История государственного и муниципального управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы работы заключается в том, что советский государственный аппарат возник в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата.

Содержание

Введение 2
1. Система государственного управления РСФСР по Конституции 1918г 3
2. Формирование советского государственного аппарата 5
2.1 Слом временного буржуазного государственного аппарата 5
2.2 Создание советского государственного аппарата 7
3. Объяснить термины 9
4. Заключение 11
5. Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

контрольная по истории управления.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки российской Федерации

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный  технический университет»

в г. Таштаголе

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «История государственного и муниципального управления в России»

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Выполнил:

                                                                                                  Студент заочного факультета

                                                                                                  3 курса, группы МУз-85

                                                                                                 вариант  № 9

                                                                                                  Проверила:

                                                                                                  Сухинская Елена Анатольевна

 

Таштагол 2010 

 

 Тема: №9 «Государственное управление в России в 1917-1922гг.»

     План:

      Введение                                                                                                      2

 

  1. Система государственного управления РСФСР по

     Конституции 1918г.                                                                               3

 

     2. Формирование советского государственного аппарата.                      5

 

      2.1 Слом временного буржуазного государственного аппарата       5

 

      2.2 Создание советского государственного аппарата                       7

 

3. Объяснить термины.                                                                                9

 

4. Заключение.                                                                                              11

 

5. Список литературы.                                                                                 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Государственный аппарат - это система органов, практически  осуществляющих государственную власть и функции государства.

Под государственным  аппаратом часто понимается совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу управления государством. В деятельности государственного аппарата, его структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая сущность данного государства, его историческая роль.

Актуальность темы работы заключается в том, что советский  государственный аппарат возник в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата.

Главное место в его  деятельности занимали задачи созидательные, организационно-творческие: строительство новой, социалистической экономики, достижение наивысшей производительности общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.1

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система государственного управления РСФСР по Конституции 1918г.

 

 

 

 

 

           Рисунок  1.  Схема государственного управления РСФСР по конституции 1918г.

 

 

 Всероссийский съезд Советов - в 1917—1937 гг. высший орган государственной власти России. Съезд и избиравшийся им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) осуществляли общее руководство строительством республики.

 Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) (1917—1938 гг., Петроград, Москва). Избран на II Всероссийском съезде Советов 25/Х (7/XI) 1917 г. ВЦИК руководил всей политикой и народным хозяйством, устанавливал границы автономных республик, утверждал их конституции, разрешал споры между республиками, ведал административным разделением территории РСФСР. В ведении ВЦИКа находилось планирование всего народного хозяйства, утверждение бюджета РСФСР, установление общегосударственных и местных налогов и сборов, заключение внешних и внутренних займов, контроль над доходами, утверждение кодексов законов. В качестве законодательного органа ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и законодательных предположений, вносимых ведомствами, и издавал свои декреты и распоряжении. Право законодательной Инициативы за ВЦИКом закрепила Конституция РСФСР 1918 г. Распорядительная функция ВЦИКа заключалась в том, что он образовывал правительство РСФСР и наркоматы, давал общее направление деятельности правительства, наблюдал за проведением в жизнь основных конституционных начал, контролировал работу наркоматов и ведомств, местных Советов. ВЦИК — представительный орган трудящихся — избирался на Всероссийском съезде Советов. Члены ВЦИКа были обязаны не только участвовать в заседаниях, но и работать в определенном советском учреждении. Они пользовались правом законодательной инициативы, свободного входа в советские учреждения, неприкосновенности. Полномочия

К исключительному ведению  Съезда относилось:

  • установление, дополнение и изменение основных начал Конституции РСФСР, утверждение самой Конституции РСФСР
  • Утверждение конституционных поправок ВЦИКа
  • утверждение конституций автономных советских социалистических республик.

По остальным вопросам Съезд и ВЦИК обладали одинаковыми полномочиями.

Для текущей практической и организационной работы ВЦИКа  и подготовки материалов к его заседаниям создавались рабочие органы ВЦИКа - отделы, секретариаты и управления. Руководил ими и контролировал их деятельность Президиум ВЦИКа.

Президиум ВЦИКа был образован на заседании ВЦИКа 2/XI 1917 г. как постоянно действующий оперативный орган власти. С переходом ВЦИКа на сессионный порядок работы Президиум практически стал органом верховной власти в республике в период между сессиями ВЦИКа. Конституционное положение о Президиуме ВЦИКа было закреплено 9/ 1919 г. декретом VII съезда Советов «О советском строительстве», согласно которому Президиум руководил заседаниями ВЦИКа, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума (сессии) ВЦИКа, наблюдал за выполнением постановлении ВЦИКа. 29/XII 1920 г. декретом VIII съезда Советов «О советском строительстве» Президиуму ВЦИКа было предоставлено дополнительное право отменять постановления СНК РСФС, издавать постановления от имени ВЦИКа и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

По Конституции РСФСР 1925 г. Президиум ВЦИКа являлся  высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями ВЦИКа. Он избирался ВЦИКом очередного созыва. ВЦИК объявлялся высшим законодательным органом, распорядительным и контролирующим органом. Он формировал общее направление деятельности правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства.

Все решения правительства  в обязательном порядке докладывались  во ВЦИК, который мог отменить или  приостановить любое из них. Законодательную власть осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров.

 Совет народных комиссаров мог издавать распоряжения и декреты в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались Всероссийским центральным исполнительным комитетом.

Важнейшей и, пожалуй, главной  задачей возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей компетенции в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации их компетенции.

Реальная проблема становления  советского государства состояла в  том, что Советы возникли стихийно, без четко очерченных функций  и полномочий, на заводах и в деревнях. Действия Советов были независимы, никем не регулировались, и с точки зрения нормального государственного управления часто были разрушительны.2

Всего было образовано 18 народных комиссариатов. Единоличные  решения народных комиссаров могли обжаловаться коллегией, образованной при народном комиссариате в Совет народных комиссаров или президиум ВЦИК.

Органами власти на местах являлись областные, уездные, волостные  и губернские съезды Советов, формировавшие  свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

 

2. Формирование советского государственного аппарата.

 

2.1. Слом временного буржуазного государственного аппарата

 

Основная работа по строительству  социалистического аппарата государственного управления началась незамедлительно после победы вооруженного восстания в Петрограде, Москве и других крупных промышленных центрах.

Огромное значение в этом строительстве  имела деятельность Военно-революционного комитета Петроградского Совета (ВРК). Еще в период подготовки октябрьского вооруженного восстания ВРК принимал энергичные меры против попыток вывода войск из столицы, боролся за укрепление революционной дисциплины среди рабочих и солдат, развивая активную деятельность по подготовке и проведению II Всероссийского съезда Советов.

После свержения Временного правительства  деятельность Петроградского ВРК получила иное направление. ВРК был высшим органом власти в стране.

Компетенция ВРК не была очерчена каким-либо нормативным актом и на протяжении его истории менялась. Весьма часто ВРК сам определял свою компетенцию. Он занимался многими проблемами: формированием органов советского государственного аппарата (отделов ВЦИК, аппарата наркоматов и т.д.), снабжение Петрограда и армии продовольствием, борьба со спекуляцией, пьяными погромами, хулиганством, осуществлял охрану общественного порядка и т.д. ВРК пресекал вооруженные выступления контрреволюции, раскрывал и ликвидировал многочисленные заговоры против власти, боролся с контрреволюционной печатью, саботажем чиновников и т. д.

Это был, по существу, единственный налаженный аппарат (вместе с Советами), через  который новая власть осуществляла всю государственную деятельность. По своей компетенции это был всеобъемлющий чрезвычайный орган Советского государства.

В дальнейшем, по мере упрочения центральных  органов отраслевого управления, Петроградский ВРК постепенно передавал  им часть своих полномочий, все более сосредоточивая свои усилия на борьбе с контрреволюцией. В этой роли он просуществовал до начала декабря 1917 г., т. е. до образования Всероссийской Чрезвычайной Комиссии.

Военно-революционные  комитеты явились теми органами пролетарской революции, которые обеспечивали создание соответствующих условий для перехода власти в руки Советов, чем содействовали упрочению нового государственного аппарата.3

 Захват пролетариатом  власти и использование ее  в качестве рычага для построения  новой системы хозяйства определили  принципиально иную роль государства  в преобразовании экономики общества. Советское государство осуществляет всеохватывающее руководство народным хозяйством, делая это посредством гибкого и разветвленного аппарата хозяйственного управления. В этой области Советское государство действовало в двух главных направлениях. С одной стороны, оно осуществляло строительство новых органов хозяйствен-ного управления, с другой - применяло необходимые меры с целью сосредоточения в своих руках командных высот путем экспроприации частнокапиталистического хозяйства.

В хозяйственной области вопрос о сломе старого аппарата управления решался несколько иначе, чем в политической. Социалистическая революция не ставила целью полностью отвергнуть все без исключения элементы старой надстройки. Революция предполагает преемственность некоторых учреждений старой надстройки, могущих быть использованными в интересах трудящихся. Сюда относится, например, учетно-контрольный аппарат буржуазного государства. В. И. Ленин подчеркивал важность дифференцированного подхода к вопросу о судьбе различных частей буржуазного государственного аппарата.

Решительно выступая за слом военно-бюрократического, судейского, чиновничьего аппарата, В. И. Ленин вместе с тем предупреждал о нецелесообразности слома, например, хозяйственного аппарата буржуазии. Он указывал, что этот аппарат надо приспособить к нуждам пролетариата, т. е. вырвать из подчинения капиталистам, отсечь от него капиталистов с их нитями влияния, подчинить пролетарским Советам, сделать более широким, более всеобъемлющим, более всенародным.4 К февралю 1918 г. процесс первоначального укрепления Советов был в основном закончен, что позволило в законодательном порядке оформить переход к ликвидации старых буржуазных органов управления на местах. Отдел местного управления НКВД разослал на места директиву о роспуске земских и городских самоуправлений, созданных до революции.

 

2.2 Создание советского государственного аппарата

 

Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти.

26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский  съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство, председателем которого был избран В. И. Ленин. Этот декрет определил основы правового положения Советского правительства. Практическая же деятельность Совета Народных Комиссаров (СНК) свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов - актов законодательного характера.

Информация о работе История государственного и муниципального управления в России