История государственного управления сферой образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

История становления органов управления образованием.
Законодательные и организационные основы управления сферой образования РФ.
Правовые аспекты управления сферой образования в РФ.
Организационные аспекты управления сферой образования в РФ.
Государственное управление в сфере образования.
Органы управления в сфере образования.
Государственно-общественная система управления образованием.

Работа содержит 1 файл

История государственного управления сферой образования в России.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

" История государственного  управления сферой образования  в России"

  1. История становления органов управления образованием.
  2. Законодательные и организационные основы управления сферой образования РФ.
    1. Правовые аспекты управления сферой образования в РФ
    2. Организационные аспекты управления сферой образования в РФ

3. Государственное управление  в сфере образования.

3.1. Органы управления  в сфере образования

4. Государственно-общественная  система управления образованием

 

Одна из отличительных  особенностей современной системы образова- ния – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, различных типов образовательных учреждений. При этом человек является не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно совершающим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, форм отношений.

 

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе РФ «Об образовании», принятом в 1992–1996 гг.

 

В соответствии с законом, сфера образования в РФ провозглашается  приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической  и международной сферах связываются  с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение ее материальных, финансовых проблем.

 

Организационной основой  государственной политики в области  образования является Федеральная  программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти – Федеральным собранием РФ на определенный срок. Федеральная программа – это организационно-управлен-ческий проект, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования.

 

Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический (освещение состояний и тенденций  развития образования); концептуальный (изложение основных целей, задач, этапов программной деятельности) и организационный (определение основных мероприятий и критерии их эффективности).

 

Государственный характер управления системой образования закреплен  следующей совокупностью принципов  государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»:

 

• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития, воспитание гражданственности;

 

• единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и традиций в условиях многонационального государства;

 

• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;

 

• светский характер образования государственных, муниципальных ОУ;

 

• свобода и плюрализм в образовании;

 

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность ОУ.

 

Государственный характер управления образованием проявляется в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан на образование независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии и убеждений.

 

Для последовательного  проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные).

 

Органы управления на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных  образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Государственные органы управления образованием – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах  в границах своей компетенции решают вопросы разработки и реализации целевых федеральных и международных программ; разработки государственных образовательных стандартов (ГОС) и установления эквивалентности документов об образовании; государственной аккредитации ОУ; расширения границ общественной аккредитации; аттестации педагогических кадров; определения перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка, а также осуществляют контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.

 

Для современного состояния  системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при котором федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы занимаются решением конкретных финансовых, кадровых, организационных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История становления  органов управления образованием.

Из истории  министерства образования 

Министерства в России ведут свое начало от судебно-административных учреждений - "приказов". Приказы  возникли еще в XV веке в московском государстве. Были приказы, чья власть распространялась на всю страну (Поместный, Посольский, Пушкарский). А были такие, которые управляли сравнительно небольшой территорией или отраслью (не правда ли, напрашиваются некоторые аналогии?). К концу XVII в. приказов насчитывалось 44, но ни один из них еще не отвечал за просвещение нации. При Петре I приказы заменены "коллегиями", заимствованными у Дании и Швеции, со своей иерархией должностных лиц. К этому времени относится появление знаменитого документа - Табели о рангах 1722 г., приведшей в систему все чины империи на всех трех поприщах государственной службы: сухопутной, военно-морской и гражданской. К концу царствования монарха коллегий учреждено 12. И опять об управлении просвещением говорить еще слишком рано, поскольку системы образования в России пока не было. Правда, в 1722 г. Петром учреждена Герольдмейстерская контора, которой вменялось создание учебного заведения ("пока академии исправятся") для детей "знатных и средних дворянских фамилий" для обучения гражданским специальностям. Но эта обязанность так и осталась на бумаге. Далее петровские коллегии были заменены единоличными министерствами, впервые появившимися в 1797 г. И, наконец, официальное учреждение министерства получили в 1802 г. В 1811 г. они были реорганизованы.

Министерство  народного просвещения Российской империи

Впервые как орган  управления образованием учреждено манифестом императора Александра I от 8 сентября 1802 года, и представляло из себя сочетание единоначалия с коллегиальностью. Первым министром народного просвещения Российской империи стал граф Петр Васильевич Завадовский. В ведение министерства входили Императорская академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, издание периодических сочинений, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний.

В 1811 г. принято "Общее учреждение министерства", определившее систему отношений его структурных частей между собой и с другими государственными учреждениями. Во главе Министерства стоял министр, который имел заместителя (товарища министра). При министре действовали Совет и Канцелярия. Совет представлял собой совещательный орган из начальников подразделений. Канцелярия Министра служила для связи со всеми подразделениями. В состав министерства входило несколько департаментов (исполнительный аппарат), которые делились на отделения, а те в свою очередь - на столы. Каждый департамент возглавлялся директором. Аппарат министерства был небольшим. Функции коллегии при министре выполняло Главное управление училищ. Состав управления определялся государем; это были чиновники и попечители учебных округов. Управление решало все вопросы административного, хозяйственного, учебного и научного характера. Основные принципы организации Министерства просуществовали до 1917 года. 

В январе 1803 г. были утверждены "Правила народного просвещения". В их основе лежала идея общеобразовательной школы. Учебные заведения делились на 4 разряда: приходские училища, уездные, губернские гимназии и университеты. На территории России устанавливались 6 учебных округов, в каждом из которых было несколько губерний под попечительством одного из членов "высшего правления". Каждая из низших ступеней служила подготовительной к следующей до университета включительно. К этому времени уже существовали 3 университета: Московский, Дерптский (Тарту) и Виленский (Вильнюс). Были готовы С-Петербургский, Казанский и Харьковский. 1804 г. был ознаменован выходом "Устава учебных заведений, подведомых университетам". По Указу 5 ноября 1804г. в каждом губернском городе надо было иметь хотя бы одну гимназию, а в уездном - уездное училище и при нем приходские училища. В стране создается весьма стройная система народного образования, состоящая из 4-х ступеней.

Министерство  Духовных дел и Народного просвещения

Создано осенью 1817 г. и  состояло из двух департаментов, соответственно по духовным делам и по просвещению. Весь аппарат Министерства народного просвещения целиком вошел во вновь созданное учреждение. В 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения. Весь этот период пришелся на правление князя А. Н. Голицына.

Государственный Комитет по народному образованию

Учрежден в мае 1917 года как совещательный орган при Министерстве народного просвещения (пост министра в то время занимал А. А. Мануйлов) и просуществовал 5 месяцев. В состав Комитета вошли представители всероссийских советов: рабочих и солдатских депутатов, крестьянских депутатов, а также Исполнительного комитета Государственной думы, профсоюзов, студенческих организаций, учительского союза и все товарищи Министра народного образования. Комитет не только мог иметь свое особое мнение по законопроектам, представляемым Министерством во Временное правительство, но и разрабатывать самостоятельные тексты законов. 

В период деятельности Комитета Россия неоднократно переживала политические потрясения. Председателем Комитета по Уставу состоял Министр народного  образования. Полностью поглощенный  в то время занятиями во Временном правительстве. При А. А. Мануйлове работа Комитета и Министерства не стала совместной в полном смысле этого слова. Более того, между двумя ведомствами возник конфликт, совпавший по времени с кризисом всего кабинета министров. Министр Мануйлов и его товарищи были выведены из состава Временного правительства. Два последующих министра, хотя и были ближе к Комитету, столь недолго находились на своем посту, что войти в плодотворное сотрудничество не успели. С первых дней создания Комитет начал активнейшую работу по подготовке реформирования российского образования, имея целью начать новый учебный год, коренным образом изменив отживший школьный строй. За такой краткий период деятельности Комитетом было разработано свыше 40 отдельных законопроектов. Но лишь один из них обрел силу закона: о передаче начальных училищ органам местного самоуправления. Переворот 25 октября прервал работу Комитета именно в тот момент, когда она вошла в нормальную колею.

Народный комиссариат  просвещения (Наркомпрос)

Учрежден на II Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в дни октябрьского переворота. Первым Наркомом просвещения России стал А. В. Луначарский. Первые несколько месяцев сотрудники этого ведомства работали в комнатах 1 этажа Зимнего дворца, а с 1918 г. обосновались в Москве. С самого начала своей деятельности Наркомпрос провозгласил утопический проект немедленного создания всесторонне развитой гармонической личности. Совершенно очевидно, что при всех усилиях ни средств, ни сил измученной России на культурный подъем населения первой в мире Социалистической Республики не хватало. И тем не менее, большинство основных задач в сфере просвещения широких масс населения и коренной перестройки всей системы образования было выполнено. Чего стоят сообщенные Сталиным в 1934 г. на Съезде партии цифры: процент грамотности в стране всего за 3 года (1930-1933) возрос с 67% до 90%, а количество учащихся школ за 7 лет удвоилось, на всей территории страны введено всеобщее обязательное начальное образование.  
 
Управление Наркомпросом возлагалось на Коллегию в составе Наркома, его заместителя и 5 членов. Уже в 1918 г. стала оформляться иерархическая региональная структура управления образованием страны. В каждой области, губернии, уезде и волости созданы Отделы (ОНО) и Советы народного образования. При этом столичные города приравнивались к губерниям. ОНО ведали дошкольным, школьным и внешкольным образованием на местах, за исключением высшего. Советы же играли роль контрольно-совещательных органов при ОНО. В декабре 1917 г. дело воспитания и образования из духовного ведомства было передано в ведение Наркомпроса, а в январе 1918 г. последовал Декрет СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Преподавание религиозных вероучений во всех типах учебных заведений было запрещено. Хотя частным образом получать такие знания не возбранялось.

Информация о работе История государственного управления сферой образования в России