Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:06, курсовая работа
Цель работы. Целью данной работы является рассмотрение содержания реформ и структуры государственного управления в России во второй половине XVIII века.
В системе государственного управления в России второй половины XVIII в. можно выделить два неравнозначных по времени и по принципам его переустройства периода: время царствования Екатерины II и годы правления Павла I.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......…………… 3
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА………………………………………………….
1.1 Реформирование системы управления Екатерины II…………………..
1.2 Управление в период правления Павла I……………………………….
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ………………..
2.1 Система управления при Екатерине II………………………………….
2.2 Управление в конце XVIII века…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы ……………………………………………………………..
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 080504.65«Государственное и муниципальное управление»
Кафедра
истории и культуры
по
дисциплине «История
государственного управления»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ
ЕКАТЕРИНЫ II И ПАВЛА
I
Студент
группа
122
Научный
руководитель
к.э.н.,
профессор
______________________________
Хабаровск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………... |
3 |
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА…………………………………………………. | |
1.1 Реформирование системы управления Екатерины II………………….. | |
1.2 Управление в период правления Павла I………………………………. | |
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ……………….. | |
|
|
2.2 Управление в конце XVIII века………………………………………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
|
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы …………………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. История России, ее государства - это исторический опыт народа, его социальная память. Опыт государственного управления в России самобытен, ибо государство Российское — это больше чем государство. Это территория, охватывающая два континента, это более 100 национальностей с множеством разных конфессий, разным образом жизни, уровнем экономики и культуры. Что удерживало народы вместе несколько столетий? Изучение специфики такого управленческого опыта представляет особый интерес; в начале XXI столетия остро осознана необходимость его всестороннего обобщения.
Особенности истории государственности России - в последовательной смене реформ и контрреформ. Причина такой последовательной смены в том, что с восшествием на престол каждого нового самодержца привносило в структуру управления государством новые черты.
Анализ изученных источников и литературы. Проблемы государственной системы управления в период правления Екатерины II и Павла I нашли свое отражение в работах А.С. Орлова, И.А. Исаева, В.А. Сущенко, В.Г. Игнатова и других авторов.
Цель работы. Целью данной работы является рассмотрение содержания реформ и структуры государственного управления в России во второй половине XVIII века.
В системе государственного управления в России второй половины XVIII в. можно выделить два неравнозначных по времени и по принципам его переустройства периода: время царствования Екатерины II и годы правления Павла I.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи: изучение системы государственного управления и её изменений в периоды правления этих самодержцев, а так же составления таблиц и схем, соответствующих теме.
Объектом исследования является государственное управление России второй половины XVIII века.
Предметом исследования – содержание реформ, структура центрального и местного управления в период царствования Екатерины II и Павла I.
Хронологические
рамки исследования: период
1762 – 1801 гг.
28 июня 1762 г. на русский престол в результате дворцового переворота взошла Екатерина II, правившая 34 года. Это была хорошо образованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная женщина. Всю жизнь ее сжигало властолюбие, и, достигнув власти, она любыми средствами старалась удержать ее.
«Ничто ей не может быть досаднее, - писал о страсти императрицы к власти представитель родовой дворянской аристократии князь М.М.Щербатов, - как то, когда, докладывая ей по каким-то делам, в сопротивление воли ея законы поставляют и тотчас ответ от нее вылетает: разве я не могу, не взирая на законы, сего учинить».1
Вступив на престол, Екатерина II неоднократно объявляла себя преемницей Петра I. И то, что ее царствование будет самодержавным, она продемонстрировала сразу же. Перед ней стояла задача проведения реформы центральных государственных органов.
По мнению большинства специалистов, эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений. Необходимость реформы была обусловлена многочисленными злоупотреблениями местной администрации и широко распространившимся недовольством населения существующей системой управления.
В 1766 г. издается манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд. Дворяне высылали от каждого уезда по депутату, городские обыватели по одному от города, прочие сословия и звания по одному от своей провинции. Выборы депутатов и вручение им наказов происходили под руководством выборного предводителя для дворянских обществ и выборного головы для городских.
В большинстве наказов была высказана мысль о необходимости образования местного самоуправления с участием общественных сил и об ограничении полномочий государственных чиновников. В результате были разработаны законодательные акты, определившие и закрепившие отдельные принципы местного самоуправления на территории Российской Империи. Наиболее важные реформы нашли свое отражение в «Учреждении для управления губерний Всероссийской Империи», изданном в ноябре 1775 г.
Во введении к этому документу указывались недостатки, вызвавшие необходимость реформы: обширность губерний, недостаточное количество органов управления, смешение в них различных дел
Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.2
В основу деления был положен чисто количественный критерий численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ, на территории уезда - около тридцати тысяч душ.
Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.
Одна или несколько губерний получали статус генерал-губернаторства и подчинялись назначенному Сенатом наместнику - генерал-губернатору, деятельность которого контролировалась непосредственно императрицей.
Генерал-губернатор обладал широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом на вверенной ему территории.
Управление отдельной губернией было возложено на назначаемого Сенатом губернатора, который возглавлял губернское правление - главный административный орган. Кроме губернатора в него входили два губернских советника и губернский прокурор. Правление занималось различными административными вопросами, контролировало управление губернией, а также совместно с вице-губернатором ведало всеми полицейскими учреждениями губернии и уезда.
Вице-губернатор (или поручик правителя, т.е. губернатора) назначался Сенатом, в случае необходимости мог заменять губернатора, а также был председателем казенной палаты - высшего финансового органа губернии, распоряжавшегося государственным имуществом.
Она ведала сбором налогов, казенными подрядами и постройками, губернским и уездным казначействами, экономическими крестьянами бывших церковных имений.
Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений в каждом губернском городе был создан новый орган - приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. В отличие от губернского правления и казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.
Уездным исполнительным органом был нижний земский суд, возглавляемый капитаном-исправником (как правило, из отставных офицеров). Он считался начальником уезда, ведал уездной администрацией и полицией, наблюдал за торговлей, проводил предварительное следствие по судебным делам. Его выбирали дворяне сроком на три года на уездном собрании, в помощь ему также из дворян выбирались два заседателя.
Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом.
С 1775 г. в губерниях было введено сословное судопроизводство. Губернской судебной инстанцией для дворян был верховный земский суд, для городского населения - губернский магистрат, для лично свободных крестьян - верхняя расправа. Эти судебные органы состояли из заседателей — выборных от соответствующего сословия, возглавляли их специально назначенные чиновники. При каждом верхнем земском суде была учреждена дворянская опека, занимавшаяся делами вдов и малолетних сирот дворян. Кроме того, в губернских городах были учреждены особые совестные суды для разбора уголовных дел, связанных с невменяемостью преступника, и гражданских дел, решавшихся путем мировой сделки.
В качестве высших судебных инстанций по всем делам, решенным в губернских сословных судах, были учреждены палата гражданского суда и палата уголовного суда. В случае каких-либо жалоб им принадлежало право принятия окончательного решения.
В каждом уезде для дворян существовал уездный суд, подчинявшийся верховному земскому суду, для городского населения - городской магистрат, находящийся в ведении губернского магистрата.
В уездах, где проживало свыше 10 тыс. лично свободных крестьян, существовала нижняя расправа, подчинявшаяся верхней расправе.
В уездные судебные учреждения судьи и заседатели избирались из представителей сословия, делами которого ведали, правительство назначало только председателя нижней расправы. При каждом городском магистрате был учрежден сиротский суд, занимавшийся делами вдов и малолетних сирот горожан.
Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники - уголовные и гражданские стряпчие.
Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.3
Информация о работе История государственного управления в период правления Екатерина 2 и Павла 1