Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:17, автореферат
Цель исследования состоит в историографическом изучении комплекса проблем, связанных с историей генезиса рынка и предпринимательства в Казахстане во второй половине XIX – начале ХХ века.
В соответствии с этим в диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:
- анализ теоретико-методологических подходов предшественников в изучении истории рынка и предпринимательства;
- определение содержания и границ понятий «рынок» и «предпринимательство» с акцентом на их применении к казахскому обществу в дореволюционный период;
- выделение стадий изучения проблемы и их специфических особенностей;
- критический анализ основных тенденций и итогов изучения проблемы;
- сосредоточение внимания на неисследованных и слабоизученных вопросах;
- определение перспективных направлений для дальнейшего исследовательского поиска.
- формулирование своей авторской позиции по исследуемой теме.
- в современной историографии искатели «новой истины», используя ту же документальную базу, пропагандируют успехи «дореволюционного рынка Казахстана», не сделав собственно никаких новых открытий в толковании самого понятия рынка;
- большая задача: отойти от мифотворчества и перейти к глубоким системным научным анализам на основе достижений предшествующих поколений отечественных историков и достижений мировой общественной мысли.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены более чем в 50 статьях, монографиях и докладах на международных и республиканских научных конференциях. В их числе 14 публикаций в республиканских научных периодических изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН Республики Казахстан и 5 зарубежных научных изданиях. Вместе с тем материалы работы использовались автором в лекциях по спецкурсу «История развития предпринимательства в Прииртышье», «Теоретические и методологические основы историографии Казахстана» для студентов и магистрантов по специальности «История». Работа обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры истории, археологии и этнологии Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова.
Структура диссертации состоит из введения, четырех разделов, заключения, обозначений и сокращений, списка использованных источников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Во введении диссертационной работы обоснована актуальность и научная новизна исследования, обозначены хронологические и территориальные рамки, выделены методология и методы исследования, сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, показаны степень изученности и источниковая база, апробация работы и положения, выносимые на защиту.
В первом разделе диссертации «Теоретико-методологические подходы к вопросу о генезисе рынка и предпринимательства в дореволюционном Казахстане» проводится историографический обзор теоретико-методологических подходов, анализируется понятийно-категориальный аппарат, рассматривается проблема периодизации истории генезиса рыночных структур и феномена предпринимательства в Казахстане во второй половине XIX - начале XX века в отечественной историографии.
В разные периоды истории нашей страны существовали различные мировоззренческие, далеко не всегда они были научными, как их долгие годы представляли, взгляды и позиции по актуальным проблемам отечественной истории.
Вопросы роли материального производства в развитии общества, его эволюции вызывали интерес среди представителей казахской интеллигенции. На страницах журнала «Айкап», газеты «Казах» и других периодических изданиях выходили статьи, в которых обосновывалась идея развития, сменяемости эпох. Казахская интеллигенция, активно выражавшая свою позицию на страницах журналов и газет, хорошо осознавала, что без поощрения частной инициативы переход к развитым формам производства, нацеленным на получение максимальных доходов и неуклонное приращение общественного богатства, будет для казахов невозможен.
В советской историографии, с одной стороны, игнорировался цивилизационный подход, с другой искажался формационный, что выразилось, в частности, в том, что в угоду ленинскому тезису о вступлении России в стадию империализма преувеличивалась степень капиталистического развития в центральной части России и ее национальных окраинах. Такая оценка высокой степени развития капитализма в стране была необходима для обоснования исторических предпосылок Октябрьской революции 1917 года.
В 1954 г. Институт истории провел дискуссию по вопросу о генезисе капитализма. Во время дискуссии, относительно национальных окраин России, определились три точки зрения: часть исследователей пришла к выводу, что зародыши капиталистических отношений возникли к 60-70-м гг. XIX в., а к концу XIX в. сложился капиталистический уклад. Вторые вели речь о капиталистической формации, которая, по их мнению, окончательно утвердилась к концу XIX века. Третьи считали, что к этому времени был капиталистический уклад, который находился в зародышевом состоянии. Всплеск интереса к историко-экономическим исследованиям в Казахстане произошел после проведения Объединенной научной сессии, посвященной истории Средней Азии и Казахстана в дооктябрьский период (Ташкент, 1955). Свое видение дискуссионной проблемы высказал на сессии А. Нусупбеков. Он считал, что в Казахстане во второй половине XIX века не было такого национального рынка, объединяющего отдельные районы страны в одно экономическое целое, и лишь в конце XIX – начале XX века эта общность начала складываться. Он отмечал возникновение и развитие местных рынков, капиталистических предприятий на базе привозного и отчасти местного купеческого капитала, складывание казахской буржуазии, втягивание Казахстана в орбиту общероссийского рынка [1, с. 45]. Весомую лепту в методологию проблемы генезиса капитализма в Казахстане внес Е.Б. Бекмаханов. Признавая факт медленного проникновения капиталистических элементов в экономику Казахстана, он считал, что «капиталистический способ производства здесь не сложился» [2, с.13]. По мнению Е. Бекмаханова, проникновение капиталистических отношений только частично разрушило феодальный способ производства, а остатки патриархального быта существовали как особый уклад, не переросший в капиталистический.
В 60-х годах дискуссии по проблеме генезиса капитализма «вширь» приобрели новое качество, подвергались сравнению явления, свойственные генезису капитализма в России и Казахстане, устанавливались тождественные и качественно отличные моменты экономического развития. Советским исследователям, пытавшимся изучать историю рынка, приходилось прибегать к искусственной «актуализации», заостряя внимание на проблемах «зрелости» или «незрелости» предпосылок социалистической революции в стране.
В конце 80-х гг. стало очевидным, что господство марксистско-ленинской методологии значительно обедняет исторические исследования. Происходила поляризация теоретико-методологических взглядов, связанная с отходом от всеобщности и универсальности материалистического подхода в понимании сути общественно-исторического развития. Сама научная база методологии постепенно стала расширяться, основываясь на плюрализме взглядов. С этого периода в отечественной историографии заметно оживились дискуссии по вопросу о специфике рыночной трансформации Казахстана в условиях колониально-капиталистического развития во второй половине XIX - начале XX века, наметились новые подходы к изучению проблемы. Ученые выделяли основные направления изучения рынка и предпринимательства в историческом аспекте (особенности и этапы формирования рынка, социально-правовое положение национальной буржуазии и ее взаимоотношения с властью, соотношение производящего и торгового капиталов, менталитет и социальная психология предпринимателей и др.). Накопленный материал, проработка и определение новых концептуальных подходов к исследованию отечественной истории и историографии позволили Институту истории в 1993 и 1995 годах создать очерки «История Казахстана с древнейших времен до наших дней». Под руководством М.К. Козыбаева было подготовлено академическое издание «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» в 5 томах. В третьем томе, на новом качественном уровне, под углом зрения приоритетных основ казахстанского общества, было дано концептуально-теоретическое обобщение новых фактологических материалов, современная интерпретация исторических процессов и явлений, связанных с историей рыночных отношений в Казахстане в новое время [3].
Начало XXI века ознаменовалось значительным сдвигом в тематике исследований, поиском методов теоретического осмысления материала в свете современных социальных запросов. В центре многих исследований оказались проблемы развития рынка и предпринимательства. Вопросы методологии развития рынка в Казахстане и их влияние на торгово-промышленную сферу, социальную структуру казахского общества нашли отражение в трудах Х.М. Абжанова. Анализируя конец XIХ – начало ХХ века в истории Казахстана, он рассматривал его как «абсолютно неизбежный период адаптации традиционных обществ к рыночным условиям», «время вызревания конкуретноспособных элементов национальной рыночной экономики, постепенного становления социального слоя национальных предпринимателей...» [4, с.26]. В докторской диссертации К.Абилова отмечается важность выработки единых теоретико-методологических подходов по исследованию предпринимательства [5]. При опоре на достижения отечественной и зарубежной методологии были проанализированы категории «традиция», «трансформация», «адаптация» и др. Экстраполяция современных научных знаний на казахское общество второй половины XIX - начала XX вв. привели автора к выводу, что на фоне развития рыночных отношений адаптация являлась основной составляющей характеристикой его развития.
В современной историографии, мы можем сказать, идет продуктивный процесс преодоления идеологизированного подхода в оценке значения и роли рынка и предпринимательства в развитии общества. Обзор теоретико-методологической литературы свидетельствует о том, что ученые активно разрабатывают проблему специфики трансформации традиционного общества и перехода к рыночной модели. Заметим, что ныне широко вводятся в научный оборот работы, которые раннее считались реакционными, псевдонаучными. Интенсивно изучаются труды зарубежных ученых, к которым в прошлом был ограничен доступ. Однако нерешенных проблем еще много. В частности, необходимо пересмотреть подход к решению вопроса о причинах медленного развития рынка в Казахстане во второй половине XIX – начале XX века.
Теоретико-методологическое,
комплексное рассмотрение историографии
истории рынка и
Категории «рынок» и
«предпринимательство» получили широкое
применение в современном казахстанском
обществе. Их используют не только экономисты,
но философы, социологи, историки и
т.д. И в зависимости от контекста
понятия «рынок» и «
В докторской диссертации К.Ж.Абилова, посвященной истории предпринимательства, этот феномен рассматривался не как абстрактное, конкретно-историческое, а как многопланое социальное явление. По мнению исследователя, предпринимательство – это инициативная деятельность людей по производству и сбыту товаров, финансовым операциям и оказанию услуг в материальной и духовной сферах в условиях развивающегося рынка [5, с.3]. Д.Жакупбекова, занимавшаяся региональным исследованием предпринимательства, считала, что наиболее «разработанной» точкой зрения на сущность этой категории является понимание «предпринимательства», как «владение капиталом, соединение и комбинирование факторов производства, ориентация на извлечение прибыли и капитализацию дохода, использование рыночных и других возможностей, самостоятельности, принятие риска, инициативность и творчество, способность преодолевать сопротивление среды, особое управление производством и др.» [6, с.5].
Попытки объяснения понятия
«предпринимательство» в
На наш взгляд, рынок по своему обыкновению незримо присутствовал всюду, где историк отмечал хозяйственную деятельность человека и ту или иную форму обмена. Рынок необходимо рассматривать в 2-х ипостасях: в первичном лексическом значении слова «рынок», как места, где осуществлялась торговля, и в том же значении, но распространенным на определенной территории, в сегментированном на рынке, определенном товарном виде. Понятие рынка состоит из следующих элементов: состав участников рынка (продавцов и покупателей); состав производимых и обмениваемых товаров; структурные образования, выражающие формы организации и связи между участниками рынка; институциональные образования (формальные и неформальные). Собрав эти компоненты воедино, мы получим следующее концептуальное определение: рынок представляет собой совокупность структурно связанных продавцов и покупателей определенного товара (товарной группы), деятельность которых регулируется сходными правилами и разделяемыми большинством участников концепций контроля. Под предпринимательством, в широком смысле, мы понимаем, любую деятельность, связанную с какими-либо новациями, с нетрадиционными подходами к решению каких-либо проблем. Под этим понятием, в узком (социально-экономическом) смысле, мы рассматриваем, деятельность, направленную на получение и максимализацию прибыли путем внедрения каких-либо новаций или путем нетрадиционного подхода к решению какой-либо проблемы, а также социальную категорию (предпринимателей), осуществляющую эту деятельность.