Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:42, реферат
Представители общественности, политические круги, часть интеллигенции до сих пор дебатируют по проблеме белорусской государственности. Коротко ее суть сводится к выяснению следующих вопросов: 1) в каких исторических формах существовала белорусская государственность? 2) соответствуют ли формы исторической государственности определению «национальная»?
1. Введение
2. Первые государственные образования и истоки государственности в IV-XII вв
3. Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геополитических процессах XIII-XXI вв
4. Заключение
11. Источники
Итак, ВКЛ — это вторая историческая форма государственности, сложившаяся на территории Беларуси. Она в равной степени была присуща всем народам, входившим в состав данного полиэтничного государства. Это означает, что Беларусь наряду с Украиной и Литвой является исторической преемницей государственности ВКЛ. Но это означает и другое: ВКЛ не является исключительной формой национальной государственности белорусского народа. Сказанное не относится к национально-культурному наследию периода ВКЛ (в том числе и в части осмысления идеологии белорусской государственности), на которое наши соседи и не претендуют.
Данное
утверждение справедливо и для
государственности периода Речи
Посполитой, которая также не была
для нашего народа «национальной».
Под влиянием идей Просвещения формировалось
мировоззрение профессоров Главной школы
ВКЛ в Вильно И. Стройновского и К. Богуславского.
Эти отечественные мыслители обосновывали
идею прямой зависимости народного счастья
и процветания от разумного общественного
устройства и уровня образованности. Сторонники
просветительских идей выступали инициаторами
реформ. Так, Павел Бжостовский в своем
имении Нерач Виленского уезда освободил
крестьян от крепостной зависимости. В
открытом в 1803 г. Виленском университете
велись исследования по проблемам институтов
государственной власти. Студенты университета
изучали исторические формы государственности,
историю ВКЛ, осознавая, что без национальной
государственности у беларусов не будет
будущего. Деятельность просветительских
обществ, сложившихся на базе университета,
была попыткой разработать концепцию
национальной государственности в новых
политических условиях.
Формирование общенационального движения. Возникновение национальной государственности связано с формированием наций, ставших порождение Нового и Новейшего времени. Они формировались вместе с развитием капиталистических отношений. Процесс консолидации белорусов в отдельную нацию был объективным и закономерным явлением. Однако, по ряду естественно-исторических причин, белорусы включились в этот процесс несколько позднее других народов.
Белорусская нация начала складываться в ХIХ в. в период развития индустриальной цивилизации. Одновременно с ее формированием шел процесс становления нового литературного белорусского языка. Он содействовал процессу консолидации нации, способствовал формированию национального сознания, оказывал решающее влияние на развитие национальной культуры. Национальное движение вызревало и развивалось эволюционным путем в условиях борьбы с самодержавием.
После поражения восстания 1830—1831гг. начался революционно-демократический этап развития общественно-политических идей в Беларуси. Передовые белорусские мыслители поняли, что без участия в национальном движении широких народных масс, прежде всего крестьянства, рассчитывать на успех в борьбе с царизмом невозможно. Одним из первых эту мысль высказал Михаил Волович. Он выступал за отмену крепостного гнета, за право каждого народа на самостоятельное развитие, подошел к пониманию того, что в освободительной борьбе основной силой должны быть народные массы. Одним из борцов за идею возрождения национальной государственности был и Наполеон Орда. Он стремился к воссозданию независимости Речи Посполитой, принял участие в восстании 1830—1831 гг.
После отмены крепостного права в ходе углубления специализации и ускоренного развития экономики укреплялись хозяйственные связи между разными частями края, складывался региональный рынок. Это укрепляло экономическую и культурную консолидацию белорусского этноса. И хотя изменения в общественно-политической жизни края были незначительны, они положили начало новому этапу развития белорусского общества. Идеи национального освобождения и государственности белорусского народа выдвигались белорусскими революционными демократами, которые ставили задачу возрождения белорусской государственности.
Наиболее последовательным борцом за воплощение идеи национальной государственности был Константин Калиновский. Убежденный, что успех восстания будет зависеть от участия в нем крестьянских масс, он вел активную революционную агитацию, организовал выпуск первой белорусской демократической газеты «Мужицкая правда». С именем Калиновского связано основание и издание на польском языке газеты «Знамя свободы», адресованной польскому населению Беларуси и Литвы. Защищая социальные и национальные интересы белорусского и литовского народов, Литовский провинциальный комитет во главе с Калиновским развернул борьбу за демократизацию восстания, добивался радикального изменения его программы. Калиновский первым поставил на повестку дня национальный вопрос [10, с. 233—242]. В решении национального вопроса он был последователем А. И. Герцена, который связывал национальное освобождение с социальным, пропагандировал идею уничтожения помещичьего землевладения и самодержавия. Выдвигая тезис независимости Польши, Герцен требовал от шляхетских революционеров отказаться от претензий на белорусские, литовские и украинские земли. И Калиновский был против концепции «единого польского народа», в состав которого шляхетские революционеры включали белорусов, украинцев и литовцев. Он не поддерживал идею «слияния с Польшей». Газета «Знамя свободы» призывала «народ Литвы и Беларуси к битве за свободу Вислы и Днепра». Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика, соединенная федеративными связями с Польшей. Вместе с тем он разделял идею Бакунина и Герцена о создании после свержения самодержавия федерации свободных славянских народов, полагал, что в границах этой федерации Беларусь должна стать ее самостоятельным субъектом.
Таким образом, белорусское национальное движение накануне и в ходе восстания 1863—1864 гг. благодаря деятельности Калиновского поднялось на новый уровень: была выдвинута идея национального освобождения Литвы—Беларуси. Для течения, которое возглавлял Калиновский, характерным было осознание национально-государственной идеи белорусского народа. Его призыв к борьбе за «сваю веру, зямлю сваю родную» есть живое воплощение христианских и исторических ценностей, которые издревле почитались белорусами: язык, культурное наследие, государственность, независимость. Национальная идея белорусов была выражена Калиновским в призыве: «Свобода! Справедливость! Независимость!».
Общественно-политические идеи, сформулированные Калиновским, были целиком восприняты белорусским национальным движением. Непосредственное отношение к борьбе за их осуществление имели белорусские народники, представители творческой интеллигенции, историки, литераторы, лидеры политической элиты: В. Дунин-Марцинкевич, Я. Лучина, А. Гуринович, Е. Романовский, Я. Карский, А. ласов, М. Довнар-Запольский, В. Ластовский, братья А. и И. Луцкевичи, В. Ивановский, Я. Канчер, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович и многие другие.
Идея белорусской государственности в 70—90-е гг. XIX в. рассматривалась народниками на страницах журнала «Гоман». Сначала народники выступали за создание славянской федерации. Они полагали, что Беларусь должна была стать самостоятельным субъектом этой федерации. Однако впоследствии они отказались от этой идеи и в своих программных документах выдвинули требование предоставления национально-территориальной автономии Беларуси в составе будущего демократического федеративного Российского государства. Эта идея была конкретизирована и получила воплощение в программных документах белорусских политических партий и организаций, творчестве других лидеров национального движения: Ф. Богушевича, Я. Лучины, А. Гуриновича. В своих произведениях они описывали беспросветную жизнь белорусских крестьян, их бесправие в обществе, «где правда погибла». Они убеждали крестьян, что не нужно напрасно ждать правды от царя и помещиков, что за лучшую жизнь нужно бороться. Идеи революционеров-демократов разделяли А. И. Марченко, Х. Г. Ратнер, Н. К. Судиловский, М. П. Стецкевич, Г. А. Высоцкий. Они добивались реализации идеи белорусской государственности революционным путем в союзе с народным движением всей России.
При отсутствии у белорусов своей государственности, самостоятельных форм политической и экономической жизни борьба демократической интеллигенции за национально-культурное возрождение являлась важнейшим объединительным фактором белорусского народа, вела к пробуждению его политического самосознания. Именно это и обусловило появление первой национальной революционно-демократиче¬ской партии — Белорусской социалистической громады (БСГ), которая, влившись в революционный поток борьбы с самодержавием, заявила о необходимости установления в России федеративной демократической республики со свободным самоопределением белорусского и других народов, проживавших в границах Российского государства. Ее создатели — видные представители белорусского национального движения братья А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, А. Власов, А. Пашкевич (Тетка). Идеология Громады нашла отражение на страницах первой легальной белорусской газеты «Наша Доля», а затем — «Наша нiва». Газеты отстаивали идеи гражданского и политического равноправия белорусов, свободу пользоваться родным языком, развивать на нем литературу, просвещение, выступали против великодержавной политики царизма и шовинизма польских помещичье-клерикальных кругов. «Наша нiва» сыграла исключительную роль в национальном пробуждении белорусов, была идейным центром белорусского национального движения .
В
начале ХХ в. наряду с БСГ начали
зарождаться и либерально-
Война изменила геостратегическую ситуацию в Центрально-Восточной Европе. К осени 1915 г. часть территории Беларуси была оккупирована германскими войсками. Лидеры белорусского общественного движения (И. и А. Луцкевичи, А. Пашкевич, В. Ластовский), оказавшиеся на оккупированной территории, отошли от программных установок БСГ, которые сводились к требованию национально-территориальной автономии края в составе Российского государства, и выдвинули лозунг «политической независимости Литвы и Белоруссии в их последней исторической форме Великого княжества Литовского». Осенью 1915 г. для достижения этой цели была создана «Конфедерация Великого княжества Литовского», в состав которой вошли представители белорусских, литовских, польских и еврейских политических организаций. Идея создания белорусской государственности первоначально связывалась с возобновлением государственной унии Беларуси и Литвы.
В
феврале 1916 г. проект создания конфедерации
ВКЛ был уточнен. Планировалось
включить в ее состав Виленскую и Ковенскую
губернии, а также белорусские и литовские
части Сувалковской, Гродненской, Минской
губерний и Курляндию. Германское правительство,
руководствуясь собственными геополитическими
расчетами, хотя и сделало некоторые уступки
белорусам в сфере возрождения культурной
жизни (признало самостоятельность белорусского
языка, не препятствовало открытию белорусских
школ, изданию газет, работе культурно-просветительских
учреждений), тем не менее не поддерживало
их стремления возродить в исторических
границах бывшего Великого княжества
Литовского совместное литовско-белорусское
государство.
Этот план не был осуществлен и по ряду других причин. Прежде всего это было связано с тем, что национальные интересы политических субъектов предполагаемой конфедерации были несовместимы. Польские помещики и Костел, например, сремились к присоединению белорусских земель к будущей возрожденной Речи Посполитой в границах 1772 г.; литовские политические деятели, опасаясь численного преимущества белорусского населения в обновленном ВКЛ, которое могло привести к ассимиляции литовского этноса, взяли курс на создание собственно этнонационального государства, исключив, таким образом, белорусов из своих планов. В конечном итоге германское правительство поддержало стремление литовских политиче¬ских деятелей, которые в январе 1917 г. создали Литовскую Раду (Тарибу) — временный государственный орган Литвы. Тариба стала активно проводить линию на включение в состав Литвы белорусских губерний, искать решение проблемы белорусской национальной государственности не в исторических границах ВКЛ, а в урезанной территории этнического расселения белорусов. Однако и в этой обстановке лидеры белорусского движения не отказались от реализации белорусской национальной идеи. Весной 1916 г. Иван и Антон Луцкевичи выдвинули идею создания более широкого союза восточно-европейских народов в форме Черноморско-Балтийской конфедерации, которая должна была объединить в едином союзном государстве Литву, Беларусь, Латвию, Украину и Польшу. Беларусь мыслилась самостоятельным субъектом конфедерации. В этот же период лидеры белорусского национального движения продолжали разрабатывать доктрину Беларуси в качестве суверенного независимого государства в этнических границах. Так, на Ш съезде наций Восточной и Центральной Европы в июне 1916 г. в Лозанне было выдвинуто предложение о необходимости признания права на самоопределение белорусского народа. Оно было изложено в специальном меморандуме белорусской делегации, оглашенном И. Луцкевичем и В. Ластовским. В меморандуме было сделано историко-культурное и политическое обоснование права белорусов быть «хозяевами на собственной земле». В 1916 г. в Вильно возникла организация «Сувязь незалежнасці і непадзельнасці Беларусі» во главе с В. Ластовским. Члены этой организации выдвинули идею создания независимого белорусского государства в этнических границах.
Информация о работе История формирования белорусской народности