Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:42, реферат
Представители общественности, политические круги, часть интеллигенции до сих пор дебатируют по проблеме белорусской государственности. Коротко ее суть сводится к выяснению следующих вопросов: 1) в каких исторических формах существовала белорусская государственность? 2) соответствуют ли формы исторической государственности определению «национальная»?
1. Введение
2. Первые государственные образования и истоки государственности в IV-XII вв
3. Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геополитических процессах XIII-XXI вв
4. Заключение
11. Источники
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И
БЕЛОРУССКИЙ
АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ
Реферат на тему:
«История формирования белорусской народности»
По
дисциплине: «Основы идеологии белорусского
государства»
Преподаватель: Лахмакова Ирина
Ивановна
Минск 2011
Содержание
1. Введение
2. Первые государственные образования и истоки государственности в IV-XII вв
3. Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геополитических процессах XIII-XXI вв
4. Заключение
11.
Источники
ВВЕДЕНИЕ
Представители
общественности, политические круги, часть
интеллигенции до сих пор дебатируют
по проблеме белорусской государственности.
Коротко ее суть сводится к выяснению
следующих вопросов: 1) в каких исторических
формах существовала белорусская государственность?
2) соответствуют ли формы исторической
государственности определению «национальная»?
ПЕРВЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОКИ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В IV—XII вв.
Возникновение первых государственных образований на территории Беларуси, безусловно, тесно связано со славянским расселением и колонизацией Европы. Начало его приходится на последнее Великое переселение народов, когда под ударами кочевых племен в IV—VI вв. н. э. славяне двинулись на юг, запад и восток Европейского континента. В V—VII вв. н. э. началось постепенное освоение восточно-европейского региона славянами, которые впервые появились в Южной и Центральной Беларуси. Они большими группами двигались на север от р. Припять вдоль Днепра, Двины, Березины и Немана, заполняя всю территорию современной Беларуси, оттесняя и ассимилируя балтские племена.
Союзы
этих племен и стали предшественниками
первых государственных образований.
Они относились к группе восточнославянского
этноса и представляли собой не родовые
племена, как это было в предшествующую
эпоху железного века, а этно-социальные,
объединенные общей культурой своеобразные
протонародности с зародышами классовой
и государственной системы. Дреговичи,
кривичи и радимичи сыграли главную роль
не только в складывании современного
белорусского этноса, но и в образовании
древнейших государственных структур
на территории современной Беларуси. Под
своими именами-названиями они упоминаются
в письменных источниках до середины XII
в.. Родоплеменная иерархия уступила место
политической. Возникли княжества — наидревнейшие
протагосударственные территориально-
Древнерусское государство (Киевская Русь). В IX в. в Восточной Европе образовалось огромное и исторически важное для всех восточных славян территориально-политическое объединение — Древнерусское государство, описанное персами, арабами, византийцами, воспетое в летописях. Киевская Русь — это историческая юность и молодость трех восточнославянских народов — украинского, белорусского и русского. Ее история охватывает период примерно с 800 г. до 1132 г., когда «раздралася вся Русская земля». При Владимире I Древняя Русь достигла наибольшего могущества, завершилось объединение восточных славян под властью Киева. Безопасность государства была достигнута укреплением отношений с мировой державой того времени — Византийской империей, принятием в 988 г. христианства и вокняжением в региональных столицах сыновей киевского князя. Сын Владимира и Рогнеды Изяслав получил полоцкий трон. Коллеги из украинского Института археологии доказали, что «уже в IХ—Х ст. древние межплеменные восточнославянские союзы — поляне, древляне, северяне, кривичи, волыняне, дреговичи, уличи, дулебы, словене и другие — образовали великое этническое сообщество — народность, которая получила название «рода Русского», «Руси». Археологи Института истории НАН Беларуси считают, что «в период развития феодализма происходил процесс формирования и развития единой древнерусской народности на всей территории Восточной Европы. Земли и население современной территории Беларуси также были втянуты в этот процесс и являлись составной частью этого этнического сообщества».
После Владимира I на Руси наступило время политических конфликтов и вражеских нашествий. Процесс распада единого государства был обусловлен многими причинами, но зафиксирован договором, подписанным князьями в 1097 г. в Любиче: «Да ноне отселе имемся в едино сердце, и блюдем Русскые земли; каждо да держить отчину свою. И целовавшееся пойдоша в свояси (да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей. И попрощавшись, пошли восвояси)». На съезде в Любече полоцкого суверена Вячеслава Брячеславовича по прозвищу Чародей не было, — он уже давно (с 1044 г.) «владел и княжил» Полоцкую землю независимо от Киева.
Полоцкое княжество. Первые исторические сведения о Полоцке летописи относят к 862 г. Князь Рогволод «Держал, владел и княжил Полоцкую землю», что свидетельствует о завершении первого этапа становления государства. Были определены границы этой земли, утвердилась политическая система, внутренние хозяйственные отношения. Процесс создания государственности времен Рогволода совпал с аналогичными процессами у чехов, моравов, хорватов, славенцев, поляков, а также с созданием первых централизованных государств в Дании, Швеции и Норвегии. Города Полоцкой земли были не только центрами пребывания княжеской администрации (региональными столицами), они выполняли также сакральные, оборонительные, торговые и ремесленные функции. В XII—XIII вв. монахам-летописцам было известно о существовании на территории современной Беларуси 36 городов.
В
«Повести временных лет» встречается
термин «полочане» одновременно с эндоэтнонимом
жителей Полоччины — «кривичи».
Тем самым летопись констатирует
племенное территориальное
Экономической основой Полоцкой земли, кроме традиционного земледелия, было ремесло, торговля и выгодное геополитическое положение княжества. Центральное место в торговых отношениях Полоцка с Европой , Византией, странами арабского Востока, Персией отводилось знаменитому пути «из варяг в греки». Одно из крупнейших ответвлений этого пути проходило по Двине через Полоцк.
Идеологическим фундаментом государства на начальном этапе было язычество, близкое как славянам, так и балтам, а с 988 г. — христианство, но с терпимым отношением к прежним традициям. Основным вопросом внешней политики Полоцкой земли была борьба за геополитическое лидерство и использование выгод от трансевропейских торговых путей. Это приводило к военно-политическим конфликтам Полоцка с Новгородом и Киевом. В XII в., несмотря на фактическую раздробленность Полоцкой земли, ее по-прежнему нередко рассматривали как целостное государство. Тогда же в общественно-политической жизни Полоцкой земли начались большие перемены. Активизировалось вече — общее собрание горожан, которое было и высшей судебной инстанцией. Развилось многоукладное хозяйство. Родоплеменное производство и рабовладение уступали место феодальным отношениям. Дань была заменена феодальной рентой, появились вотчины и волости, разрушился патриархальный уклад, в городах создавались первые цеховые организации. Между «старшими» и «младшими» князьями устанавливались вассальные отношения.
В
1201 г. с разрешения полоцкого князя
Владимира в устье Двины
Туровское княжество. Туровская земля образовалась в пределах расселения дреговичей — в бассейне реки Припять. Туров впервые упоминается в 980 г. . Туровщина сначала развивалась как самостоятельное государственное образование со всеми соответствующими институтами. Она занимала не все этнические земли дреговичей, а только те, которые находились преимущественно в непосредственной близости от Припяти: с городами Туровом, Пинском, Слуцком, позже — Брестом. Дреговичские земли вокруг Минска принадлежали Полоцку, юг и восток Брагинской волости — Киеву, Речицкая — Чернигову, часть земель на западе принадлежала владимиро-волынским князьям. В 988 г. киевский князь Владимир выделил Туров своему третьему сыну Святополку. Туровский «стол» рассматривался как своеобразный трамплин для утверждения в Киеве. Роль Туровского княжества была очень весомой. Общепризнанно, что княжество принадлежало только старшей ветви династического древа. В середине XII в. шла активная борьба за владение Киевом. Вместе с городом из рук в руки переходил и Туров. Однако в 50-х гг. на туровском престоле оказался князь Юрий Ярославич, который вернул княжество во владения законной наследственной династии Изяславичей. В конце XIII — начале XIV в. Туровская земля была присоединена к ВКЛ.
Земли белорусского Понеманья. Государственные образования складывались и в белорусском Понеманье вокруг городов Новогрудок и Гродно. Во второй половине XII в. в самостоятельные административные единицы выделяются ряд земель-княжеств: Слонимское, Волковысское, Свислочское, Городенское, Новогрудское. Так, Новогрудок существовал уже в конце X в., а в XI—XII вв. стал крупным торгово-ремесленным городом. Гродно упоминается в первой половине XII в.
Проводя самостоятельную политику, новогрудские и гродненские князья, время от времени выступали в качестве союзников то Полоцка, то Киева, то галицко-волынских правителей. В результате этнический литовец князь Миндовг был приглашен на княжение в Новогрудок, а в 1253 г. короновался, приняв крещение от римского папы Иннокентия IV. На полоцком престоле восседал литовец князь Товтивил. Начинался новый период собирания славянских земель вокруг Новогрудка.
Таким
образом, в раннефеодальный период
были заложены основы государственного,
экономического и культурного развития
земель Беларуси. И все же возникает вопрос
— являлось ли Полоцкое княжество формой
национальной государственности? Сегодня
историческая наука имеет основания утверждать:
Полоцкое княжество — это первая форма
государственности, сложившаяся на территории
Беларуси, но не национальная и не единственная.
Почему не национальная? Вновь обратимся
к летописи, где указывается: «Вот кто
говорит по-славянски на Руси: поляне,
древляне, новгородцы, полочане, дреговичи,
северяне, бужане». Летописец уточняет,
что это племена народа одного языка, который
ныне называется русским. Полоцкое княжество
— это ни что иное, как Полоцкая Русь. Поэтому
Древнерусское государство (Киевская
Русь) — в равной степени начальная историческая
форма государственности белорусов, русских,
украинцев.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ
НАРОДНОСТИ И ИДЕИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ XIII—XXI
вв.
Благодаря
наличию основ
Политическая
самостоятельность отдельных
Информация о работе История формирования белорусской народности