником отдела.
Отделения делились на столы во главе
со столоначальником.
В основе
деятельности министерств лежал принцип
единоначалия и и строгое подчинение низшего
высшему. Министр назначался императором
и был ответственен только перед ним. Министерство
входило в состав сената. В январе 1810 года
был создан государственный совет. Он
стал связующим звеном между законодательной,
судебной, исполнительной властью и монархом.
Государственный
совет состоял из общего собрания 4 департаментов:
законов, военных, гражданских и духовных
дел, государственной экономии.
Укрепление
государственного аппарата во 2-ой четверти
19в.
Во
2-ой четверти 19 века с 25 – 55гг правит Николай
I. За время его правления возрастает роль
собственного Его Императорского Величества.
1. Канцелярия
делится на следующие
1-ое
отделение готовило бумаги для императора
и рассматривало почту на его имя, следило
за исполнением по ним распоряжений Императора.
Существовало с 1812г.
2-ое
отделение занималось кодификацией законов
(объединением законов). Существовало
с 1826г.
3-е
- высшая полиция. Она следила за политическим
настроем в обществе. Страна была поделена
на 8 округов во главе с жандармами. Существовало
с 1826г.
4-ое
– управляло учебными, воспитательными,
благотворительными учреждениями (Ведомство
Императрицы Марии). Существовало с 1826г.
5-ое
– Временное отделение – занималось реформированием
деревни. Существовало с 1835г.
6-ое
– Временное – управляло территорией
Закавказья. Существовало с 1843г.
Укрепление
сословий.
В 1832г
был издан указ об ограничении проникновения
с среду дворянства буржуазных элементов.
Для них была создана новая сословная
категория почетных граждан двух степеней:
потомственные
почетные граждане 1 степени (дети дворян,
дети церковнослужителей, получивших
образование, крупные предприниматели,
купцы 1 гильдии, ученые и художники)
личные
почетные граждане 2-ой степени (низшие
чиновники, лица, окончившие вузы, дети
церковников без образования).
Зарождающаяся
буржуазия или предприниматели были поставлены
в сословные рамки.
1845г
– указ, который ограничивал приобретение
дворянства через выслугу.
Реформы
60-70-х годов 19 века. Развитие системы
местного самоуправления.
1) Земская
реформа январь 1864 года
Земства
учереждались как волостные органы местного
самоуправления в уездах и губерниях.
Избирательная система земств строилась
по принципу имущественного ценза – по
куриям. Существовало три курии:
1.Земледельческая
(все землевладельцы уезда, владевшие
землей от 200 до 800 десятин или недвижимой
собственностью).
2.Городская
(входили собственники городских промышленностей
и торговых заведений с оборотом не ниже
6 000 рублей в год).
3.Сельские
крестьянские общества. Здесь выборы –
многоступенчатые. Общества выбирают
представителей на волостных сходах, а
они – выборщиков для участия в уездном
съезде.
Выбранные
в земства назывались гласные. Земские
органы делились на распорядительные
и исполнительные. Распорядительные органы
– собрания гласных, они заседали раз
в год.
Исполнительные
– земские управы, они состояли из председателя
и нескольких членов управления. Выборы
в земства проводились раз в три года.
В ведомство
земств входило местное хозяйство, распределение
государственных податей, назначение
местных сборов, устройство благотворительных
учреждений, здравоохранение и народное
образование.
Ограничения
в деятельности земств.
1.Не
было создано центрального органа земского
управления.
2.В
земствах запрещалось обсуждать вопросы,
не относящиеся к их компетенции. Ограничивалась
публичная деятельность земств: земские
журналы и доклады проходили через цензуру.
3.Не
дозволялось общаться между собой различным
корпорациям земских губерний.
2) Июль
1870 года – городская реформа.
В городах
создавались волостные органы общественного
управления, избираемые на основе имущественного
ценза. Избирателями становились купцы,
промышленники данного города, владельцы
недвижимости.
Избиратели
делились на три курии:
1.Крупные
налогоплательщики;
2. Средние;
3.Мелкие.
Все
курии избирали равное число гласных в
думу. Распорядительным органом стала
городская дума, а исполнительным – городская
управа под председательством городского
головы.
В компетенции:
1.Благоустройство
города
2.Развитие
торговли, промышленности, здравоохранения,
народного образования и установления
местных налогов.
Городской
голова совмещал правительство в думе
и управе. Но правительство имело право
не утверждать избираемых городских голов.
Срок
выборных полномочий – 4 года.
За
деятельностью дум и управ наблюдала губернская
по городским делам присутствия, во главе
с губернатором.
После
этой реформы города стали превращаться
из административных центров в центры
народно-хозяйственной деятельности.
3) Финансовые
реформы
Стали
публиковать государственный бюджет и
отчеты государственного контроля.
С 1862
года вводится единый распорядитель финансов
– министерство финансов.
Вводится
независимый ревизионный орган – государственный
контроль, а на местах контрольные палаты.
В 1860
году создан государственный банк, а банки
на местах как кредитные учреждения.
Отменены
откупа и введена свободная продажа алкоголя,
табака, сахара и соли, с обложением их
акцизным сбором.
Последствия
реформ.
К управлению
страной, хотя бы на местах была допущена
оставшаяся часть общества, а не только
дворяне. Не было создано органа управления
для привлечения общества к высшему руководству.
Организация
государственной власти в конце
19 – начале 20 веков. Государственная
Дума.
После
убийства Александра II первого марта 1881
года произошло некоторое ужесточение
режима в отношение органов городского
и земского управления.
В июне
1889 года был издан закон о земских
участковых начальниках, они заменили
мировых посредников.
Июнь 1890
года – вышло положение о
1-я
курия становилась только дворянской;
2-я
– повышался избирательный ценз;
3-я
(крестьянская) – лишалась самостоятельного
представительства, гласных от нее учреждал
губернатор.
Июнь 1892
года – новое городское положение.
Поднимается избирательный ценз
для участия в городских
В 1905
году в стране происходили массовые беспорядки.
На пике февраля 1905г был издан царский
магистрат, который вводил в стране законосовещательный
орган, каким стала Государственная Дума.
Права
Думы:
Она
была подотчетна государственному совету
(верхней палате);
Дума
имела право законодательной инициативы,
но Император оставлял за собой право
Вета;
Дума
решала вопрос о финансах.
Выборы в Думу проходили по 4 куриям и были основаны на имущественном цензе:
Крестьянская курия (волость, уезд, губерния, Дума);
Рабочая курия – 3 ступени (уезд, губерния, Дума); могли выбираться только те рабочие, которые были квартиросъемщиками;
Городская
курия (Губерния, Дума);
Земледельческая курия (губерния, Дума) – в основном дворяне.
Право быть избранным в Думу имели с 25 лет. Лишались избирательных прав женщины, студенты, военнослужащие, кочевники.
В состав
Думы входило 480 человек.
До 17г
существовало 4 Думы.
1. Дума
с 27 апр. – 9 июля 1906г. Председателем
стал Муромцев. Вопросы: аграрный, кадетский
проект 42-х и проект 104 (проект трудовиков,
крестьянская фракция).
Они предлагали:
создать
в стране государственный земельный
фонд;
не отчуждать
в фонд земли у образцовых имений
и помещичьих хозяйств;
за отчуждение
земли предлагалось платить.
Проект
104 (примерно тоже самое) предлагал собрать
всю землю и национализировать.
За отчуждение земли предлагал не
платить.
2. Гос
Дума – 20 февр – 3 июня 1907г.
Председатель
Думы – Головин. Активно проводилась тактика
блоков. Левый блок – трудовики, социал-демократы,
социал-революционеры, народные социалисты).
Правый
блок – кадеты и октябристы.
Дума
занималась вопросами:
аграрный
(трудовики и кадеты повторили
свои проекты от 1-ой Думы)
о помощи
голодающим;
о помощи
безработным;
о преследовании
профсоюзов.
В начале
июня 55 депутатов социал-демократов
были привлечены к суду по обвинению
в подготовке военного заговора. 3 июня
вышел манифест о роспуске Думы и
об изменении системы выборов в нее.
Власть, которая потом установилась, называлась
3-е-июньской.
Для нее
характерно:
1. Гос.
Дума сохранилась и имела
2. Министры
отчитывались перед Думой.
3. Сохранилось
урезание свободы слова.
4. Существовала
оппозиционная пресса.
5. Ликвидирован
выкуп земель.
6. Введена
социальные гарантии для
Эта власть
просуществовала до отречения Императора
от престола. Но страна продолжала оставаться
Абсолютной Монархией. Император обладал
законодательной властью (статья 27 - …
любой закон).
3 Гос.
Дума (в условиях 3-е-июньской монархии)
1 нояб
1907 – 9 июня 1912гг.
Выборы
в нее проходили по новой избирательной
системе:
курия
землевладельцев получила 50% мест;
городская
курия была разделена на две части на
основе имущественного ценза. Крупные
налогоплатильщики получили в 1,5 раза
больше выборных мест, чем мелкие;
от рабочей
курии выдвигались депутаты от 6
губерний;
сократилось
представительство от национальных
окраин.
Большинство
голосов получили октябристы, и многое
зависило от них.