История формирования конституционного суда рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:49, реферат

Описание работы

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения)2.
Признаки правоохранительной деятельности:
• правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ….…6
ПОЛНОМОЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ……………….........9
ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ………………………………………………………………….….10
Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ………10
Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации…………………...12
СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ…………………………………………………….……………….15
ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ………………..….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...21
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Konstitutsionnyy_sud.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

  1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ….…6
  2. ПОЛНОМОЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ……………….........9
  3. ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ………………………………………………………………….….10
    1. Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ………10
    2. Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации…………………...12
  4. СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ…………………………………………………….……………….15
  5. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ………………..….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...21

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

      

Правоохранительные  органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека1.

Правоохранительная  деятельность - это деятельность государства  в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими  правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке  посредством применения в строгом  соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения)2.

Признаки  правоохранительной деятельности:

• правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых  законодательством установлен жесткий  порядок комплектования, организации  и функционирования;

• направлена на защиту права, личности, общества и  государства от преступных и иных посягательств;

• правоохранительная деятельность осуществляется строго в  порядке", установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.;

• правоохранительная деятельность осуществляется только посредством  применения мер государственного принуждения  или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

• применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который  определяет как основания применения указанных 
мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

 

Задачи  правоохранительных органов3.

• охрана личности, ее прав и свобод;

•охрана общества, его материальных и духовных ценностей;

•охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной  целостности.

 Основные направления правоохранительной  деятельности:

• отправление  правосудия, то есть разбирательство  в суде уголовных и гражданских  дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;

• конституционный  контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной  и исполнительной власти РФ;

• организационное  обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;

•прокурорский надзор как деятельность прокуратуры  по предотвращению и пресечению нарушений  закона с помощью специальных  мер прокурорского реагирования;

• выявление  и расследование преступлений как  деятельность, направленная на раскрытие  преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной  ответственности;.

• оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а  также в иных случаях.

 Органы, составляющие систему  правоохранительных органов.

• федеральные  суды общей юрисдикции и федеральные  арбитражные суды, мировые суды;

• Конституционный  Суд Российской Федерации и конституционные  суды субъектов Российской Федерации4;

• органы, осуществляющие организационное обеспечение  деятельности судов: Служба судебных приставов  Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;

• прокуратура;

• органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.);

• органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).

                                                                                                       

                                                                                                                                      

                                                                                                                                    

                Конституция РФ  1993г.говорит об обязанности всех органов  государственной власти ,органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию,  что законы  и  иные правовые акты, принимаемые  в РФ, не должны противоречить Конституции (ст.15 ч.2). Функции контроля за конституционностью законов возлагается на Конституционный суд  Российской Федерации, что это самый совершенный современный институт со всеми его плюсами и минусами, который осуществляет не просто правосудие, а конституционное правосудие. Его наличие – одно из условий формирования правового государства, где господствует Закон, равный для всех граждан.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

1.ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО

СУДА.

 

             В 1918 году принимается первая  в истории нашей страны Конституция  РСФСР. С этого момента можно  говорить о реальном возникновении  института конституционного контроля. Конституция в статье 10 объявила  Россию Республикой Советов рабочих,  солдатских и крестьянских депутатов  и отдала им всю власть в  центре и на местах.         

             Следующим важным этапом было образование Советского Союза. 22 декабря 1922 года были утверждены Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. 30 декабря 1922 года эти документы были приняты на I Съезде Советов ССР.

             В 1924 году была принята первая  Конституция СССР. Она закрепила  исключительную компетенцию Союза  ССР, возложенную на его верховные  органы. Верховным органом государственной  власти стал Съезд Советов,  который решал все вопросы  союзного значения.  В период  между его съездами таким органом  являлся ЦИК СССР, и имел полномочия  конституционного  контроля. Президиум  ЦИК СССР был высшим законодательным,  распорядительным, исполнительным  органом власти. В сфере конституционного  контроля он наблюдал за соблюдением  Конституции СССР и исполнением  всех постановлений Съездов Советов  и ЦИК СССР всеми органами  власти.

             Пока не были приняты Положения о Верховном Суде СССР и Наказ Верховному Суду СССР его полномочия по осуществлению конституционного контроля могло быть реализовано только в виде дачи заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции, заключение давалось только по требованию ЦИК СССР.

             Верховный Суд СССР осуществлял  конституционный надзор и выступал  в этом плане как консультативный  орган при Президиуме ЦИК СССР.  Но постепенно Верховный Суд утратил данную функцию. Конституция 1924 года стала юридической базой для этого. Она внесла единообразие в законодательство. Но для данного периода характерно установление культа личности Сталина и командно-административной системы. В этих условиях конституционный контроль сыграл важную роль в соблюдении Конституции СССР, упорядочил федеративные отношения. 

             В 1936 году была принята новая  Конституция СССР. Она более в  жесткой форме закрепила монополию  союзного законодательства и  уменьшила конституционный контроль. Данная Конституция предусматривала  образование Верховного Совета  СССР и его Президиума, как  высших органов государственной  власти. Теперь только Верховный  Совет СССР имел право изменять  Основной Закон страны.  Конституция  1936 года сосредоточила всю полноту  власти, включая конституционный  контроль, в руках парламента.

             В 1977 году была принята новая  Конституция СССР. Она не внесла  каких-либо значимых изменений  в систему органов конституционного  контроля. Она еще более усилила  монополию союзного законодательства  – его компетенция стала практически  не ограниченной, закрепила за  Президиумом Верховного Совета  полномочия по осуществлению  конституционного контроля, отведя  главную роль здесь Верховному  Совету СССР. Он имел и законодательные  и контрольные функции, то есть  сам принимал акты и сам  устанавливал их соответствие  Конституции.                   

             После принятия Конституции 1977 года реальный конституционный  контроль в нашей стране отсутствовал. Конституция лишь выполняла роль  «символа» . Она выражала интересы КПСС и поэтому не нуждалась в защите. Вся власть, в том числе и судебная, была сосредоточена в руках ЦК КПСС. Конституционный контроль был только на бумаге, как и сама Конституция, нормы которой не соблюдались, искажались, а зачастую грубо нарушались.

             Начало следующего этапа развития  института конституционного контроля  приходится на 1985 год и связан  с началом перестройки, когда  СССР вступил на новый этап  развития.   Социализм в том  виде, в каком он существовал в СССР, уже невозможно было реанимировать. Шла острейшая политическая борьба. Все это оказало существенное влияние на дальнейшее развитие института конституционного контроля.

                     1 декабря 1988 года был принят  Закон СССР «Об изменениях  и дополнениях Конституции (Основного  закона) СССР».По этому закону была образована четырехзвенная система в которую входили Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, его Президиум и Председатель. Главная роль в сфере конституционного контроля отводилась Съезду, который мог принимать, изменять Конституцию, отменять акты Верховного Совета СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДА  РФ

 

 

  Конституционный Суд не должен  допускать своей чрезмерной вовлеченности  в  политику. Конституционный  Суд влияет на политику, если  раньше Конституция не играла  почти никакой роли в установлении  и распределении политической  власти, то теперь конституционные  нормы стали одним из основных  объектов противоречий, возникающих  в конце 80-х гг..   

                    Конституция создала новые структуры,  которые получили существенную  власть. Значение конституционных  структур еще больше возросло  в связи с созданием в СССР (1990г.) института президентской власти.

      23 декабря 1989 г.  состоялось принятие закона " О конституционном надзоре в  СССР”  В соответствии с  ним был образован Комитет  конституционного надзора. Комитет  функционировал менее двух лет.  Комитет конституционного надзора  был первой попыткой создания  учреждения подобного рода после  70 лет постоянного внушения, что  независимый орган конституционного  контроля не только не был  необходим, но даже представлял  бы собой реальную угрозу принципам  Советской системы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.

 

3.1. Состав и порядок  образования Конституционного Суда.

 

                  Судьи Конституционного суда  РФ назначаются на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ. Предложения о  кандидатах на должности судей  Конституционного Суда Российской  Федерации могут вноситься Президенту  Российской Федерации членами  (депутатами) Совета Федерации и  депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными)  органами субъектов Российской  Федерации, высшими судебными  органами и федеральными юридическими  ведомствами, всероссийскими юридическими  сообществами, юридическими научными  и учебными заведениями, главная  роль в формировании персонального  состава Конституционного суда  принадлежит      Президенту  и Совету Федерации.

             Членами Конституционного суда  могут быть только граждане  России, достигшие ко дню назначения  возраста не менее 40 лет, с  безупречной репутацией, имеющие  высшее юридическое образование  и стаж работы юристом не  менее 15 лет,  обладающий признанной  высокой квалификацией в области  права.  В соответствии с прежним  законодательством нижний возрастной  предел членов Суда равнялся 35 годам, а необходимость работы  по юридической специальности  - 10.  Новый подход, как можно  заметить, направлен на то, чтобы  в Конституционном суде работали  люди, обладающие большим жизненным  опытом и высокой юридической  квалификацией.

Информация о работе История формирования конституционного суда рф