Исторические источники Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:52, реферат

Описание работы

История Древнего Востока, как и вся историческая наука, базируется на исторических источниках , которые дают нам информацию о далеком прошлом. Вообще древневосточные письменные документы, дошедшие до нас, имеют наибольшее значение среди всех прочих источников – ведь именно на Востоке зарождались первые великие цивилизации.
Обнаруженные источники же позволяют установить социально-экономические факты, политические события и уровень развития культуры того времени.

Работа содержит 1 файл

Источники Древнего Востока.docx

— 51.11 Кб (Скачать)

Раздел 6. ДРЕВНИЙ КИТАЙ. 

При изучении древнейших судеб китайского народа современный историк уже может  опираться не только на позднейшую и поэтому в некоторой степени  изменённую историческую традицию, но также и на древние документы  и памятники материальной культуры. Археологические материалы проливают  некоторый свет на уровень развития экономики и техники в древнем  Китае, однако ещё не дают возможности  в полной мере охарактеризовать древнейший период китайской истории. Значительно большую ценность для историка представляют древнейшие документы, в частности надписи, сохранившиеся на так называемых гадательных костях и черепашьих щитах, которые относятся ко второму тысячелетию до н. э. Эти краткие надписи, содержащие вопросы, обращённые к оракулу, позволяют в известной степени обрисовать хозяйственный, общественный и государственный строй древнего Китая в период существования государства Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н. э.). К концу этого периода, а также ко времени существования царства Чжоу (XII—VIII вв. до н. э.) относятся надписи на бронзовых ритуальных сосудах. Среди этих надписей встречаются дарственные грамоты. Большую ценность представляют надписи на каменных барабанах, относящиеся к периоду династии Цинь (III в. до н. э.). Наконец, большой культурно-исторический материал содержат рельефные изображения, сохранившиеся в провинции Шаньдун и относящиеся ко времени династий Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.).

Историческая  традиция древнего Китая нашла своё отражение в сохранившихся произведениях  древнейшей классической литературы, в состав которой входят исторические, религиозно-философские и художественные литературные произведения. Однако необходимо иметь в виду, что этот свод классической литературы древнего Китая подвергся в V—III вв. до н. э. довольно значительной редакционной обработке. Некоторые классические книги были заново переработаны под влиянием господствовавших в то время социально-политических и религиозно-философских теорий, и поэтому их текст был в сильной степени искажён.

Сохранилась «Книга песен» («Ши-цзин»), составленная в результате длительного собирания народных песен в различных областях Китая. В этих народных песнях отразилась подлинная жизнь китайского народа на заре его исторического существования; здесь запечатлены различные народные обычаи и обряды.Также наряду с подлинно народными песнями в этом поэтическом сборнике древнего Китая сохранились и произведения аристократаческого литературного творчества, в которых придворные поэты восхваляют героев, князей и царей, описывают военные походы или сокрушаются о бедственном положении страны. Входят в «Книгу песен» также священные песнопения, в которых воспевались подвиги обожествлённых

Некоторое количество конкретных фактических  данных можно найти в других исторических трудах, относящихся к древнейшим периодам китайской истории, в частности  в летописях. Самому Конфуцию приписывается  книга, носящая название «Чунь-цю» («Весна и осень» -хроника царства Лу, по преданию, родины Конфуция). Эта книга содержит краткий хронологический обзор важнейших событий, происшедших в царстве Лу в VIII—V вв. до н. э. Значительно больший интерес для историка, чем сама хроника «Весна и осень», представляет добавленный к ней позднее комментарий («Цзо-чжуань»), который может считаться в китайской литературе первым полным обзором древнекитайской истории. Далее следует отметить так называемые «Бамбуковые анналы», которые, очевидно, являются царской или княжеской летописью, составленной в ХII—VIII вв. до н. э. В этой летописи сохранилась дата солнечного затмения — 776 г. до н. э., перечень царей династии Шан-Инь и ряд других ценных исторических сведений. Лаконичный стиль и отсутствие тенденциозных нравоучений указывают на то, что эта хроника древнего Китая, в которой содержится лишь краткий и сухой перечень важнейших исторических фактов, подверглась сравнительно небольшой редакционной переработке в позднейшие времена.

Большое значение для изучения истории древнего Китая имеют «Исторические записки» Сыма Цяня, одного из древнейших и наиболее известных историков древнего Китая, жившего во II—I вв. до н. э. Этот большой исторический труд охватывает период от мифической древности вплоть до конца II в. до н. э. Он даёт материал главным образом для политической и культурной истории древнего Китая, а также для восстановления хронологии. Впервые дав всеохватывающий обзор древнекитайской истории, в который органически введены данные источников, Сыма Цянь своим большим и ценным историческим трудом, не лишённым некоторой политической и морализирующей тенденции, оказал сильное влияние на всё дальнейшее развитие китайской историографии.  

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Как трудно порой бывает понять и разобраться  в событиях, происходящих в наше время. Насколько же труднее понять мир древних людей, создававших великие государства тысячи лет назад! Как они жили, о чем думали, о чем мечтали?  Судить о той эпохе современный человек может лишь по скупым сведениям археологии да по письменным источникам, дошедшим до нас – хотя зачастую загадок они задают больше, чем дают отгадок.

Записанные  древними мифы и  предания таят собственную  тайну – кто может сказать, что в них вымысел, а что  правда? Когда-то их считали сказками, но открытие Генрихом Шлиманом легендарной  Трои разбило в прах это заблуждение.

Поражает  разнообразие верований и обычаев  разных народов, самобытность каждой древней  культуры.

Изучая  исторические источники, человек пытается найти свои истоки, быть может, ответ  на вечный вопрос о том, кто же мы такие, как начиналась «заря человечества»  и в чем его предназначение.

Информация о работе Исторические источники Древнего Востока