История формирования белорусской народности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Представители общественности, политические круги, часть интеллигенции до сих пор дебатируют по проблеме белорусской государственности. Коротко ее суть сводится к выяснению следующих вопросов: 1) в каких исторических формах существовала белорусская государственность? 2) соответствуют ли формы исторической государственности определению «национальная»?

Содержание

1. Введение
2. Первые государственные образования и истоки государственности в IV-XII вв
3. Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геополитических процессах XIII-XXI вв
4. Заключение
11. Источники

Работа содержит 1 файл

реферат идеология ист форм бел нар.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    Кроме Полоцкой и Витебской земель значительной самостоятельностью пользовались и  отдельные белорусские княжества: Слуцкое, Мстиславское, Пинское. На постах среднего звена местных руководителей находились феодалы славянского происхождения, к общегосударственному управлению активно привлекались и представители белорусской знати. Они входили в состав панов-рады — высшего государственного совета ВКЛ, имевшего расширенные распорядительно-исполнительные функции. Законодательный орган — сойм ВКЛ, также включал в себя этнических белорусов. Два государственных учреждения центрального аппарата — канцелярия и скарб (казна) — комплектовались выходцами из белорусских земель.

    Длительное  время культурная жизнь в ВКЛ  проходила в этнославянских формах. Литовские князья (в том числе  Гедиминовичи) и знать подвергались влиянию местных традиций, языковых форм, обычаев, принимали православную веру. Многие из них стали последователями православной религии. Языком государственного общения, в том числе и для литовцев, был старобелорусский язык — официальный язык государства. Большинство документов XIV—XVI вв., выходивших из недр канцелярии ВКЛ, было написано на этом языке. На нем были составлены основные законы ВКЛ, в том числе его Статуты 1529, 1566, 1588 гг., изданы шедевры белорусской письменности XVI в., он являлся языком межнационального общения.

    В результате сложных социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили на белорусских землях в XIV—XVI вв., сформировалась самостоятельная этносоциальная общность — белорусский народ. Он имел свою историческую территорию, право, правящую элиту, язык, этническое самосознание, духовно-культурные ценности и общность хозяйственной жизни. Исторические имена нашего народа и государства — «белорусы», «Беларусь» — имеют многовековую историю. Исследование их происхождения и структурно-смыслового содержания осложняется по ряду объективных причин: во-первых, эти термины не упоминаются в национальных письменных источниках XII—XV вв., во-вторых, в этот период они не отражались в официальных нормативных актах и самосознании местного населения, проживавшего на белорусских землях.

    Византийские, английские, немецкие, итальянские, чешские, польские источники XIII—XVI вв. определяют территорию Белой Руси. К ней относят обширный регион в пределах Полоцка—Витебска—Турова—Пскова—Новгорода—Киева—Москвы. Впервые название «Белая Русь» было отмечено составителями «Дублинской рукописи» (Ирландия) и датируется второй половиной XIII в.

    В XIV—XVI вв. понятия «Белая Русь—Беларусь—белорусы»  эволюционно за¬креплялись в  сфере политики и межконфессиональных  отношений, приобретали широкую  известность и затем воспринимались населением в качестве имени собственного при определении этноконфессиональной принадлежности и места жительства (малой родины). В конце XV в. понятие «Белая Русь» как географическое, так и этническое, начинает связываться с землями Полотчины, которые находились в составе Великого княжества Литовского. В XVI в. польский историк М. Кромер в своих трудах «История поляков» (1555) и «Польша» (1575) первым применил термин «Белая Русь» только в отношении территории современной Беларуси.

    Затем М. Стрыйковский в своей «Хронике» (1582) одним из первых ввел в научный оборот этноним «белорусы» в близком к современному значении. После заключения Люблинской (1569) и особенно Брестской (1596) уний та часть населения Витебщины и Могилевщины, которая сохранила верность православию, стала именовать себя «белорусцами» или «белорусами» уже на более постоянной основе, особенно при посещении ими Московии и Священной Римской империи. В документах XVII в. появились такие понятия, как «белорусская православная епархия», «белорусский епископ». Впервые эти понятия отмечены в 1623 г. в документах Варшавского сейма, в 1675 г. — в правовых актах короля Яна Собеского, они зафиксированы в статьях «вечного мира» 1686 г. между Речью Посполитой и Россией.

    Официальный политико-правовой статус термины «белорусы» и «Беларусь» обрели в конце XVIII — начале XIX в. В 1796 г. Екатерина II объединила Полоцкую и Могилевскую губернии в одну со столицей в Витебске. Эта губерния — единственная в России — имела национальную окраску, получив имя «Белорусская». К концу XIX — началу XX в. термин «Беларусь» закрепился за Витебской, Могилевской, Минской, Гродненской, Виленской губерниями России, где в большинстве проживали белорусы. Когда термины «белорусы», «Беларусь» стали официальными, они прочно укоренились в сознании местного населения в качестве эндоэтнонимов.

    Этноним «русский», «русич» («Русское» —  в титуле Княжества) употреблялся в  двух смыслах. В первом — власти ВКЛ именовали так жителей  той части государства (Полотчины, Витебщины, Могилевщины), где придерживались православия в предшествующий (Полоцкий) период государственности и управляла династией варягов-русичей. Заявление Ф. Скорины («Я руски з города Полоцка») относится к данному смысловому значению этнонима «русский». Во втором — этот этноним использовался для идентификации коренного православного населения Московии, Новгородчины, Твери от населения тюркского и татарского, представлявшего монгольскую администрацию и местную военную власть этих славянских княжеств. 

    Концепции государственности. Особое место в  истории Беларуси занимает эпоха Возрождения и Реформации — «золотой век» белорусской культуры. Особенностью белорусского Возрождения было то, что гуманизм и реформация развивались одновременно. В эту эпоху белорусская земля дала миру ряд ярких мыслителей. В первую очередь — Франциска Скорину. Его влияние на общественно-политическую мысль и культуру ХVI в. столь велико, что это время называют эпохой Скорины.

    Его идеи пронизаны патриотическими  чувствами, мыслью о том, что каждый человек несет ответственность  за судьбу своей родины и должен работать на ее пользу. Скорина выступал сторонником справедливости, юридической свободы и равенства всех людей, осуждал гнет, деспотизм и своеволие феодалов, имущественное неравенство и считал, что главным фактором стабильности государства и общества является власть закона, культ права. Беззаконие ведет к анархии и правонарушениям. При разработке законодательных актов, отмечал мыслитель, необходимо руководствоваться как «естественным правом», так и местными обычаями, традициями. Главным условием исполнения закона является уровень правосознания граждан, выраженный в формуле «закон прыроженый ест в сердце каждого человека».

    Политическим  идеалом Скорины была монархия во главе с просвещенным правителем, осуществлявшим власть в строгом  соответствии с законами. Скорина являлся сторонником консолидации общества, идеи «вечного социального мира», провозглашенной такими выдающимися его современниками, как Данте Аллегьери и Эразм Роттердамский. Он страстно желал, чтобы «понеже был мир и покой по вся времена». И хотя в трудах Скорины нет целостного проекта идеальной политической системы, однако настойчивое культивирование им «добрых обычаев», прославление мудрых и образованных государственных деятелей, законности и торжества разума позволяют утверждать, что отечественная социально-политическая мысль середины XVI в. отражала основные идеи национальной государственности.

    Современником Ф. Скорины был выдающийся белорусский  поэт, гуманист и просветитель Николай  Гусовский. В его «Песне о зубре» звучит призыв к единению разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антивоенный пафос. Гусовский первый в славянской литературе увидел и отразил проявления кризиса политической системы ВКЛ, с возмущением писал о бедствиях простых людей, произволе угнетателей, защищал идеалы добра, справедливости и гуманизма.

    Белорусский гуманист и мыслитель XVI в. Михалон  Литвин около 1550 г. написал историко-политический трактат «О нравах татар, литовцев и  москвитян», в котором провел сравнительный  анализ правовых систем, обычаев и законов, организации управления и суда в соседних ВКЛ государствах. М. Литвин считал, что сильная государственная власть должна базироваться на справедливых и разумных законах, считаться с общественной моралью, в своей деятельности руководствоваться национальными интересами ВКЛ. Он не обошел вниманием проблему совершенствования политической системы общества и реформирования институтов власти.

    Дальнейшее  развитие идей национальной государственности  связано с Реформацией. Видными  представителями и идеологами Реформации в ВКЛ были Андрей Волан и Лев Сапега. Волан активно участвовал в политической жизни: неоднократно избирался послом (депутатом) от шляхты Ошмянского повета в общегосударственный сейм, был королевским секретарем, выполнял различные дипломатические поручения. Свои взгляды он изложил в работах «О политической и гражданской свободе» (1572), «Речь к сенату» (1573), «О государе и его добродетелях» (1608). Он был сторонником теории «естественного права», выступал за равенство всех сословий перед законом, считал, что законы являются гарантией свободы и справедливости, а правопорядок в государстве должен опираться на «мудрость и справедливость» власти. Лев Сапега, в свою очередь, подчеркивал, что всякая власть, если она не будет опираться на право и законы, неизбежно выродится в тиранию. Свои взгляды он частично реализовал при подготовке III Статута Великого княжества Литовского (1588). Будучи канцлером ВКЛ (1589—1623), Сапега много внимания уделял разработке нормативно-правовых актов, направленных на утверждение принципов народовластия и свободы. Сущность этих принципов он видел в таких правах, как право на собственность, личная безопасность, свобода политического и религиозного выбора, защита национальной государственности, отстаивал идею суверенитета ВКЛ в составе федеративной Речи Посполитой.

    Гуманистические взгляды Сымона Будного были связаны  с его реформационной деятельностью  и борьбой за утверждение идеалов  свободы личности. В трактате «О светской власти» (1583) он выступил с  критикой политической системы, базировавшейся на господстве феодальной олигархии (магнатов), обосновал свой политиче¬ский идеал — монархию, ограниченную сословным представительством во главе с просвещенным монархом, требовал введения равенства всех сословий перед законом, отстаивал идеи справедливости. Его современник, и в ряде вопросов оппонент, выдающийся мыслитель и общественный деятель Василь Тяпинский осуждал произвол феодальной олигархии, выступал в защиту прав белорусского народа на образование, свободу совести, собственности, критиковал церковь за то, что она не заботится о развитии образования и национальной культуры.

    Важную  роль в формировании концепции национальной государственности сы¬г¬рали приверженцы  социальных утопических взглядов из числа антитринитариев-радикалов, защищавших интересы городской бедноты и крестьянства. Наиболее по¬следовательно интересы угнетенных отстаивали такие гуманисты, как Петр Гезка из Гонендза, Мартин Чаховиц, Якуб из Калиновки (Калиновский), Павел из Визны. Подвергнув критике существующие социальные отношения, они требовали уничтожения эксплуатации путем организации справедливого миропорядка, утверждения идеалов добра и справедливости во имя торжества на земле «Царства Божьего».

    Таким образом, в XVI — начале XVII в. в трудах наиболее видных представителей социально-политической мысли Беларуси были изложены базовые воззрения, на которых формировались элементы идеологии национальной государственности. К этим воззрениям можно отнести: идею утверждения в обществе социального равенства и социальной справедливости; идею движения общества к правовому государству; апологетику фундаментальной нормы, согласно которой институты государственной власти должны служить всему народу; необходимость развития самоуправляемых структур гражданского общества; необходимость и обязательность развития науки и образования как основы социального прогресса общества и государства.

    Попытку практической реализации этих идей можно проследить на примере деятельности наиболее видных представителей реформационного движения в ВКЛ. Среди них был Г. А. Ходкевич, благодаря которому получили кров, защиту и возможность продолжить издательскую деятельность Иван Федоров и Петр Мстиславец. Патриотами своего отечества были Лукаш и Кузьма Мамоничи, в Виленской типографии которых были изданы «Трибунал» и «Статут ВКЛ» (1588). Значительная роль в распространении национальной идеологии отводилась печатному слову. Благодаря патриотическим усилиям князя Николая Радзивилла Черного были основаны Брест¬ская и Несвижская типографии, где печатались произведения У. Региуса, С. Зарембы, Г. Булингера, С. Зака, Б. Граицкого, Я. Казановского.

    Просветительская  деятельность белорусских гуманистов усиливала влияние идеологии  национальной государственности на общественное сознание. Это проявилось в том, что в XVII в., вошедшем в историю Беларуси как «кровавое столетие» — время тяжелых войн и глубокого экономического кризиса — национальная идеология продолжала жить. Широкий резонанс в обществе в XVII в. получили идеи Казимира Лыщинского, который в книге «О несуществовании бога» отстаивал идеи социальной свободы, защищал свободу совести, идею правового государства.

    Другим  ярким представителем социально-политической мысли Беларуси XVII в. был уроженец Витебщины, профессор Виленской  Академии А. Олизаровский. Идеи его книги «О политической общности людей» (1651) были созвучны идеям Т. Гоббса и Д. Локка. А. Олизаровский освещал суть рационализма и либерализма в политике и социальном устройстве общества. Он был сторонником теории общественного договора. Согласно его учению, политическая суть государства, институтов власти в целом состоит в том, чтобы обеспечить реализацию интересов людей, их право на создание гражданских политических союзов-общностей. Идея государства есть идея «создания из множества поселений союза и объединения людей, связанных правом», где гражданами должны быть все жители, а не только представители правящего класса, считал А. Олизаровский. Тирания и произвол правителей всех уровней, несправедливость и неравенство — вот те факторы, которые ведут государство к гибели, указывал он. Чтобы не допустить окончательного разрушения государства у народа должно быть право на восстание против существующей власти. В учении мыслителя народ выступал фактически источником власти и государственности.

Информация о работе История формирования белорусской народности