Исторические источники 11-17 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 10:27, доклад

Описание работы

Задачи доклада:
1. Выяснить какие исторические источники были в России в XI-XVII века
2. Понять какова необходимость знания исторических источников

Работа содержит 1 файл

Исторические истиочники.docx

— 38.63 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  по истории

«Исторические источники XI-XVII веков» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 8101 гр.

АфанасьеваТ.

Проверила: Шойдина Г. В. 
 
 
 

Новосибирск 2011

Введение

    История –  интереснейшая наука, но чтобы хорошо в ней разобраться нужно знать «откуда она появилась?».

    Тем самым становится актуальным вопрос об исторических источниках, с помощью которых мы получаем огромную возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. всё, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов. Как говорят «Без знания прошлого – нет будущего». Я выбрала эту тему, потому что я считаю, что знание источников истории позволит мне понять всю сущность истории, открыть для себя новое в этом огромном мире исторических знаний.

    Значение: Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержания и формы невозможно научное познание истории развития общества.

    Количество  исторических источников в широком смысле слова безгранично, но число сохранившихся от различных периодов источников, от чего непосредственно зависят полнота и точность исторического познания, неодинаково. Все исторические источники условно делятся на 6 групп — письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные и кино-, фоно- и фотоматериалы.

    Задачи  доклада:

  1. Выяснить какие исторические источники были в России в XI-XVII века
  2. Понять какова необходимость знания исторических источников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одним из важнейших источников изучения древней Руси по праву считаются - летописи. Летописание велось на Руси с XI по XVII века.

Ле́топись — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.1

Именно в летописях ученые находят основной фактический материал для исторического построения. Вся нарративная часть исследований по истории русских земель и княжеств ХI-ХVП вв. почерпнута из летописей и - в большей или меньшей степени - является их переложением.

В настоящее  время известно более двухсот  списков летописей. Большинство  из них опубликовано в продолжающемся уже на протяжении более полутора столетий Полном собрании русских летописей. Некоторые летописные своды публиковались отдельно.

Каждый летописный список имеет свое условное название:

  • по месту хранения (Ипатьевский, Кёнигсбергский, Академический, Синодальный, Археографический списки и т. п.)
  • по фамилии прежнего владельца (Радзивиловский список, список Оболенского, Хрущевский список и др.)
  • по имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика (Лаврентьевский список, Никоновская летопись)
  • по летописному центру, в котором они были созданы (Новгородская летопись, Московский свод 1486 г.).
  • неизданные списки летописей принято называть по архивохранилищу, в котором они находятся, и шифру, под которым они там числятся.

Предпринимавшиеся неоднократные попытки систематизировать  названия летописных списков и редакций не дали положительных результатов. Как показала практика, это пело лишь к появлению дополнительных названий, связанных с каждой рукописью, что серьезно затрудняло понимание  ссылки на конкретную летопись и усложняло  ее поиск.

Если же несколько  летописей носят одинаковые названия, то к названию добавляется условный номер. Так, выделяются Псковские I, II и Ш летописи, Новгородские I, II, Ш, IV и V летописи. Причем эта нумерация никак не связана с последовательностью их создания.

В связи с  неупорядоченностью номенклатуры летописей  некоторые списки могут иметь  несколько названий. Например, Радзивиловский список (летопись) может также называться Кёнигсбергским, а Устюжская летопись часто упоминается как Архангелогородский летописец.

Определение летописания  как особого вида исторических источников вызывает довольно серьезные трудности. Прежде всего это связано со сложным составом летописей.

Летописание — запись исторических событий древнего времени по годам, производимая современником,2 каждый летописный свод принято рассматривать как самостоятельное цельное литературное произведение, имеющее свой замысел, структуру, идейную направленность. В древней Руси летописанием могли называть, например, новозаветную книгу Деяний апостолов.

В узком смысле слова летописями принято называть реально дошедшие до нас летописные тексты, сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой списках. Одним из самых сложных в летописеведении является понятие авторства. Ведь, как уже отмечалось, почти все известные летописи - результат работы нескольких поколений летописцев.

Вся история изучения летописания делится на два периода: до-шахматовский и современный.

Алексе́й Алекса́ндрович Ша́хматов (5 (17) июня 1864Нарва — 16 августа 1920,Петроград) — известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы. После работ Шахматова любое исследование по истории древней Руси опирается на его выводы. Учёный заложил основы текстологии как науки.

Особенно большой  вклад исследователь внёс в разработку текстологии древнерусского летописания, в частности — «Повести временных лет». Сличение различных редакций данного памятника позволило Шахматову прийти к выводу о том, что дошедший до нас текст по происхождению многослоен и имеет несколько стадий формирования. Логические нестыковки, текстовые вставки, разрывающие связный текст, отсутствующие в Новгородской Первой летописи, по мысли Шахматова, являются свидетельством существования гипотетического Начального свода, созданного приблизительно в 90-х гг. XI века. Например, в тексте Новгородской Первой летописи отсутствуют договоры Руси с греками X века, а также все прямые цитаты из греческой Хроники Георгия Амартола, которой пользовался составитель Повести временных лет. При дальнейшем изучении Начального свода А. А. Шахматов обнаружил другие логические несоответствия. Из этого делался вывод о том, что в основе Начального свода лежала какая-то летопись, составленная между 977 и 1044 гг. Её исследователь назвал Древнейшим сводом.

Одним из важнейших  выводов А.А. Шахматова, к которому он пришел в результате систематического изучения летописных сводов XIV-XVI вв., было заключение, что "рукой летописца  водили не отвлеченные представления  об истине, а мирские страсти и  политические интересы"

Древнерусские летописные тексты не так элементарны, как может показаться при первом приближении. Летописец часто описывает  событие столь "примитивно", что  у современного читателя может сложиться (и зачастую складывается) впечатление, будто его собеседник "умом прост  и некнижен"; кажется, он - непосредственный очевидец про исходящего, бесхитростно описывающий только что увиденное. Иногда современный ученый воспринимает летопись так: "Летописец и не пробует понять, что он пишет и переписывает, и, похоже, одержим одной мыслью -записывать все, как есть". При этом подчеркивается: "цель летописца не в том, чтобы изложить все последовательно, а изложить все, ничем не жертвуя". Якобы именно поэтому "летописец внимателен ко всякому событию, коль скоро то произошло. Фиксируются даже годы, когда "ничего не было": "Бысть тишина». Часто на таком ощущении "эффекта присутствия автоpa" базируются датировки этапов развития летописных сводов, делаются далеко идущие выводы об участии в летописании тех или иных лиц, строятся предположения о политической ориентации летописцев.

Стоит, однако, взглянуть  на летописное изложение чуть пристальнее - и "очевидец" исчезает. Ему на смену приходит весьма начитанный книжник, мастерски подбирающий из множества  известных ему произведений "куски  драгоценной смальты" (Д.С.Лихачев), которые он складывает в единое по замыслу и грандиозное по масштабу мозаичное полотно летописи; Вот  один из множества примеров такого рода:

Повесть временных лет

1. Володимер <...> помысли создати церковь Пресвятыя Богородица <...> И наченщю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами (с. 54)*.

2. Володимер видев церковь свершену, вшед в ню и помолися Богу, глаголя: "Господи, Боже! <...> Призри на церковь Твою си, юже создах, недостойный раб Твой, въ имя рожьшая Тя Матере Присиодевыя Богородица. Аже кто помолиться в церкви сей, то услыши молитву его молитвы ради Пречистый Богородица" (с. 55).

3. ...Володимер... постави церковь, и створи праздник велик <...> Праздновав князь дний 8, и възвращашеться Кыеву <...> и ту пакы сотворяше праздник велик, сзывая бещисленое множество народа. Видя же люди хрестьяиы суща, радовашеся душею и телом (с. 56).

Этого примера  достаточно, чтобы убедиться, насколько "современным" и "простым" может  стать под пером летописца  текст, скомпилированный из фрагментов произведений, созданных за несколько  сотен лет до того по совершенно другому поводу. Для составления летописей широко привлекалась и апокрифическая литература, которая в XI-XII вв. бытовала наряду с богослужебными книгами.

Начальный свод

Дальнейшее исследование текста Повести показало, что в  нем содержится ряд фрагментов, нарушающих изложение. Некоторые из них даже изменяли структуру отдельных фраз, в которые были включены, отрывая  начало предложения от его завершения.

Новгородские  своды XI в

Воссоздавая начальные  этапы древнерусского летописания, А.А. Шахматов предположил существование  новгородского свода, который был  начат в 1050 г. и велся до 1079 г. Вместе с Киево-Печерским сводом 1074 г. (так  называемый свод Никона) он лег в основу Начального свода. В основе новгородского свода третьей четверти XI в., как полагал А.А. Шахматов, лежали Древнейший киевский свод 1037 г. и какая-то более ранняя новгородская летопись 1017 г., составленная при новгородском епископе Иоакиме.

Иностранные источники Повести  временных лет. 

Летописцы, создававшие  и редактировавшие Повесть временных  лет и предшествующие ей летописные своды, опирались не только на отечественные, но и на зарубежные источники. Почти  все они выявлены. Значительную часть  их составляют зарубежные хроники, прежде всего греческие. Из них ранние летописцы  заимствовали не только фактический  материал, но и ряд основополагающих для летописания идей, в частности  ту, которую условно можно назвать  идеей исторического процесса.

Цель  создания древнейших летописных сводов, однако, не формулируется в них в явном виде. Поэтому ее определение стало одним из дискуссионных вопросов в современном летописеведении. Исходя из представления о, прежде всего, политическом характере древнерусского летописания, А.А. Шахматов, а за ним М.Д. Присёлков и другие исследователи полагают, что зарождение летописной традиции па Руси связано с учреждением Киевской митрополии. "Обычай византийской церковной администрации требовал при открытии новой кафедры, епископской или митрополичьей, составлять по этому случаю записку исторического характера о причинах, месте и лицах этого события для делопроизводства патриаршего синода в Константинополе"

Информация о работе Исторические источники 11-17 веков