Экономическая мысль Древнего Востока

Автор: Елена Марк, 04 Сентября 2010 в 14:40, доклад

Описание работы

Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации.

Работа содержит 1 файл

Экономическая мысль Древнего Востока.docx

— 13.20 Кб (Скачать)

Экономическая мысль Древнего Востока 

Экономико-специфическая  сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого  общества. В процессе своей хозяйственной  деятельности первобытные люди накапливали  производственный опыт, приобретали  навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена  экономические представления людей  являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические  представления древних народов  облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов  цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.  

В странах  Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая  жизнь имела натурально-хозяйственную  основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной  регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место  отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных  рабовладельческих хозяйств и регламентации  нарождавшихся товарно-денежных отношении.  

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации  был регион Месопотамии, где во II тысячелетии до нашей эры возникло могущественное Вавилонское царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи /ХУIII в.до н.э./При нем был разработан сборник  законов, известный под названием "Кодекса Хаммурапи", являющийся ценным источником дающим представление  об экономической мысли той эпохи. В этом своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных  отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения  аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.  
 

Выдающимся  письменным памятником, характеризующим  состояние хозяйства и экономическую  жизнь Древней Индии в IV- III вв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это  название означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение государственной казны. В этом, утверждается в трактате, состоит главная цель экономической политики государства. Основным источником государственных  доходов в трактате назы¬ваются  прибыль от царских хозяйств и  различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной  казны признается также торговля, которая рассматривалась как  объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма  торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена. В целом, "артхашастра" характеризует довольно высокий  уровень общественного развития Древней Индии и характерные  черты экономической мысли в  этой стране.  

В Древнем  Китае основные течения общественной жизни оформились в IV- III вв. до н.э. Своеобразие  экономической мысли древнекитайского общества этого периода наиболее полно отразилось в коллективном трактате "Гуань-цзы", написанном в IV в. до н.э. Авторы этого трактата, руководствуясь желанием умножения  богатства государства и удовлетворения потребностей его населения, уделяют  большое внимание экономической  политики государства, высказываются  за регулярное влияние ее на хозяйственную  жизнь страны. С этой целью они  разработали систему государственного регулирования экономики, которая  включала такие меры как регламентация  труда земледельцев, ремесленников  и торговцев, "усиление земледелия" путем более равномерного распределения  земельных участков, определения  их плодородия, установления налогообложения  с учетом качества земли, предоставления крестьянам кредитов и т.д. Большое  значение авторы трактата придавали  использованию государством товарно-денежных отношений в целях регулирования  экономики. Они сформулировали принцип "уравновешивания хозяйства" путем  создания государственных зерновых фондов в целях стабилизации цен  на хлеб. Рассматривались в трактате и вопросы налогообложения и  денежного обращения. В целом, трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической  мысли Древнего Китая.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока