Роль личностей и народных масс в истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:40, реферат

Описание работы

Цель данной работы - осветить современное состояние в развитии представлений по проблеме роли личности и народных масс в истории с учетом изменений в нашем общественном сознании, которые произошли в последнее десятилетие.

Оценка роли личности и народных масс в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1. Народ как основная сила истории……….…….……………….........4
Глава 2. Роль классов, партий, властных элит как субъектов исторического развития…………………………………………………………………………..7
Глава 3. Роль личности в истории……………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованных источников………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Роль личности в истории.docx

— 35.34 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

 

на тему «Роль личностей и народных масс в истории»

 

 

 

Выполнила: М.А. Анкудинова, студентка 

2-го курса  очной формы обучения 

юридического  факультета, группы Ю-102.

Подпись


 

Проверил: И.В. Демидов,

профессор кафедры гуманитарных

дисциплин, кандидат философских наук, профессор.

Подпись


 

 

 

 

                                                          Люберцы

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава 1. Народ как основная сила истории……….…….……………….........4

Глава 2. Роль классов, партий, властных элит как субъектов исторического развития…………………………………………………………………………..7

Глава 3. Роль личности в истории……………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованных источников………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Оценка  роли личности и народных масс в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы.

Как образно выразился Л.Е. Гринин, проблема эта из категории «вечных», и неоднозначность ее решения неразрывно связана во многом с существующими различиями в подходах к самой сути исторического процесса. Спектр мнений по этому вопросу весьма широк, но в целом все вращается вокруг двух полярных идей. Либо то, что исторические законы (словами К. Маркса) «с железной необходимостью» пробиваются сквозь препятствия, и это естественно ведет к представлению, что в будущем все заранее предопределено. Либо то, что случайность всегда может переменить ход истории, и тогда ни о каких законах говорить не имеет смысла. Поэтому имеются и попытки крайнего преувеличения роли личности и, напротив, уверения, что только массы могут двигать исторический процесс.

Цель  данной работы - осветить современное  состояние в развитии представлений  по проблеме роли личности и народных масс в истории с учетом изменений в нашем общественном сознании, которые произошли в последнее десятилетие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Народ как основная сила истории

 

 

Философия истории имеет своим предметом  всемирно – историческое движение народов мира в их единое целое, те принципы и законы, которые лежат  в основании этого движения, решающие причины, определяющие социальные события, скажем революции, войны и т.п.

Понятие «народ» часто употребляется  в смысле населения данной страны или в значении нации, например «русский народ». Когда имеют в виду народ  в смысле «народные массы», то подразумевают  не всех людей, а прежде всего тех, кто трудится и живёт за счёт своего труда. Народ – явление исторически  неоднородное. Социальная структура  народа отличается большой сложностью и изменчивостью.

Народ –  это не арифметическая сумма человеческих единиц, а нечто едино-цельное, образующее конкретное общество, множество собирательно сосуществующих семей, а также одиноких индивидуумов. Настоящее и будущее как семей, так и отдельных лиц нераздельны с судьбой народа. Подобно тому, как семья не упраздняет своих членов, а даёт им в известной сфере полноту жизни и живёт не только ими, но в них и для них, точно так же и народ не поглощает ни семьи, ни личности, а наполняет их жизненным содержанием, как правило, в определённой национальной форме

История на уровне обыденного создания донесла  до нас тот смысл слова «народ», который имеет преимущественно  негативную окрашенность. Именно этим словом обозначалась та масса «простого  люда», которая выполняла всю  тяжёлую черновую работу. Такое отношение не было спонтанно выработанной презрительной оценкой со стороны «элиты» общества, оно явилось исторически обусловленным выражением ценности различных видов человеческой деятельности – физической и умственной. Так, у А. Д. Тойнби можно встретить этот «элитарный анахронизм» в виде понятий «творческого меньшинства» и «нетворческой массы», где последнее отождествляется с народом.

И правда, на первый взгляд, в духовной сфере общества действуют исключительно выдающиеся личности: учёные, философы, поэты, художники. Но народ – не только сила, создающая материальные ценности, он неиссякаемый источник духовных ценностей. Народу мы обязаны самим фактом возникновения зачатков научного знания и искусства. Он открыл огонь, многие лекарственные растения. Народ в своём коллективном творчестве изобрёл каменные, деревянные и метательные орудия, замысловатые ловушки для зверей, лук, стрелы и т.п. Науки научных знаний и технического творчества заключены в том огромном опыте, который по крупицам накапливает народ.

Величайшее  творение народа – язык. А ведь без  языка не было бы культуры, да и общества не могло бы существовать. Народная фантазия создала поэтические образы мифологии, изумительные по своей пластичности танцы, художественную резьбу, вышивки, живопись, архитектуру, сценическое  искусство. Лучшие творения великих  писателей и поэтов мира созданы  на основе художественного обобщения  и развития коллективного творчества народа.

Ни одно крупное историческое событие не осуществлялось без участия трудящихся, действовавших по собственному побуждению, выступая либо в качестве главного лица, либо в качестве хора.

Непрерывная борьба трудящихся за свои права и  своё освобождение составляет основное содержание всей политической истории  человечества. Народ всегда являлся  главной движущей силой всех социальных революций.

Вопрос  о жизни и свободе нации  решается народом. Именно он с оружием  в руках поднимался на защиту родины. Так, героическая борьба русского народа освободила Русь от монголо-татарского ига и наполеоновского нашествия. Миллионные массы трудящихся спасли Европу от фашистского порабощения.

Учитывая  все вышеперечисленные доводы, мы с уверенностью можем сказать, что народ – творец истории, но его творческая роль неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества. Опыт истории показывает, что могут быть периоды, когда народ впадает в заблуждение – даже в своём большинстве. Немецкий народ, давший гениев философии, музыки, литературы, науки, образец трудолюбия, поддавшись демагогии Гитлера, в своём большинстве одобрил убийц, стал поработителем других народов. Русский же народ под влиянием сталинской мифологии, превратился в раба.

В ходе общественного  развития существенным образом меняются условия, в которых проявляются  силы народа. Например, при деспотических  режимах активность масс резко снижается: апатия «снизу» - это реакция на гнёт «сверху». Историческая роль народа возрастает по мере прогресса человечества. Это  объясняется углублением социальных преобразований. Чем более сложные  задачи встают перед обществом, тем  всё более широкие массы народа включаются в общественные преобразования.

Неуклонный  рост влияния народа на жизнь общества в свою очередь обуславливает  колоссальное ускорение темпов исторического  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Роль классов, партий, властных элит как субъектов исторического развития

 

 

На роль и значение движущих сил в историческом развитии важнейшее влияние оказывают  три фактора: их массовость, объем, их единство, согласованность, их активность.

С переходом от одной общественно-экономической формации к другой, более высокоразвитой, усиливается процесс превращения народных масс из объектов в субъекты истории. Все больше народов на Земле и все больше людей деятельностно участвуют в общественной жизни.

Усиление  единства людей в их совместной общественной деятельности (экономической, социальной, политической, духовной) означает большую согласованность, организованность, однонаправленность их совместных выступлений, преодоление раскола в рядах, фракционности, противопоставления одних групп другим. Важнейшие средства такого единения действий людей, умножающего движущую силу народных масс, вырастающие на объективной базе соответствующих общественных отношений, – коллективизм, солидарность, товарищество, братство трудящихся в борьбе за свое настоящее и будущее.

Рост  активности народных масс как движущей силы развития общества прямо обусловливается  и проявляется в существенном увеличении затрат ими своей энергии на конкретную общественно-историческую практику.

В проявлении деятельности масс людей как движущих сил развития общества главное значение имеют следующие пять составных качественных характеристик:

1. тип взаимоотношений в деятельности масс людей;

2. принципы взаимоотношений внутри масс людей;

3. качество и уровень сознания;

4. характер идеологических ценностей, ориентаций, установок;

5. уровень организации, организационные формы движущих сил.

В общественно-исторических процессах деятельность людей, народных масс, прежде всего по участию во властной, руководящей, управленческой работе проявляется как демократическая деятельность, как демократия. В собственном смысле слова это есть власть самого народа, народовластие.

Воздействие народа посредством активно проявляющегося полновластия, через эффективный  механизм контроля за политической надстройкой, государством должно быть действенным, полномочным, незамедлительным, результативным. Распоряжение делами в обществе – дело всего народа, его прерогатива, а не только выбранных народными массами властных органов.

Подлинная, действенная демократия всегда есть демократия снизу, от народа. Ей противостоит господство сверху властных элит, корпоративных групп, кланов, а то и просто одного единовластца, правителя.

Духовный  взлет, порыв народа, его идейная  нацеленность на одно общее дело возникают  и рождаются не на пустом месте, а  тогда, когда массы людей понимают и воспринимают общее дело как  свое собственное и потому, прежде всего, как социально справедливое дело. Вот почему социальное единение, единение на базе социальной справедливости служит реальной основой духовного, идейного единения людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Роль личности в истории

 

«Отличительная черта подлинных

государственных деятелей в том  именно и состоит,

чтобы уметь извлечь пользу из каждой необходимости,

а иногда даже роковое стечение обстоятельств  повернуть

 на благо государству» 

Гюго В.

 

Рассмотрение  проблемы роли личности в истории  требует сперва определить само понятие «личность» в его социологическом аспекте и проанализировать современные трактовки вопроса, каким образом соотносятся между собой личность и общество.

Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко - в социальной жизни. Индивид, соответственно, - это единичный человек как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.

Следовательно: а) личность - это любой человек (а  не только яркий, исключительный), рассмотренный  как ответственный и сознательный субъект социальной жизни; б) индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым  людям.

Проблема  «личность и общество» рассматривается в двух основных относительно независимых, но тесно взаимосвязанных ракурсах:

а) первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития.

б) второй ракурс проблемы «личность и общество»: как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личность из предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом, так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

Информация о работе Роль личностей и народных масс в истории